Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2007

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Школьная среда

Обогащая друг друга

Информационные технологии, несмотря на ряд трудностей объективного и субъективного характера, получают все большее распространение в школах с различными стратегиями развития, подходами. Картина получается достаточно пестрая, неровная. Тем не менее, неуемное библиотечное желание все систематизировать, привело к очередной градации.

Окончание. Начало см. в № 19/2007

Обозначим существующие сегодня в школах подходы к информатизации.

1. Технологические новшества с необыкновенным энтузиазмом внедряются в повседневную деятельность школы. Пишутся программы информатизации ОУ, привлекаются специалисты в области информационных технологий, приобретается аппаратно-программное обеспечение.

Не станем спорить, техническое оснащение пространства школ – это хорошо. Но не стоит забывать, что компьютеры и другие технические приспособления – лишь средства информатизации, сами по себе они не добавляют новое содержание в обучение.

2. Применение технологий в обучении носит разовый характер. Даже если в ОУ есть необходимое число компьютеров, они используются, в лучшем случае, для интенсификации внутренней работы школы (бухгалтерия, делопроизводство). Существующее неприятие техники педагогами, администрацией школы обусловлено слабым освоением основ работы с персональным компьютером, возрастными и психологическими особенностями восприятия новшеств.

Несомненно, слабым местом данного подхода является то, что школы не связывают внедрение и использование новых информационных технологий с обновлением содержания образования, не выстраивают целостную стратегию информатизации учебного заведения.

3. Подход, который, по сути, является логическим продолжением предыдущего. В этом случае администрация ОУ полагает, что с внедрением информационных технологий никаких значительных перемен в педагогическом процессе не произойдет, в школе все должно оставаться на своих привычных местах.

Надо отдавать себе отчет в том, что информатизация – это процесс, развитие, эволюция. Применение информационных технологий неизбежно меняет учебный процесс, способствует созданию особой информационно-образовательной среды школы.

4. Ограниченности и недостатков первых трех моделей избегает четвертая, согласно которой технические средства передачи и распространения информации необходимо рассматривать как средства глубинных перемен в пространстве школы, как инструменты формирования информационно-образовательной среды. Именно эта модель является перспективной для российских школ. В ее рамках формируется единая информационно-образовательная среда школы, которая соответствует современным образовательным требованиям и запросам.

Что такое информационно-образовательная среда?

Исходя из всего многообразия мнений, можно сказать, что информационно-образовательная среда – это совокупность информационного, учебно-методического, технического обеспечения, используемого в образовательном процессе и объединенного единой методической идеологией.

Недостаточно рассматривать такую среду как пространство налаженного свободного и оперативного обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. Здесь необходимо соблюдение методологического единства базовых педагогических принципов и инструментально-технологических подходов.

Выделим несомненные особенности информационно-образовательной среды:

– это деятельностная среда, которая подразумевает активное включение, вовлечение всех участников образовательного процесса во взаимовыгодное, взаимодополняющее взаимодействие;

– это целостная среда, которая обладает изначальной взаимосвязью всех своих компонентов, что обеспечивает системную интеграцию информационных технологий в образовательный процесс;

– это естественно-формируемая среда. Она не создается в школе искусственно, по приказу директора, а возникает как закономерное последствие такой организации работы, которая предусматривает обновление содержания обучения с помощью использования новых средств обучения – информационных технологий.

Образовательная среда школы и информационное пространство библиотеки

Формирование и развитие информационно-образовательной среды школы ведет к изменениям в организации учебного процесса. Возникает необходимость трансформировать образовательную среду школы, меняя традиционную модель обучения, в которой превалирует педагогический монолог, на более схоластичную модель вопросов и диалогов, действия и взаимодействия.

Меняется школа – меняются все ее структурные подразделения. И в работе школьной библиотеки также наблюдаются перемены, которые могут быть определены как трансформативные. На развитие этого процесса оказывают влияние автоматизация библиотеки, количественный рост и содержательное разнообразие носителей информации, использование информационных технологий. Электронные образовательные ресурсы, интернет-материалы выступают теми динамичными средствами, которые предлагают живое, творческое, интерактивное взаимодействие, обмен идеями и знаниями. Заметим, что перемены в школьной библиотеке касаются не только содержания коллекций, но и обслуживания пользователей, организации пространства.

