Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2007

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

День за днем

Александр ПОПОВ

Дневник директора школы

Продолжение. Начало см. № 1, 3, 5, 9, 10, 12, 16, 17, 20, 22, 23/2007

Октябрь

1.10.2004

Явилось КРУ. Предупредил заранее, что у меня работает фронтовик на полставки, наш самый легендарный учитель. Он не хочет подтверждать высшую категорию: старый человек устал доказывать, что высшую категорию учителя он завоевал на фронте. Пропустите, не заметьте. Заметили, не пропустили. Научили рыть, вот они и роют, невзирая ни на что.

Патриотизм — последний патрон государства, жаль, он у нас всегда не в ту сторону нацелен.

3.10.2004

Директор от учителя отличается счастьем. Когда был учителем, в череде уроков порой мелькали частички счастья. Сейчас боюсь. От зависти отнимут, ославят. Научился молчать лицом, что бы ни случилось, текст на нем не должен прочитываться.

4.10.2004

Ходил по урокам. На одном обнаружил, что учитель не готов. На оперативке в сердцах сказал:

– Кажется, некоторым в жизни сильно повезло. Если бы я был чуточку помоложе, я бы тех, кто не готов к уроку, на глазах детей придушивал. Пусть бы посадили, но все равнодушные знали бы: выйду и еще одного придушу.

5.10.2004

Пришла учительница математики устраиваться на работу. Я, кроме теоремы Пифагора и квадратного уравнения, ни о чем не спрашиваю, да в школах больше ничему толком и не учат. Дал ей тождество, показал три корня и спросил: «Почему?»

– А в нашем городе всегда два было.

– Все растет, дорогая, вот и количество корней выросло.

Она побежала жаловаться. Позвонили из городского управления, попросили подыскать уравнение с двумя корнями. Ответил, что таковых не осталось. Спросили: «Почему?»

– На экзаменах все израсходовал.

6.10.2004

Учителю географии дал денег и предложил провести пару «фруктовых уроков». На один из них она закупила огромные арбузы, и детишки за сорок пять минут превратили их в глобусы Земли. На перемене все дружно съели.

На другом уроке лунную поверхность дынь разрисовали кратерами.

7.10.2004

Грешен: репетиторством занимаюсь. В этом году на этом деле заработал по сто штук: вилок, ножей и ложек в столовую. Затем пять ящиков прекрасных обоев: научил дробям сына большого человека.

8.10.2004

Откуда берутся директора? Много среди нашего брата «передовиков». Они лучше финансируются, их меньше проверками трясут. Обычно такие за год успевают кабинет себе отгрохать, приодеться, макияж на порядок поднять и гонор на два. Порой удивляются: «Откуда столько безликих школ?» Отсюда тоже. Начальство баб любит за женские качества, а школа требует таланта в другом.

10.10.2004

В спорте перестали стесняться убожества, приглашают тренеров из-за границы. Может, и нам пригласить из Китая министра образования, пусть еще он с собой и местных чиновников прихватит. Зарплаты «наших» давно сопоставимы и с Европой, и с Америкой, а возможно, кое-где и повыше. Вот и реформы налицо. До школ они доходят, но в виде плакатов.

11.10.2004

Недалеко от входа в школу стоит небольшая каменная постройка, я там краску храню.

Облагородил под замок старинный, а на стене вывел: «Я тебя люблю». Мне один скептик заметил: «Загадят». Этим словам на стене уже добрый десяток лет, ни у кого не поднялась рука на три великих слова. С них начинаем день, а читающий уже очищен. Русский алфавит всегда в возрасте Христа.

13.10.2004

Часто слышу, что дети не читают классику. А вы ее запретите, изымите с полок. Главное — сами читайте втихаря. Результат не заставит долго ждать.

14.10.2004

Купил картофелечистку. На подарки пенсионерам выделил. Заплатил очередной долг за крышу. Мне ее шесть лет назад починили, а денег управление образования не выделило. Вот и плачу каждый месяц.

Осталось полтора года, и можно начинать чинить по новой.

Мне в этом году Министерство образования области вот уже полгода не оплачивает российские сборы по четырем дисциплинам. По химии был выбор между моим и казанским мальчишкой, поехал казанец, взял на международной бронзу. Они оплатили своего парня. Кто моей школе вернет нереализованное золото? Министр у нас душка, милый человек, его пушистость выражается в хобби. Маркс как-то смачно выразился: «Лучше тиран-гений, чем идиот».

15.10.2004

Почему дети актеров идут в актеры? А наши нет? Если честно, в пединститут поступают слабые. Лучшие из них остаются в вузе, средние идут в малый бизнес. А слабые из слабых возвращаются в школы. Пронырливые из этой двойной слабости со временем уходят в администрацию, в депутаты, красивые выходят замуж.

И что в остатке? А в остатке или осадке — лицо современного учителя.

16.10.2004

Из управления приходила молодая сотрудница, в прошлом спортсменка и учитель начальных классов. Проверяла правильность составления планов по физике, математике, информатике. Дала много полезных советов.

17.10.2004

Собираю вопросы по всем дисциплинам, на которые ответить трудно или невозможно. Не знаю, как подбросить ученикам. Слабых учителей такое оружие в руках детей сломает, сильные поднимутся выше.

19.10.2004

В нашем городе работает патриарх директоров школ, ему в декабре будет 81. Он говорит, что не хозяйственными вопросами, не финансовыми обязан заниматься директор и даже не учебным процессом: «Душами он должен заниматься, душами...»

21.10.2004

Нас, педагогов, во все века пытаются отвлечь от главной задачи — сохранения в душах детства.

Нам не хватает мужества, терпения отказываться от несущественных, мелочных дел, которые настойчиво навязываются чиновничеством.

Страшная вещь — столетие великого Макаренко в стране не заметили.

22.10.2004

Если бы мог классную параллель с набором учителей вывозить в глухомань, где, кроме обилия белых листов и шариковых ручек, ничего бы не было, сколько бы всего лишнего ушло, а взамен сотворилось бы чудо рождения авторов.

Это реакция на выступление нашего министра образования. Он заявил публично о приобретении нескольких тонн компьютерной техники. На юмор не потянуло, приняли как должное. Еще бы озвучить, сколько тонн этой техникой пользоваться станет.

24.10.2004

Если из педагога вычесть отчество и отпуск летом, а заодно отобрать учебники, и результат окажется неотрицательным — можно присваивать высшую категорию. Нет, даже не так, ставить пробу, как на золоте.

28.10.2004

У меня в кабинете всегда много карамели и чая отличного качества. Часто спрашивают: «Откуда?»

– Все очень просто: иду в магазин, даю деньги и возвращаюсь обратно.

29.10.2004

Самая грустная песня — «Учитель на пенсии». Ко мне часто они обращаются с единственной просьбой: помочь похоронить близких людей.

Как-то незнакомая мне учительница остановила на улице и попросила выслушать:

– Я их в школе учила считать. Сейчас в кабинетах они меня учат, что ничего они мне не должны.

31.10.2004

31 — столько треугольников в великой печати Давида. Десять пальцев в двоичной системе смотрятся числом 31.

31 — самое большое число на свете, больше дней в месяцах не бывает. 31 — это номер моей школы и двадцать лет жизни.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru