Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2007

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

День за днем

Александр ПОПОВ

Дневник директора школы

Продолжение. Начало см. № 1, 3, 5, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 20, 22, 23/2007

Август

4.08.2005

Тут один директор в печати пооткровенничал, что мне родители в месяц дают больше, чем он за год имеет. Это не так! Я на каждого вундера за год трачу намного больше, чем он на всех своих вместе взятых. Только вот, если сравнить наши кабинеты и квартиры, тут счет будет не в мою пользу. Скажете, «удар ниже пояса». А что делать, если вся суть там висит?

Детям необходимо отдавать все или заниматься другим делом: политикой, экономикой...

6.08.2005

Чтобы стать похожей на дождь или снег, необходимо призадуматься, прижаться к стеклу на рассвете, смешаться с уходящими сумерками... И что-то там за окном сжалится, и ты упадешь на чей-то теплый рукав.

Пора уходить из школы – надо мной уже перестали смеяться даже исподтишка. Глаза соскучились по слезе, но жизнь оказалась намного длиннее слез. В двери барабанят родители учеников, а я закрылась. Зачем мне подарки – подавлюсь и только.

Ночью вспомнилось, и было расстроилась, да вдруг подумалось, что, если материя в тебе первична, перевернись на другой бок, восстанови сознание. Вот и проворочалась еще одну ночку и решила, что материя – это такая муть, что и думать о ней не стоит.

Утром зашла в класс, смотрю, шторка оборвалась. Взяла табурет. Поставила на подоконник и полезла исправлять. Очнулась на полу, вокруг сидели мои второклашки и плакали хором. А я лежала и рассказывала им, что необходимо быть похожими на дождь или снег. Они призадумались и затихли. У глупости нет затылка, а мой после падения нещадно болит, значит, не совсем сошла с ума.

7.08.2005

Вчера познакомился с удивительным мужиком со станции Бреды. Он готовится перевернуть мир. Рычагом будет обыкновенная гигиеническая салфетка. У него в наличии есть несколько клиенток, у которых он тщательным образом изучил геометрию лица, выяснил вкусовые пристрастия, форму и цвет. Нанес эти параметры на индивидуальные салфетки, и его дамы по утрам не тратят уйму времени на боевую раскраску. Вынимают аккуратно из пакета салфетку, прикладывают к лицу и – порядок. Оно готово к выходу в свет. Мужику этому нужен человек с мешком денег, изобретение необходимо тиражировать. Сам он учитель поселковой школы, преподает детишкам математику. Ему не давало и не дает покоя то, что женщины слишком мало уделяют внимания ребятишкам. Господи, сколько мужиков ему спасибо скажут. Главная беда наших дней – кухни перестали бабами пахнуть.

10.08.2005

У меня в школе работает человек, который знаком с потрясающим мужиком по фамилии Фомин. Он доказал, что лет триста назад английский был довольно примитивен. Русские эмигранты обогатили его своими фамилиями. Его предок Фомин создал такое прежде всего понятие, как for Men. Даже IBM (ай би эм) не что иное, как наша древняя языческая молитва: «Я пчела есмь». Вот это патриотизм высокого полета. А наш Фомин, дурачок, прячется, боится, что накажут.

11.08.2005

Жизнь – грустное занятие из запятых. Лишь детство клубится вопросами, юность торжествует восклицанием лиц. В запятых нужда завтрашнего дня, ненужные заботы. От вопросов веет настоящим. Стяги восклицательных знаков не ведают уныния. Жизнь, запятнанную запятыми, от занудства не отмыть. Как запастись на жизнь настоящими знаками? Как забыть про эти запятые?

13.08.2005

Трусость в действии, в мыслях порождает халяву. Над нами столько лет издевались, что хромосомы в нашем хохоте мутировали. Из нашего ха-ха-ха вышла ха-ля-ва!

14.08.2005

Равенство – это когда всем московскую прописку. Дни недели становятся средой, элементы таблицы Менделеева – серой. И рыло у всех в пуху, и нос в табаке, и в каждой сковороде сыр в масле катается – одним словом, карусель, и голова кругом, а грыжи ни у кого в помине нет. Все грызут гранит науки. Нет, равенство – труба. Лучше в грязь лицом, чем пятаком в равенство. Черт с ней, с московской пропиской – там пробки. Провинция исправно бутылки сдает: и Москве хватает, и нам остается.

17.08.2005

Я эмигрант. Моя страна осталась в книгах, песнях, в лицах стариков, на которые глаза поднимать стыдно. А деревья знают, что они в другой стране? Снег, дожди – уже из этой. Собакам, кошкам легче – повымерли. А вот деревья знают, что они в другой стране? Я думаю, понимают, что люди их предали.

19.08.2005

Сдавать школу контролирующим органам – это вам не хухры-мухры. Тут хрен морковкой не обернется. Деньги на ремонт, выделенные в мае, не черепашьим ходом ползут и не улиткой тащатся. Короче, в природе так не ходят. В старину выбирали артель, теперь – тендер. Безответственный поиск дешевизны и откровенной халтуры, а еще комитет по экономике, ценовая комиссия...

Сдаваться пришла пора, а у меня и конь не валялся, и кошки глаза не продрали. Звоню, аврал объявляю. А дама одна мне заявляет: «Не могу!» Ну, думаю, волосья повыдергиваю. Башка у меня в коридоре, руки в кабинете, а ноги мусор притаптывают. Полный кирдык называется.

