Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2007

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС

Воспитание в школе

Анализ воспитательной работы

Воспитание – основа всего образовательного процесса в школе, оно неразрывно связано с обучением, так как обучая детей, мы их воспитываем, а воспитывая – обучаем.

В 2005/2006 гг. школа продолжила работу по теме «Личность и общество». Личностно ориентированная концепция воспитательной системы школы находится на практическом этапе ее реализации. Цель воспитания осталась прежней, а вот в задачи внесены дополнения. В предыдущем учебном году было отмечено недостаточное участие родителей в жизни ОУ, а отсюда и пробелы в воспитании детей, поэтому перед педагогами встала задача: вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Исходя из этого, общешкольные и классные мероприятия планировались с учетом поставленных целей и задач.

Коллектив педагогов и учащихся активно работал в рамках следующих программ: «Семья», «Одаренные дети», «Каникулы». Кроме того, не останавливалась работа и в рамках уже запущенного проекта «Россиянин», и разработанного в этом году проекта «Сбереги здоровье смолоду». В течение года наблюдалась тесная взаимосвязь названных звеньев в воспитывающей деятельности, что послужило системному подходу к достижению поставленной цели. Такие общешкольные мероприятия, как «Частушка – душа России», «Осенняя рассыпуха», «Моя семья – моя радость», имели ярко выраженную патриотическую направленность, проводились совместно с родителями, которые являлись не просто наблюдателями, а активными участниками в подготовке и проведении КТД. На первое место при проведении мероприятий ставилось воспитание духовно-нравственных качеств личности и развитие творческих способностей учащихся.

Опыт работы показал, что в связи с выбором оптимальных форм и методов работы повысилось качество проведения общешкольных и классных мероприятий и, соответственно, возрос воспитательный потенциал всего образовательного процесса.

Продуктивная деятельность коллектива послужила формированию традиций школы. Это проведение мероприятий, посвященных государственным праздникам: День знаний, День конституции, День матери, Новый год, День защитников Отечества, Международный женский день, День победы, День самоуправления, День здоровья, месячник оборонно-массовой работы, Последний звонок и др. Радует то, что традиционным стал творческий подход к воспитательному процессу в целом, учителя и учащиеся реализуют свой потенциал, развивают таланты и способности.

Деятельность классных руководителей тесно связана с общешкольной воспитательной работой. В ОУ – 9 классных руководителей, двое из них работают в спаренных классах: 2-м и 4-м, 8-м и 9-м. Все педагоги разработали программы своей деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В 1-м и 5-м классах в работу запущены проекты: «Рассвет» (1 кл.) и «Путь к успеху» (5 кл.). Кроме того,
в 10-м классе разработана программа «Профориентация», способствующая самоопределению и самореализации школьников.

Содержание воспитательной работы в классах соответствует общешкольным целям и задачам. Коллективная работа проводится в форме КТД, защиты проекта, КВНа, викторины и т.д. Индивидуальная работа – в форме бесед, «тет-а-тетов», посещения семей. Все классные руководители провели открытые классные часы. Наиболее интересными и творческими были: защита проекта «Строим дом для милой мамы» в 7-м классе, «час общения» в 8–9-х классах «Хочу, могу, нужно», КТД «Профессия – врач» в 10-м классе, проект «Творить добро» в 6-м классе. В этом году на базе нашей школы проходили районные семинары, в работе которых активное участие приняли классные руководители: классный час «Быть добрым надо по привычке» в 3-м классе, «О дружбе по душам» в 5-м классе.

Следует отметить и то, что многие классные руководители проявили инициативу в организации общешкольных мероприятий. Это повысило профессиональный уровень педагогов и способствовало активному вовлечению учащихся в творческую познавательную деятельность. Так, за проведение КТД «Осенняя рассыпуха» отвечал классный руководитель 7-го класса; за линейку, посвященную Дню матери, – классный руководитель 6-го класса и т.д.

Показателем продуктивной деятельности классных руководителей является выход на районный уровень. Это участие не только в семинарах, но и в районных и областных конкурсах. В заочном конкурсе «Самый классный классный» приняли участие О.И. Столярова и Н.А. Козина.  В конкурсе проектов «Калейдоскоп семейных дел» участвовала Н.М. Налетова (2-е место). Т.А. Порохова разработала проект по малозатратным формам летнего отдыха детей, который напечатан в брошюре о занятости и оздоровлении детей Шимановского района. Н.А. Никитенко приняла участие в областном конкурсе профильных смен с проектом «Цветочный городок», занявший призовое место, и на его осуществление была выделена финансовая помощь.

Реализация творческого потенциала педагогов происходит и в системе дополнительного образования, которая способствует всестороннему развитию личности школьника и включает в себя работу с одаренными детьми. В течение года в школе работало 11 объединений учащихся по разным направлениям: краеведческое, эстетическое, экологическое, спортивно-оздоровительное. Показателем деятельности кружков является высокий процент посещаемости – 190% (2005 г. – 165%, 2004 г. – 147%), а также участие в школьных, районных и областных мероприятиях. В районных семинарах приняли участие ребята из кружков «По следам Робинзона», «Краеведение», «Вокал». В районном конкурсе авторских программ деятельности объединения участвовала О.И. Столярова («Мир русской деревни»), а в конкурсе кружков – Н.А. Никитенко («По следам Робинзона»).

