Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2007

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Внутришкольный мониторинг

Спроектировать перемены

Необходимые изменения в содержании общего образования, в его организации, во взаимоотношениях школы и социума предполагают перемены в управлении образованием на всех уровнях, включая управление образовательным учреждением (ОУ). Мы поговорим об изменениях управленческой деятельности в условиях профильного обучения в гимназии.

Образовательное пространство профильной школы – это такое пространство, в котором отпала необходимость принимать управленческие решения через тотальный контроль. Это четко продуманная система внутришкольного педагогического мониторинга, которая обеспечит непрерывное отслеживание состояния профильного обучения, своевременную корректировку и прогнозирование его развития.

Мониторинг – целенаправленная, целостная, внутренне организованная программа отслеживания, измерения отдельных показателей на уровне системы.

Задачи мониторинга образовательного процесса:

  • осуществление государственного контроля за ходом реализации нормативных документов и программ;

  • организация, сбор, обработка, распространение информации о динамике, состоянии, уровне качества образования;

  • выявление эффективности управленческих решений, их влияние на изменение качества образования.

Задачи управленца в связи с организацией системы мониторинга:

  •  создание условий для формирования структуры мониторинга;

  • обеспечение функционирования этой системы;

  • выявление динамики и уровня качества образования, прогнозирование развития системы образования на основе результатов мониторинговых исследований.

Проектирование управленческой деятельности в условиях профильного обучения в гимназии – это создание педагогического мониторинга, практика развития которого включает:

  • отбор направлений, объектов мониторинга;

  • проведение отслеживаний по каждому направлению на диагностической основе;

  • обобщение и анализ результатов, принятие управленческих решений.

Основными направлениями мониторинга у нас в гимназии в течение одного учебного года были:

  • обновление содержания;

  • освоение новых технологий;

  • повышение квалификации учителей;

  • организация промежуточной и итоговой аттестации;

  • ресурсное обеспечение образовательного процесса;

  • социальная защита учащихся и учителей.

Остановимся несколько подробнее на структуре каждого из этих направлений. Ведь от того, насколько точно педагогический коллектив обозначит для себя составные части мониторинга, зависит будущее развитие и успех любого ОУ.

Обновление содержания:

  • введение изменений в образовательную программу гимназии;

  • конструирование учебного плана с учетом социального заказа родителей и учащихся;

  • изменение, расширение и апробация образовательных стандартов с учетом профильного обучения;

  • экспертиза научно-методического обеспечения реализуемых программ;

  • создание рабочих программ учителей;

  • создание элективных курсов (10 кл.), краткосрочных курсов по выбору (9 кл.).

Освоение новых технологий:

  • апробация новых технологий (ИКТ, ТПД);

  • обновление современных технологий с учетом профильного обучения (КСО, ОДИ, ТРИЗ и т.д.);

  • отслеживание эффективности педагогических технологий;

  • учет и оценка результатов обучения при внедрении новых технологий.

Повышение квалификации учителей:

  • планирование и организация опытно-экспериментальной работы;

  • организация повышения квалификации учителя (самообразование, творческие группы, семинары, обучение ХРИПК и ПРО);

  • развитие структуры методической службы (КНМЦ).

Организация промежуточной и итоговой аттестации:

  • определение структуры и технологии накопления портфолио ученика;

  • разработка и реализация моделей промежуточной и итоговой аттестации (9 кл.).

Ресурсное обеспечение образовательного процесса:

  • создание психолого-педагогической базы по изучению профильной ориентации учащихся и педагогов;

  • корректировка структуры управления и управленческого цикла ОУ;

  • профессиональная компетентность учителя;

  • материально-техническое оснащение образовательного процесса.

Для управления качеством образования можно выделить следующие показатели гимназического мониторинга:

  • достижения учащихся (результаты образовательного процесса);

  • изменения в образовательном процессе (показатели качества образовательного процесса);

  • уровень компетентности педагогов;

  • ресурсное обеспечение образовательного процесса;

  • взаимодействие гимназии с другими учреждениями;

  • взаимодействие гимназии с родителями.