Таким образом, качественные изменения характерны и для информационно-образовательной среды школы, и для школьной библиотеки как ее подразделения. Система взаимоотношений образовательной среды школы и информационного пространства библиотеки, в ходе протекания процессов модернизации и трансформации, схематично изображена на рис. 1:

Рис. 1. Процессы модернизации: взаимовлияние образовательной среды школы и школьной библиотеки

В ходе осуществления процессов модернизации влияние образовательной среды школы и информационного пространства библиотеки взаимосвязано и взаимообусловлено. Пространство библиотеки влияет на образовательную среду школы, оказывая информационную поддержку перспективным педагогическим решениям.

При этом образовательная среда школы и информационное пространство библиотеки, обогащая и наполняя друг друга, продолжают развиваться параллельно: библиотека непосредственно не вовлекается в образовательный процесс, не становится его обязательной частью.

Несколько иная картина наблюдается в ходе трансформации деятельности. На рис. 2 изображены направления взаимодействия образовательной среды школы и школьной библиотеки, в ходе которого возникают трансформативные изменения.

Рис. 2. Процессы трансформации: изменение образовательной среды школы и школьной библиотеки

Образовательная среда школы, ее учебное пространство насыщается многообразием образовательной информации, что приводит к необходимости выбора оптимальных форм и методов работы с ней. Кроме того, технологическое насыщение среды обучения приводит к расширению возможностей образовательного взаимодействия, партнерства, сотрудничества. Ломаные линии верхнего ряда на рис. 2 на с. 21 – направления взаимодействия образовательной среды, которые приводят к ее трансформации. Эти изменения пересекаются и проходят через библиотечное пространство и его деятельность, через библиотеку как социальный, общедоступный центр, способный предоставить и доставить необходимое/требуемое обслуживание/услуги в поддержку образования и обучения.

Ломаные линии нижнего ряда показывают направления изменения библиотечно-информационного пространства. Процессы технологического насыщения, переосмысление собственной деятельности в связи с нарастанием потока образовательной информации, увеличением ее многообразия ведут к трансформации содержания деятельности школьной библиотеки: обновлению обслуживания и возрастанию активности в поддержку образовательного пространства.

Места совпадения ломаных линий верхнего и нижнего ряда изображают пересечение измененной деятельности образовательной среды школы и школьной библиотеки, в ходе которой создаются общие поля взаимодействия, происходит сочетание, наложение библиотечно-информационного и образовательного пространства.

Таким образом, образовательная среда школы и информационное пространство библиотеки раздвигают собственные границы, частично переходя в поле деятельности друг друга. На пересечении этих полей создаются новые образовательные сферы, новые модели совместной активности, новые продукты этой активности, новые смыслы и содержание работы. В целом же – создается новое, не существовавшее ранее в школе образовательное информационное пространство.

Еще раз подчеркнем, что библиотекари и педагоги инициируют не разовое сотрудничество. Перестраивается вся предметная канва образовательного процесса, происходит регулярное совместное планирование, использование общего инструментария, оценка. Кроме того, данная работа позволяет расширить индивидуальный потенциал библиотекаря и педагога, создавая новые возможности деятельности.

Любые соединения между библиотечно-информационным и образовательным пространствами должны предваряться тщательно планируемой совместной деятельностью педагогов и библиотекарей, прогнозированием результатов и проведением анализа процесса. Необходимо установить единое мнение относительно понимания вопросов развития общего пространства, возможных полей взаимодействия и потенциальных решений внутри них. Это вопросы стратегии и тактики совместной деятельности, проблемы ответственности и контроля. Стоит найти оптимальный баланс между желанием получить быстрый результат объединенных усилий и необходимостью выстраивать основательные, ориентированные на долгий срок системные структуры. Особое внимание необходимо обращать на уточнение терминов, понятий и устранение разночтений в их понимании.

Методики продвижения информационных ресурсов библиотеки в информационно-образовательной среде

Предлагаем ряд методик. Их реализация будет способствовать созданию особых типов взаимодействия между библиотечным пространством и образовательной средой школы.

1. Педагог добавляет в свои учебные программы ссылки к особым ресурсам библиотеки. Предварительно библиотекарь оказывает помощь в нахождении и систематизации электронных ресурсов с дополнительными материалами к урокам. Итоговым продуктом такой деятельности библиотекаря (поиск, изучение, оценка, систематизация ресурсов) может быть создание перечня дополнительных информационных (не только электронных) ресурсов по предмету. Он будет содержать документы, рекомендованные и созданные учителями, и документы, подобранные библиотекарями в поддержку обучения (библиографические списки).

