Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2007

СОБЫТИЯ

Русскоязычные школы

Язык Пушкина – против родного

Сохранение чистоты русского языка, обсуждение ЕГЭ по литературе, привлечение молодежи к чтению, издание полезных книг, развитие культуры посещения библиотек и различных медиацентров… Перечисленные темы по частоте их упоминания в СМИ не обогнали в этом году разве что светские новости, к которым народ всегда испытывает особый интерес. Столь явное внимание к языку–книгам–чтению обусловлено, разумеется, Годом русского языка, который подходит к своему календарному концу. В этом смысле III Международный форум пушкинских школ, прошедший в Москве, стал одним из его финальных аккордов.

Такой форум проходит каждые два года, и его основные задачи излагаются организаторами* так:

  • развитие международного гуманитарного сотрудничества, поддержка соотечественников за рубежом средствами образования;

  • содействие изучению русского языка и русской культуры, творчества А.С. Пушкина;

  • обмен опытом в области учебно-воспитательной и научно-методической работы педагогических коллективов школ, носящих имя А.С. Пушкина.

Таблички, стоящие на столе, сообщали присутствующим о том, что в зале находятся люди из 30 стран: Македонии, Грузии, Греции, Литвы, Болгарии, Армении, Польши, Германии etc. Это были директора и преподаватели школ, руководители органов управления образованием, лауреаты Пушкинского конкурса учителей русского языка и литературы стран СНГ и Балтии, школьники-победители Всероссийского и международных литературных конкурсов и олимпиад по русскому языку. Нарядные и слегка взволнованные, они встречались с коллегами, делились новостями, готовились к выступлениям.

Открывая встречу, руководитель московского Департамента образования Ольга Ларионова заметила, что форум является прекрасной традицией поддержки педагогов 32-х стран, которые преподают русский язык и литературу. «Участники движения пушкинских школ исходят из того, что молодежь надо научить чувствовать красоту, точность и разнообразие русского языка, и богатейшая русская культура подходит для этого как нельзя лучше», – подчеркнула Ольга Ларионова. «Мы в России озабочены тем, чтобы как можно больше людей владело настоящим русским языком, а не тем, который несется сегодня с экранов наших телевизоров», – вторила ей первый заместитель столичного мэра Людмила Швецова.

Мысли организаторов не замедлили подтвердить учащиеся одной из московских школ. Переодетые в русские костюмы и бальные платья пушкинских времен юноши и девушки прямо в зале для заседаний показали театрализованную постановку, читая фрагменты поэм и исполняя романсы на стихи поэта.

На смену их лиричному выступлению пришли доклады сверстников, приехавших на форум из разных стран. Речи, произносимые старшеклассниками, звучали так, словно учителя литературы писали их под копирку. Лейтмотивом было прославление красоты русского языка и глубины произведений А.С. Пушкина. Отличались лишь названия школ и фрагменты декламируемых стихотворений.

«Наша школа им. А.С. Пушкина в Каунасе живет не только по обычному календарю, но и по особому, пушкинскому, – старательно выговаривая русские слова, читала по бумажке доклад ученица из Литвы. – Начинается он в октябре датой, дорогой сердцу поэта. Мы посвящаем выставки, спектакли, доклады 19 октября. Не можем оставить в стороне и Болдинскую осень, вдохновившую поэта на творчество. Наши ребята творят свои шедевры в стихах и прозе. Лучшие помещаются в школьный альманах «Муза». Перед Новым годом все классы веселятся на бале-маскараде пушкинских героев… Мы общаемся с пушкинскими школами и общественными организациями других стран. В 2003 году был заключен договор о дружбе и сотрудничестве со школой № 353 им. А.С. Пушкина города Москвы, и теперь мы обмениваемся делегациями учащихся…»

После нескольких подобных докладов в воображении возникал светлый образ пушкинских школ. Школ, где дети буквально «заражены» чтением русской литературы, красотой русской речи, анализом известных произведений.

Как говаривал герой Грибоедова, «свежо предание, а верится с трудом». Статистика свидетельствует об обратном. А именно – о неуклонном снижении уровня литературного развития детей и подростков, о нежелании школьников тратить время на чтение Пушкина, Достоевского, Толстого. На том же международном фестивале «Библиобраз», который проходил в Москве нынешней осенью, и который курирует супруга нашего президента, звучали слова о том, что в последние годы чтение в России стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде.

Тема «Подросток и литература» весьма многогранна. Как сформировать у детей интерес к книге, тягу к чтению, как переломить негативную тенденцию к падению грамотности, к снижению уровня  чтения в обществе в целом, какую роль в этом процессе играет школа, учитель, семья? Это лишь часть вопросов, на которые собравшиеся пушкинские школы могли бы дать ответ. Почему бы не поделиться с коллегами (не в кулуарах, а при всех, в большом зале) своими успешными находками? Не «нарисовать» образ учителя-словесника, который в этих пушкинских школах столь продуктивно работает с ребятами и воздействует на их души и сердца?..

Да, были еще два дня форума. Один – выездной, в музее-заповеднике А.С. Пушкина «Захарово-Вяземы», с проведением круглого стола «В мире Пушкина». Третий – и последний – в музее-квартире А.С. Пушкина на Старом Арбате. Вспоминали поэта, восторгались его наследием. Мастер-классы, видимо, не ложились «в формат»…

Конечно, можно сказать, что форум вообще не предусматривает подобных мероприятий, что для них есть учительские конференции, семинары и курсы повышения квалификации. И все это будет правдой.

Другая же правда в том, что и за три минуты можно раскрыть одну, но продуманную и апробированную идею, которая поможет сделать жизнь в школе интереснее, а параллельно развить и интерес детей к чтению, и их креативные способности. Хотите пример? Засекайте время.

Одна из самых любимых мною российских школ – гимназия № 210 «Корифей» в Екатеринбурге – объявила в своих стенах проект «Читать модно» и учредила премию «Фаворит». Инициатором этого стал библиотечно-информационный центр гимназии. Претендовать на премию может любой учащийся, собравший в течение учебного года наибольшее количество отзывов на свою любимую книгу. Пиарить любимое произведение можно разными способами: развешивать на стенах гимназии рекламные листки с призывом прочитать такую-то книгу, делать объявления по гимназическому радио, вывешивать краткую рецензию на школьном сайте – пределов для фантазии не существует! Отзывы также собираются в любой форме. Примечательно, что в данном проекте могут принимать участие педагоги и родители. Хочешь – рекламируй поэзию Пушкина, хочешь – Гарри Поттера или «Восточные сказки»!

Думаем, что идея уложилась в трехминутный регламент. А в качестве ремарки добавим, что покидая пленарное заседание, та изящная девушка с русским именем из Литвы, что так старательно расписывала прелести русской поэзии и объяснялась в любви к русскому языку, весело болтала со своей подружкой на чисто… литовском языке.

Очевидно, что реальная жизнь все расставляет по своим местам. И она далека от того, что написали учителя в докладах для своих учеников…

Яна САРТАН

__________

* Организаторами Форума выступили столичные Департамент образования и Департамент внешнеэкономических и международных связей, Центр межнационального образования «Этносфера», Московский дом соотечественников.

Рейтинг@Mail.ru