Социальная защита учащихся и учителей:

  • комплектование классов на основе психолого-педагогического диагностирования;

  • развитие сферы дополнительного образования;

  • организация работы с одаренными детьми (программа «Новая формация»);

  • введение новых форм образования (дистанционное обучение).

Сегодня, на наш взгляд, необходимо разрабатывать рекомендации по организации мониторинговых исследований на уровне гимназии, потому что проанализировать результаты образовательной ситуации в ОУ может только само учебное заведение. Таким образом, программа управленческой деятельности в профильной школе в один из учебных годов у нас представляла мониторинг образовательной деятельности, который состоит из:

  • изучения мнения учащихся, родителей о целесообразности внедрения предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  • пересмотра функциональных обязанностей управленческого персонала (введение новой должности);

  • приведения в систему нормативного образования (корректировка локальных актов);

  • создания базы психолого-педагогического мониторинга;

  • осуществления педагогического мониторинга, ресурсного обеспечения образовательного процесса;

  • обеспечения отслеживания результативности введения системы предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  • обновления направлений методической работы, введения приоритетных видов деятельности, связанных с особенностями предпрофильной подготовки и профильного обучения, с новыми формами итоговой аттестации (9 кл.).

Для управления профильной школой мы создали в своей гимназии совет. Кроме членов совета в педагогическом мониторинге участвуют также учителя-предметники, учащиеся и их родители.

Осуществляя проектирование управленческой деятельности в профильной школе, необходимо учитывать условия эффективного управления:

  • коллегиальный стиль управления;

  • корпоративная культура персонала;

  • достоверная информация о динамике состояния объектов управления.

Важно знать, что механизмом управления является мониторинг компонентов образовательного процесса профильной школы с целью выявления их соответствия прогнозируемым результатам и своевременному регулированию и коррекции.

Основой этой работы, по нашему мнению, являются индикаторы (доступные наблюдению и измерению характеристик изучаемого объекта) мониторинга качества управления образовательным процессом в профильной школе. Рассмотрим некоторые из таких индикаторов.

1. Общественный имидж образовательного учреждения:

  • стабильность побед учащихся в интеллектуальных марафонах, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.п. различных уровней;

  • успешность социальной адаптации выпускников учреждения;

  • обеспеченность квалифицированными педагогическими кадрами;

  • полнота набора в начальные классы;

  • вариативность образовательного процесса;

  • цитируемость позитивного опыта в СМИ.

2. Инновационность образовательной политики:

  • способность генерировать и поддерживать прогрессивные идеи;

  • практическая реализуемость инноваций;

  • социокультурная направленность опережающего образования;

  • адаптация современных управленческих и образовательных технологий;

  • открытость опыта для трансляции другим образовательным учреждениям.

3. Корпоративность педагогического управления:

  • соблюдение баланса интересов всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, учителей, родителей);

  • публичная доступность и прозрачность информации о стратегических планах и методах решения проблем;

  • коллегиальный характер принятия управленческих решений;

  • сплоченность административной команды;

  • участие общественности в осуществлении мониторинга качества;

  • включенность персонала в проведение коллективных творческих дел.

4. Социальное обеспечение:

  • наличие развитой и хорошо функционирующей инфраструктуры для сотрудников;

  • обеспеченность здоровьесберегающими условиями педагогического труда;

  • действенность работы профсоюза;

  • подготовка нового поколения педагогических кадров;

  • регулярность повышения квалификации персонала.

5. Финансово-коммерческая сфера:

  • качество управления ресурсами;

  • прозрачность финансовой отчетности;

  • взаимоотношения с партнерами и социальными заказчиками;

  • освоение новых видов образовательных услуг и бизнеса.

Предложенные индикаторы, на наш взгляд, можно использовать для оценки эффективности управления не только в профильной школе, но и для самоаттестации образовательного учреждения в целом.

Вера ШВЕЦОВА,
замдиректора МОУ «Гимназия»,
г. Абакан
Рейтинг@Mail.ru