Стол, понятное дело, в баре соорудил – помирать так с музыкой. И вот на тебе, белой павой выплывает дама-отказница в подвенечном платье с женихом под руку. Тот тоже при полном параде, да к тому же еще и учитель мой. Думали, бедолаги, бранить буду, да губа у меня не дура:

– Покажите свидетельство о браке. Так, нормально, число, печать – все чин чинарем.

Бегом за стол, свадьбу гулять будем.

Деньги столовским сунул, за шампанским отправил, водки навалом, а свадьба без пены, что птица без пера.

Приглашаю проверяющих за стол – они все в большом недоумении. Во главе стола уже жених с невестой красуются.

– Дорогие гости и брачующиеся, у нас сегодня замечательный день. Два наших учителя нашли друг друга на всю оставшуюся жизнь. Пьем за молодоженов. Горько!

Выпить выпили, а шушукуются, мол, Попов опять туфту гонит. Пустил документ по столам. Читайте, завидуйте, сегодня они вступили в брак, а не вчера.

У нас осетрина всегда первой свежести. Горько!!

– Господа, извините, что за вас не пьем и разговоры служебные пустили побоку.

Молодоженов обижать не в наших обычаях. Горько!!

Поднос пустил по кругу, какие-никакие, а деньги с комиссии содрал. На день-другой, глядишь, молодым и хватит. Как говорится, сыты и пьяны, и нос табаком не обделен.

22.08.2005

Начинался дневник от боли, от обиды за образование. Заканчиваю желанием издать. Получить прибыль. Деньги вручить молодому преподавателю на ипотечное кредитование. Эх, была не была, на мифы потянуло что-то.

Довелось мне в Новосибирске прочитать рукопись историка одного об адвокатской практике Владимира Ильича Ульянова. Забрала полиция мужичка из дома чиновника, он там мундир с государевыми пуговицами слямзил, мешок на голову и краюху хлеба. Люд судейский в кабаке между собой поспорил, что любого можно под виселицу подвести. Вот и обвинили мужичонку, что в то время, когда государев человек в церкви с Богом общался, его посмели обокрасть. Ни кола, ни двора, а туда же – против Господа и царя. Дали бы по полной, да молодой Ульянов доказал, что государство не обеспечило человека ни хлебом, ни одеждой, ни крышей. А раз так, то и судить не вправе. Вышел на свободу мужик прямо из зала суда.

Как-то в Ленинграде одной учительнице поведал эту историю еще в глубокие советские времена, а она мне и говорит:

– Этот Ульянов такой умницей был, и чего его в политику потянуло?

25.08.2005

Августовский педсовет – предмет особого разговора. Сравниться с ним могут лишь базарные ряды, полные даров юга.

В августе лица педагогов обтянуты свежей кожей, как яблоки на прилавках. Протерты, воском начищены, восторженны, полны ожидания. Так и хочется надкусить. Да что там лица, груди на партах – дыни из Чарджоу. Руки чешутся плоть покатать, выбрать самую спелую, сладкую. И бежать, бежать до дому, а не то, кто позарится на добро и отымет. Щеки – бархатистые персики, грозди глаз на любой вкус – приценивайся и танцуй на радостях. Пальцы у кого перцем, а у кого и морковкой от трудов праведных. На локтях огурцовые пупырышки. Ну, как под такую закусь не выпить! Ноги под столами кабачками, баклажанами загорелыми смотрятся, а помидоры губ готовы расколоться надвое. Задача государственной важности: как добро до весны сохранить. Кого следует сахаром присыпать, кого солью попотчевать да в банки закатать.

А они, чертяки, еще и между собой так аппетитно переговариваются, что слюной давишься, и в карман за деньгой нырнуть хочется. А если их еще сметанкой полить да укропчиком сдобрить? Да вот беда: покупатели-то все в президиумах сидят, им наш товар, что шиш на постном масле.

26.08.2005

Доделки, побелки, покраски...

Ко мне неожиданно завезли двести сорок унитазов на сохранение. Учителя активно добирают отдых. Разгружал с бухгалтерами. Таскали по двое, так как унитазы парами. Мигом собралась толпа любопытных жильцов соседних многоэтажек.

– Куда вам столько?

– О реформе образования слышали?

– Слышали, уже и уши затыкаем.

– Вот она перед вами в действии.

– Это как понять?

А так, у каждого свое рабочее место, и никаких причин покидать его досрочно.

Здорово, у нас такого не было.

28.08.2005

За лето новое расписание выросло. С журналами еще никто в жмурки не играл. Учебники в очередь выстроились, мел захмелел от ожиданий. Доски с тоски к стенам жмутся. Парты со стульями последние репетиции проводят. Вахтерши волосы выкрасили в цвета российского флага. Все по форме, а фарта нет.

– Вы не подскажете, где рай?

– Это там, где ровно.

– И никто не спотыкается?

– Не положено.

– Пожалуй, тогда в школу не пойду.

– А чего так?

– Ум у меня на другую букву.

30.08.2005

Тридцатого родители с детьми приходят на учителей поглядеть. Смотрите. Я тридцать лет их разглядываю. Скоро помирать пора, а вот не нагляделся. Глупость – мой главный козырь.

31.08.2005

Так многое хотелось сказать, а вырвалось одно слепое, степное, нетронутое, неловкое: «Я люблю».

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru