Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2007

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Заработная плата

Распределяйте деньги сами!

Если педагог не согласен с предложенными ему изменениями в оплате труда, он может потребовать, чтобы его зарплата начислялась по старому принципу. Это касается и тех учителей, которые с 1 сентября 2007 года при введении НСОТ потеряли в деньгах.

В прошлом номере (№ 22/2007) мы рассказывали о ситуации, сложившейся в тамбовском областном государственном учреждении дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи. Педагогический коллектив Дворца получил первую зарплату по новой отраслевой системе оплаты труда, принятой в Тамбовской области, и она оказалась ниже их прежних заработков на 1500–2000 рублей.

Педагоги обратились с письмами в ряд инстанций, в том числе в областную Общественную палату. Однако нигде не получили внятного ответа на свои вопросы. Учитывая, что в похожей ситуации оказались педагогические коллективы ряда школ во многих регионах России, мы попросили юриста Александра Вавилова (ГУ-ВШЭ) дать правовую оценку сложившейся ситуации.

Досье

Тамбовская область реализует на своей территории комплексный проект модернизации образования. Здесь принят областной «Закон о заработной плате работников государственных и муниципальных учреждений». Разработана модель аттестации учителей и руководящих работников школ, которая начнет действовать с 1 января 2008 г. и будет проходить по современным технологиям. Учителя, успешно прошедшие новую аттестацию, смогут получить надбавку до 60%. Для педагогов Тамбовской области закон устанавливает фиксированные базовые оклады. 14 разрядов сетки ЕТС заменяются пятью стажевыми группами. В соответствии с ними базовые оклады для категории «педагогические работники» устанавливаются в диапазоне от 2168 до 3144 руб. Минимальный оклад – 80% величины прожиточного минимума в области.

– Педагоги указывают на то, что им начисляли зарплату согласно утвержденному приказу Управления образования и науки Тамбовской области от 28.08.2007 г. № 1564 «Методическим рекомендациям по расчету заработной платы работников образовательных учреждений». Между тем ряд пунктов этих рекомендаций расходится с областным документом, который называется «Закон о заработной плате работников государственных и муниципальных учреждений». Как педагогический коллектив должен поступить в таком случае?

– Заметим, что речь идет о рекомендациях, т.е. о документе, который не является нормативным и не носит обязательного характера. Поэтому оценить его законность не представляется возможным. Рекомендации изданы в помощь работодателям (образовательным учреждениям) и можно попытаться оценить их содержание с такой позиции: предлагают ли эти рекомендации руководителям ОУ действовать вопреки требованиям законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В этих целях, прежде всего, выделим основные нормы трудового права, устанавливающие правила введения систем оплаты труда:

  • в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации системы оплаты труда устанавливаются «коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами», которые должны соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам (часть 1 ст. 144 Трудового кодекса РФ в редакции от 30.06 2006 г.);

  • к компетенции образовательного учреждения относится «установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования» (пункт 10 части 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в редакции от 22.08.2004 г.).

Из сопоставления указанных законодательных норм может быть сделан вывод: системы оплаты труда в образовательном учреждении могут быть введены только самим образовательным учреждением (например, принятием Положения о системах оплаты труда Дворца творчества детей и молодежи или нескольких локальных актов, отдельно регламентирующих размеры, порядок и условия выплат по базовой части, компенсационной части и стимулирующей части заработной платы).

В соответствии с частью 4 ст. 8 Трудового кодекса РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором и соглашениями, не подлежат применению.

Педагоги указывают, что не были поставлены в известность о существенных изменениях условий труда (за два месяца, как указано в трудовом кодексе РФ). Законно ли это?

– Из текста коллективного письма не следует, что новая система оплаты труда была введена в учреждении в установленном законом порядке. Поэтому у работодателя не было и обязанности уведомлять работников об изменении условий трудовых договоров с ними по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, как это предусмотрено ст. 74 ТК РФ.

– Заработная плата педагогов существенно снизилась. Что делать в этом случае?

Ситуация

Рассказывает Юлия Хорохорина, заслуженный учитель, заместитель директора тамбовского Дворца творчества детей и молодежи:

– При введении НСОТ с 1 сентября 2007 года наши педагоги серьезно потеряли в зарплате. Мы знаем, что то же самое происходит и в школах области, где только учителя с большим стажем получили существенные прибавки. Но в коллективе нашего Дворца творчества нет никого с большим стажем. И людям, к сожалению, больше невыгодно здесь работать. Это самое печальное. Ведь у нас прекрасный коллектив.

Я знаю, что в некоторых ОУ области учителя недовольны НСОТ и уже подают заявления об увольнении. Мы пока ждем: областной комитет по образованию и науке обещает пересмотреть методические рекомендации по расчету заработной платы работников образовательных учреждений. Но с момента этого обещания прошло уже много времени…

– У работодателя не было права изменять условия оплаты труда, определенные трудовым договором, без соглашения с конкретным работником. Размеры и условия оплаты труда каждого конкретного работника определяются трудовым договором, заключенным с ним. Изменять определенные трудовым договором условия без согласия работника запрещено (ст. 72 ТК РФ). При этом подчеркнем, что условия все-таки являются предметом договоренности между работодателем (его представляет руководитель учреждения) и конкретным работником. Следовательно, работодатель при переговорах с работником может пользоваться рекомендациями, которые официально направлены ему вышестоящим органом управления.

Вывод: если педагог не согласен с предложенными ему изменениями условий оплаты труда по трудовому договору, то его заработная плата должна определяться в соответствии с условиями трудового договора в прежнем порядке.

Педагоги пишут, что прежде у них была большая нагрузка. Теперь им сообщили, что она должна быть не выше определенного уровня. В областном законе об этом не сказано. Законно ли использовать документ под названием «Рекомендации», мотивируя отказ работодателя в установлении большего объема нагрузки педагогам?

– Что касается педагогической нагрузки сверх установленной нормы за ставку заработной платы, то объем нагрузки относится к условиям договора с данным работником. Изменение объема возможно по соглашению с работодателем. При этом работодатель вправе воспользоваться данными ему рекомендациями и отказать педагогу в установлении большего объема педагогической нагрузки по сравнению с условиями трудового договора. Ничего противозаконного в таких действиях работодателя нет.

Таким образом, руководитель учреждения (как представитель работодателя) может использовать Методические рекомендации без нарушений законодательства о труде, если он будет соблюдать упомянутые выше требования.

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА
Рейтинг@Mail.ru