Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2007

ТЕМА НОМЕРА: РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
 

Формы организации образовательного процесса в разновозрастных учебных группах

Образовательный процесс в разновозрастных учебных группах можно выстроить на идеях педагогики сотрудничества: учение без принуждения, трудной цели, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа, создания благоприятного интеллектуального фона учебной группы, личностного подхода, взаимообучения, продвижения в индивидуальном темпе, самоконтроля и взаимоконтроля…

Реализация положений педагогики сотрудничества эффективно воплощается в жизнь при применении диалогических форм обучения, которые подразумевают творческое отношение и обмен креативной деятельностью. Осуществление педагогического диалога в учебном процессе позволяет в ходе учебно-познавательной деятельности детей развивать их коллективистские связи.

При организации учебного диалога наиболее приемлемая форма – совместная работа учащихся в микрогруппах, в нашем случае, разновозрастного состава. Такой подход решает многие проблемы, существующие в школе. При традиционной организации образовательного процесса у ученика мало шансов получить помощь от учителя при непосредственном общении. А еще меньше возможности рассказать ему о том, что узнал на уроке, и получить за это оценку (речь здесь идет не об отметке). Если даже учитель очень захочет выслушать каждого, обычно на это физически не хватает времени. За долгие шесть уроков на одного ученика приходится всего две минуты для того, чтобы рассказать обо всем, что усвоено накануне.

По этой причине многие непонятные для ребенка вопросы остаются неразрешенными. Это повторяется изо дня в день, и груз проблем растет. Во время работы в микрогруппах разновозрастного состава всегда найдется старший, который сможет помочь разобраться в деталях изучаемой темы, и у младшего есть возможность получить поддержку и одобрение.

При взаимодействии старшего и младшего, на наш взгляд, большое значение имеет взаимообучение. Старшие лицеисты, работая с младшими, не только оказывают помощь в усвоении учебной программы, но и имеют шанс реализовать общественно-полезные мотивы, присущие подростковому возрасту, удовлетворить потребность в учебно-педагогической деятельности. Именно во время этой работы ребенок применяет приобретенные в процессе учебы умения и навыки, оказывается в новой позиции – позиции обучающего. У детей вырабатывается ответственное отношение не только к выполнению роли учителя, но и к самому процессу познания. Несомненно, что при этом расширяется его собственная положительная мотивационная сфера, так как сотрудничество и сотворчество приводят к формированию новых мотивов, приносящих пользу каждому ребенку, находящемуся в данном социуме.

Всевозможные формы совместной работы детей в процессе межвозрастного взаимодействия практически исключают занятия объяснительно-иллюстративного характера, и переносят акцент на систему различных видов творческого взаимодействия подростков. Наши исследования показали, что с учетом всех типов организации труда, в среднем около 80% времени на занятиях учащиеся работают самостоятельно, остальные 20% учитель тратит на объяснение нового материала, вводную лекцию, постановку учебной задачи и другие виды работы.

В рамках одного урока при классно-урочной системе организовать эффективное учебное взаимодействие учащихся из-за дефицита времени практически невозможно. Для подростка будет гораздо полезнее на время всецело отдаться занятиям одной наукой с тем, чтобы спустя некоторое время, переключиться на другую. Данная проблема легко решается, если использовать один из вариантов концентрированного обучения – метод «погружений». В этом случае продолжительность совместной работы не имеет временных границ. Работа над проектом или решением учебной задачи может продолжиться и после окончания занятий.

К преимуществам метода «погружения» можно отнести и то, что нет такой частой смены учебных предметов, как при классно-урочной системе. Это дает возможность детям сосредотачиваться на решении конкретных задач одного учебного предмета. В ходе нашего эксперимента нам удалось разработать оптимальные формы такой организации образовательного процесса.

«Погружения» можно классифицировать по продолжительности, по содержанию и по характеру деятельности учащихся. По продолжительности в лицее применяется два вида погружений: однодневные и недельные. На третьей ступени обучения и при изучении иностранных языков используются однодневные погружения. Во всех остальных случаях – недельные погружения. По содержанию «погружения» могут быть однопредметные и двухпредметные.