В этом году по-прежнему остались нерешенными проблемы преемственности и продолжения дополнительного образования учащихся. Также наблюдалось понижение продуктивности кружка «Вокальная группа» и «Гитара» и снижение посещаемости кружков в IV четверти. Данные вопросы необходимо поставить на контроль и разрешить возникшие проблемы.

Большую роль в развитии познавательной активности, инициативы и становлении гражданской позиции школьников играет ШНИО «Эврика». В него входят учащиеся из разных объединений, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью. Ребята из кружка «Краеведение» приняли участие в заочной районной научно-практической конференции, а еще отправили свои исследовательские работы на областной конкурс «Отечество».

Проблемы, исследуемые детьми, рассматриваются на заседаниях ШНИО. Одно из них было посвящено 100-летию Российского парламентаризма, где ребята не только узнали много нового о Государственной Думе, но и обсудили возникшие вопросы с сельскими депутатами и главой администрации, подняли проблему экологического состояния нашего села.

Ведется научно-исследовательская работа и в спортивно-оздоровительном направлении в рамках проекта «Сбереги здоровье смолоду», который предполагает использование здоровьесберегающих технологий во всех сферах образовательного процесса.

В школе работают спортивные секции: «Волейбол», «Баскетбол», «Здоровье» и другие, проводились мероприятия, посвященные Дню защиты детей. Руководитель ОБЖ совместно с классными руководителями проводит инструктажи по обеспечению безопасности жизни человека, периодически поднимается учебная пожарная тревога. В ходе наблюдения за результатами проводимых мероприятий было выявлено, что у учащихся сформирован навык безопасного поведения в обществе, прослеживается в основном средний и высокий уровень физической подготовки. В течение года не было ситуаций, угрожающих жизни и здоровью детей.

В этом году в областной научно-практической конференции по теме «Спорт и здоровье» приняла ученица 10-го класса Ольга Рачук, которая выступила с докладом «Физическая культура и здоровье».

Органы самоуправления в школе представлены детской организацией «Амурчата». Она ведет работу по направлениям: «Амурские роднички», «Зеленый мир» и др. В продолжение года каждый класс выполнял творческие исследовательские задания в форме проекта. Были оформлены материалы по темам: «Лучшие из лучших», «Край родной», «Улучшить мир своими руками», «Люди нашего села», «Нет женщины прекраснее на свете...». Учащиеся 6–7-х классов осуществляли шефство над Аллеей Ветеранов и памятником воинам-односельчанам, погибшим в годы войны. Благодаря сбору материала и общению с жителями села у детей формируются коммуникативные навыки, развиваются духовно-нравственные качества, толерантность.

С учащимися начальных классов работа ведется по программе «3 + 4». Вожатая Н.А. Никитенко вовлекает учащихся и учителей в активную познавательную и творческую деятельность. Результатом этого является высокое качество проведенных КТД: «Мы артисты», «Наши руки не для скуки», «В мире музыки и красок».

Вопросы организации школьной жизни и проведения мероприятий, а также снятия денежных средств со школьного спецсчета, решаются активами классов на БУСе. В этом году был принят Кодекс этики учащихся, который определил правила поведения в школе. На итоговом заседании отметили, что работа БУСа в течение года была недостаточно активной. Тематические дискотеки, которые решили проводить каждую четверть, не проводились. Не было и классных часов, организованных самими учащимися. Поэтому работу БУСа в следующем году следует направить в русло интерактивной деятельности, сделать активы классов непосредственными организаторами и участниками всех школьных дел.

Работу с «трудными» детьми, многодетными и малообеспеченными семьями ведет социальный педагог, осуществляя индивидуальный подход к каждому ребенку. Вопросы слабой успеваемости, пропуска уроков и девиантного поведения учащихся рассматривались также на заседаниях Совета профилактики. Совместная работа социального педагога, администрации школы и классных руководителей с рядом семей привела к тому, что у ребят появилось желание посещать школу, улучшилось поведение.

Затрудняет работу с такими детьми отсутствие психолога в школе. Но, несмотря на это, диагностические и психологические исследования ведутся. Классные руководители проводят диагностику уровня воспитанности учащихся и удовлетворенности школьными предметами, социометрию и др.

Опыт воспитательной работы за прошедший год показал, что в связи с выбором оптимальных форм и методов работы повысилось качество проведения общешкольных и классных мероприятий и, соответственно, возрос воспитательный потенциал всего образовательного процесса. Именно такие результаты и предполагает развитие личностно ориентированной воспитательной системы на практическом этапе ее реализации. Данная система заняла III место в районном конкурсе воспитательных систем.

Планируя работу школы в следующем учебном году, необходимо учесть недочеты, выявленные в результате анализа, и провести необходимую модернизацию деятельности классных руководителей и педагогов дополнительного образования.

Рейтинг@Mail.ru