Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2007

ТЕМА НОМЕРА: РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
 

Из опыта преподавания русского языка в разновозрастной группе

Идея обучения русскому языку в разновозрастной группе хорошо работает в условиях малокомплектной школы (к примеру, сельской или частной). В городах при наполняемости классов 25–30 человек такая необходимость возникает только в особых типах школ (например, Дальтон-школа), либо – в процессе подготовки проекта.

Первой задачей, которую нужно решить при обучении русскому языку в разновозрастной группе, является группировка программного материала. Основной принцип его подачи в таком случае – концентрический. Такая программа по русскому языку может использоваться и при традиционной наполняемости классов учениками одного возраста.

Причины разработки программы:

  • наличие детей, имеющих разный уровень подготовки по русскому языку и литературе;

  • падение грамотности учащихся;

  • уменьшение интереса к занятиям русским языком;

  • забывание основных знаний о языковой системе по мере отдаления от того времени, когда эти знания были получены (например, знания о фонетической системе, полученные в 5-м классе, остаются невостребованными на старших ступенях обучения);

  • слабость связей между курсом знаний о системе языка с функциональным владением языком (как устной, так и письменной формой);

  • неумение пользоваться в полной мере научным стилем речи;

  • отрыв преподавания русского языка в синхронии от исторических корней русского языка;

  • отсутствие тесной связи между преподаванием русского языка и русской литературы.

Основным учебником при занятиях в разновозрастной группе становятся «Справочные материалы» (авт. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова), а практическая часть отрабатывается по особым «Рабочим тетрадям» (по фонетике, орфографии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии и синтаксису, развитию речи).

В процессе работы с разновозрастной группой на первый план выходят следующие образовательные технологии: концентрированное обучение (или уроки-«погружения»), развитие критического мышления через чтение и письмо, урок-игра, групповая работа, интегрированные уроки, метод проектов, что не предполагает отказа и от традиционного урока.

В первой четверти каждого учебного года изучаются фонетика, морфемика и словообразование, во второй – заканчивается морфемика и словообразование, лексика и фразеология, в третьей – морфология, в четвертой – синтаксис, один час в неделю отводится развитию речи. В начале каждой темы может проводиться «погружение», а затем материал изучается распределенно, причем каждый ученик углубляется в материал не только на уровне своего класса, но и индивидуально.

Опыт преподавания русского языка в разновозрастной группе по концентрическому принципу показал эффективность такого подхода, дающего экономию учебного времени, повышение качества обучения, хорошую подготовку к ЕГЭ по русскому языку.

София СТОЛБУНОВА, г. Ярославль

 

Рейтинг@Mail.ru