Схема построения «погружения» зависит от содержания блока учебного материала, от учебного предмета, от индивидуальных особенностей учителя, от состава и учебных возможностей учебной группы и т. д. Тем не менее, можно определить его общую структуру. Первые часы, как правило, посвящаются совместному планированию работы, определяются направления творческой деятельности, темы сообщений, докладов, уточняются вопросы, которые будут выноситься на зачет. В течение последующих четырех дней осуществляется ввод нового знания, включение его в контекст изученного в прошлом «погружения», отрабатываются варианты применения. «Погружение» завершается в субботу зачетом, который проводится учителем с привлечением старших лицеистов. Некоторые вопросы могут быть предложены для самопроверки или взаимопроверки. Балл, выставленный на зачете, учитывает не только фактический уровень знаний, но и деятельность учащегося на протяжении всего «погружения».

В практике работы педагогического коллектива Усть-Илимского экспериментального лицея применяется множество форм организации занятий:

  • дискуссия;

  • семинары;

  • научно-практические конференции;

  • имитационные игры;

  • ролевые учебно-деятельностные игры;

  • моделирование;

  • изучение первоисточников;

  • работа над исследовательскими проектами;

  • метод проектов;

  • работа с учебной литературой;

  • работа с листами контроля и взаимоконтроля;

  • выполнение и защита результатов лабораторных работ;

  • решение задач повышенного уровня сложности;

  • написание рукописного журнала, в котором могут быть собраны научные статьи, интересные факты, фотографии или рисунки, стихи, загадки, кроссворды, ребусы по определенной систематической группе растений или животных и т.д.; журнал может включать и собственное творчество детей, что особенно ценно;

  • написание отдельных глав, разделов или завершенного мини-учебника по заданной проблеме;

  • учебные экскурсии;

  • видеоуроки;

  • использование комплексных рабочих тетрадей;

  • работа с незавершенными схемами, контурными картами, с шаблонами таблиц;

  • публичная лекция.

Многие из перечисленных форм известны широкому кругу учителей и успешно используются. Поэтому мы считаем возможным описать лишь некоторые из них.

Одним из интересных методов, ориентированных на индивидуальную, парную, групповую деятельность учащихся является метод проектов.

Мы разделяем взгляды В.В. Гузеева, который считает, что проектное обучение активизирует истинное учение школьников и является полезной альтернативой классно-урочной системы.

Этот метод требует творческого подхода и предполагает, с одной стороны, умение задействовать разнообразные способы деятельности и использование различных средств, с другой – наличие интегрированных знаний, умений из различных областей науки, техники. Очень важно, чтобы выполненные проекты имели завершенный вид и представляли практическую ценность.

Учителя, работающие в лицее, применяют в своей работе исследовательскую, творческую, ролевую-игровую, проектную деятельность и т.д. Количество участников (разработчиков) проекта зависит от многих факторов и колеблется от одного до десяти человек. На продолжительность работы влияет тип проекта: краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный. Некоторые из них могут затрагивать проблемы, изучаемые в одной или разных предметных областях.

Основными этапами работы над проектом являются (по В.В. Гузееву):

1. Подготовка: создание благоприятной атмосферы и мотивирование учащихся.

2. Выбор темы: осуществляется как самими школьниками, так и предлагается (но не навязывается) учителем с учетом учебной ситуации, способностей и интересов учащихся. На этом этапе также происходит формирование групп в зависимости от интересов или личных симпатий детей друг к другу. Определяется лидер, который станет координатором работы. Им может выступать либо сильный ученик, либо неформальный лидер группы.

3. Планирование проекта: учащиеся в группах планируют шаги работы над проектом, определяют виды и объем необходимой информации, вырабатывают стратегию сбора сведений и распределяют между собой обязанности. На данном этапе прогнозируется предполагаемый результат и форма презентации проекта.

4. Сбор информации и анализ полученных данных: характерной чертой этого этапа является развитие таких навыков, как работа с текстом, справочным материалом, выделение главной мысли, анализ, обобщение и т.д.

5. Промежуточное обсуждение полученных данных в группах: учащиеся обсуждают и анализируют полученную информацию, учатся вести дискуссию, аргументированно высказывать свою точку зрения. Вся эта работа является подготовкой к презентации.

6. Презентация проекта и его оценка: презентация проектов может происходить в различных формах: плакат, газета, рекламный проспект, устное сообщение, схема, таблица, видеофильм, спектакль, веб-сайт, брошюра и т.д. Представление проекта должно быть ярким, эмоциональным. Участники других проектных групп могут принимать участие в обсуждении проектов и выступать в роли экспертов.

Практикуется работа, при которой разновозрастная микрогруппа делает своеобразный диахронический срез определенной проблемы или феномена. Результатом этой деятельности может быть написание отдельных глав, разделов или завершенного мини-учебника по изучаемому вопросу. В зависимости от времени, это может быть «полный» учебник объемом в две–три ученические тетради. Такой мини-учебник пишется на протяжении нескольких уроков, параллельно с изучением темы. Текст дополняется оглавлением, схемами или картами.

При создании такого мини-учебника можно и необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, распределяя задания в зависимости от уровня подготовки и способностей всех членов группы. Такими индивидуальными заданиями могут быть: составление плана, написание текста, разработка вопросов, рисование карт и т. д.

Одним из направлений в организации самостоятельной учебной деятельности учащихся является использование комплексных рабочих тетрадей. Как правило, они разрабатываются в соответствии с авторской программой и являются частью ее методического обеспечения. Комплексные рабочие тетради состоят из нескольких блоков, которые включают в себя: сведения для изучения нового материала, для повторения ранее изученного, вопросы для самоконтроля. Они расширяют и углубляют программный материал за счет включения интересных данных из художественной, научно-популярной литературы, схем, таблиц, тестов, отсутствующих в учебниках.

На третьей ступени обучения организация образовательного процесса совершенно иная, и она приближена к вузовской системе. Здесь есть зимняя сессия с набором зачетов и экзаменов, проводятся коллоквиумы по различным темам и проблемам, идет целенаправленная работа над проектом, рефератом и подготовка к их защите на итоговой лицейской научно-практической конференции перед неравнодушной аудиторией. Научно-практическая конференция ежегодно проводится в апреле, и в ней принимает участие абсолютное большинство лицеистов. На ней могут быть представлены итоговые результаты всей поисковой деятельности (для выпускников) или результаты определенного этапа исследовательской работы (для младших лицеистов). На наш взгляд, это позволяет закрепить навыки исследовательской деятельности учащихся, работы с первоисточниками и справочной литературой, составления планов.

Развитию творчества и самостоятельности старших подростков в поисковой деятельности способствует и тот факт, что каждый выпускник имеет свой индивидуальный творческий план, который состоит из трех блоков.

В первый входят предметы, которые необходимо изучать всем независимо от профиля обучения (это словесность, математика, иностранный язык).

Второй блок включает предметы специализации – это физика, математика, история, литература, химия, биология и т. д. После третьей ступени выпускники должны их знать на повышенном уровне.

Третий блок учебного плана – это предметы по выбору, или дополнительно изучаемые. Для выпускников гуманитарного отделения это может быть математика, химия, биология, физика, информатика и т. д. Соответственно, для выпускников естественно-математического отделения набор предметов по выбору совершенно другой. В индивидуальном плане лицеистов-выпускников отражены все виды работ, которые необходимо выполнить, их объем и сроки выполнения. Установлено количество и сроки зачетов и экзаменов, определены этапы работы над исследовательскими и курсовыми проектами, рефератами и докладами, указаны научные руководители и консультанты.

Материалы подготовил
директор Усть-Илимского
экспериментального лицея , к.п.н.
Мусса Мазанович БАТЕРБИЕВ
Рейтинг@Mail.ru