В ходе преподавания своего курса педагог ссылается на данные ресурсы, с которыми учащиеся знакомятся в библиотеке. В зависимости от технического оснащения школы, данный перечень может быть размещен на ее сайте и оснащен гиперссылками к электронным образовательным ресурсам (к сетевым и локальным материалам, к оцифрованным материалам школьной библиотеки, к ее электронному каталогу).

2. Ученики нуждаются в доступе к различным образовательным и информационным ресурсам с концептуальной помощью по технике проведения их поиска и исследования. Библиотекари (в сотрудничестве с педагогами) составляют в помощь ученикам вспомогательные списки – ресурсные и маршрутные листы, помещая их на сайте школы.

Маршрутный лист содержит список вспомогательных материалов к изучению темы и краткие аннотации к ним. Ученик выбирает на сайте школы по ссылке нужный ему предмет и класс. Далее он попадают к перечню изучаемых тем в той или иной предметной области. Каждая из тем имеет гиперссылку к вспомогательному списку: «Маршрутный лист по теме…».

Маршрутный лист включает следующие ресурсы: печатные и мультимедийные из фонда школьной библиотеки; полнотекстовые и библиографические базы данных (собственные или заимствованные); веб-ресурсы (отобранные тематические сайты).

Ресурсный лист представляет собой разновидность вспомогательного списка для школьников. В нем перечислены название и места размещения информационных ресурсов для изучения материала и выполнения практических заданий. Ресурсный лист указывает все (условно все) доступные места нахождения информации по теме. При этом, в отличие от маршрутного, он не задает последовательность ознакомления с информацией и изучения материалов. Ресурсный лист предоставляет ученику свободу выбора формата ресурса, его объема, и в итоге – глубины освоения темы (см. рис. 3).

Рис. 3. Схема размещения отсылок к образовательным ресурсам: маршрутным и ресурсным листам

Наполнение маршрутных и ресурсных листов может меняться в соответствии с изменением и корректировкой поставленных педагогами задач. В данных списках можно ссылаться на электронные ресурсы вузовских библиотек: полнотекстовые материалы, профильные для данной школы; блоки информации, обращенные к абитуриентам; работы преподавателей; тематические базы данных. Это позволит оптимизировать и придать новую глубину и содержание профильному обучению в школе, подготовительным курсам для старшеклассников в вузе. Связывая ресурсы различных информационных учреждений, школьные библиотекари будут способствовать созданию единого информационного образовательного поля, пространства.

3. Накопив опыт по организации и проведению уроков с использованием специально созданных списков (маршрутных и ресурсных листов), можно предложить педагогам объединить все наработки: вспомогательные списки, перечисляющие образовательные информационные ресурсы, маршрутные и ресурсные листы. Таким образом, создается организованная и систематизированная информационная среда, единая учебная система по предметам (химия, физика, иностранный язык и т.д.) с межпредметными гиперссылками и разным уровнем трудности предлагаемых материалов. Эта структура, соединяя ресурсы всех форматов по различным предметам, объединяет педагогов (очевидно, просматриваются необходимые в современном обучении межпредметные связи) и детей (в параллели и между классами по их увлечениям) (см. рис. 4).

Рис. 4. Схема объединения образовательных ресурсов в единую обучающую систему

Педагогам не хватает времени, навыков работы с электронными ресурсами, информационной и технологической грамотности для поиска дополнительных ресурсов. Поэтому они откликаются на предложения школьной библиотеки, для совместной работы по созданию списков. Дети воспринимают работу с ними с интересом, поскольку им предлагаются для изучения ресурсы в различных форматах, и не задается жесткая траектория изучения какой-либо темы (в работе с ресурсными листами).

Знаете, о работе школьных библиотек мы можем говорить «до послезавтра». Что-то нам подсказывает, что пришло время сделать паузу…

О стратегии и тактике создания информационного пространства школы читайте в книге, вышедшей под общей редакцией О.К. Громовой: «Семь шагов к новой библиотеке. Создание информационного пространства школы как этап ее модернизации».

…А еще у нас есть почти рождественская история о Золушке, ставшей Принцессой. Это материал о том, как директор школы потратил миллионный президентский грант на создание особой Школьной Библиотеки – Ресурсного центра.

Но об этом как-нибудь в другой раз…

Елена ИВАНОВА, к.п.н.,
Ольга ГРОМОВА,  главный редактор газеты  «Библиотека в школе»
Рейтинг@Mail.ru