Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2007

СОБЫТИЯ

Подводим итоги

Живем реальностью, которую сами же и создаем

«Различными средствами можно достичь одного и того же». Именно с такой мысли, ставшей названием первой главы, начинает свои «Опыты» французский философ эпохи Возрождения Мишель Монтень, живший в XVI веке1. И предлагает читателю поразмышлять, основываясь на исторических примерах, о том, как и почему покорность и твердость – «средства прямо противоположные – оказывали порою то же самое действие»2.

Трудно переоценить современность этой мысли, философской в буквальном смысле слова. Вспомнилась она в начале лета не случайно. Лето – некая пауза в педагогической жизни, за время которой, как правило, вызревают новые идеи, готовятся проекты, планы. Для чего иногда стоит осмыслить прошедшее.

Попробуем сделать это с помощью дайджеста состоявшихся в Санкт-Петербурге конференций, собирающих уже три года подряд педагогов со всей России. Инициатива их проведения и организации принадлежит Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, и всякий раз принимающими были разные петербургские ОУ.

Март, 2005. Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегия гимназического образования на современном этапе». Темы «круглых столов» и секций: «Вопросы дополнительного профессионального образования и подготовки гимназического учителя», «Взаимодействие школа–вуз». «Роль, место и принципы гуманитарного образования в гимназии», «Воспитательный процесс в условиях современной гимназии», «Директор гимназии: вопросы развития гимназии и управления гимназией», «Организация профильного обучения в гимназии», «Исследовательские работы как форма итоговой аттестации в гимназии», «Гимназический учебный план».

Март, 2006. Вторая Всероссийская гимназическая конференция «200 лет российскому гимназическому образованию». Темы секций и «круглых столов» были следующие: «Профильность в гимназии»; «Информационное пространство гимназического образования»; «История гимназического образования, преемственность и новаторство»; «Работа психолога и социального педагога в современном ОУ»; «Гимназия – высшая школа: потребность в сотрудничестве»; «Проблемы современного гуманитарного образования; «Функции общественного управления в образовательном пространстве».

Март, 2007. Третья Всероссийская гимназическая конференция «Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании». Темы секций и «круглых столов»: «Современные проблемы формирования кадровой политики и пути их преодоления», «Современные образовательные и просветительские издания», «Общественное самоуправление, ученическое самоуправление в ОУ», «Школьник–общество: взаимосвязи и перспективы», «Роль психолого-педагогического сопровождения в воспитательном процессе гимназии», «Воспитание интеллигенции в рамках ОУ», «Воспитательный потенциал учебных текстов», «Исследовательская и проектная деятельность школьников», «Роль классного руководителя в воспитательном процессе», «Способы реализации творческого потенциала школьников», «Учитель-предметник как воспитатель», «Место информационных технологий в воспитательном процессе гимназии», «Современные технологии в изучении русского (родного) языка как способ реализации воспитательного потенциала предмета», «Изучение литературы в современной школе как отечественная культурная традиция», «Перспективы гимназического образования: мифы и реальность».

Многие из перечисленных тем, являясь болевыми точками современной гимназии, или сильными и развивающимися сторонами актуального образования, повторяются в разной интерпретации ежегодно, так как нуждаются в обсуждении, обмене опытом, обобщении. Все это – направления, связанные с совершенствованием практики преподавания, обеспечения образовательного и воспитательного процессов. Проанализируем подробнее некоторые из них.

Исследовательская деятельность в гимназии, лицее, школе как способ реализации творческих способностей/возможностей ученика, научных стремлений учителя, возможность вывести школьника за образовательные рамки, уготованные школьной программой, в мир познания, научить думать последовательно, развернуто, направленно, а не симптоматично.

Опыт гимназических ученических научных обществ, научного руководства вузовских преподавателей, таким образом напрямую обращающихся к подрастающему поколению, расширяется и оттачивается год от года. И научных руководителей гимназий, лицеев, школ, ученых, принимающих участие в такой работе, беспокоит внедрение единой формы выпускного экзамена, никак не задействующего получаемые школьниками навыки индивидуальной самостоятельной работы в области познания.

Культурологическая (гуманитарная) платформа, благодаря которой формируется личность гимназиста в процессе обучения. Это не значит, что гимназическое образование равно гуманитарному, вовсе нет, но это – основа, среда, в которой формируется ребенок. Такой подход наиболее развит, как правило, в гимназиях, но потребность в нем существует и у школ и лицеев, особенно в связи с тотальным раскультуриванием молодежи популярными СМИ.

В этой связи кажется важной еще одна мысль, а именно: необходимость поддержки школой образованной части нашего общества, для того, чтобы сохранить среду, в которой формируются самостоятельные, думающие люди. (Да, да, именно так! Школа поддерживает общество, а не наоборот!) Отсюда опять же вернемся к исследовательской школьной деятельности, в процессе которой и формируются личностные качества, нужные развитому интеллекту.

В целом, эти проблемы поднимаются всякий раз потому, что активным педагогам небезразлично, в какую среду и какое общество попадут их ученики, завершившие учебу. «Школа–вуз», «школьник–общество» – вот те смысловые ряды, на взаимоотношения которых может повлиять школа в разных областях своей деятельности.

Вероятно, именно школа нынче чувствует бремя ответственности за будущую «взрослую» жизнь своих учеников, о чем свидетельствует все большее число докладов на наших конференциях. Показательны, в частности, выступления в рамках секции «Школьник – общество...»:

– воспитание чувства патриотизма, гражданственности у школьников;

– наверстывание упущенного за последние годы в региональных краеведческих программах, связанных с музеями боевой, воинской славы края, города, региона, с проектами и исследовательскими работами в области музейной педагогики;

– национальное воспитание как компонент гимназической/школьной/лицейской воспитательной программы, востребованный временем;

– правовое воспитание, его формы как в урочной, так и во внешкольной деятельности.

Увеличивается с каждым годом и количество тем, связанных с изучением традиций российского образования. Такие выступления почти всегда представляют собой описание портретов педагогов прошлого, гимназических и школьных традиций XIX и XX столетий, проверенных веками условий формирования гражданина, личности с широкими горизонтами культурных представлений.

На последней из трех конференций также работал «круглый стол»: «Воспитание интеллигента в ОУ», но ностальгия по культуре не мешала участникам озвучить возможные направления для следующих встреч и, конечно, для работы и публичных обсуждений. Среди них – повторяющаяся мысль о том, что гимназии и лицеи, являясь действительно профильными школами в России, на самом деле есть опора школьного образования сейчас, и абсурдно, уже имея в стране такую сеть профильных ОУ, пытаться насаждать профилизацию там, где для этого немного оснований. Ведь лучше поддерживать уже сложившуюся систему.

Идея преемственности педагогической традиции близка нынешним педагогам уже потому, что в прошлом роль образования в обществе, авторитет образованного человека, был несопоставим с тем, что характерно для образовательной политики сегодня. Отсюда, в частности, явно усилившийся интерес к истории своей школы, гимназии, истории образования в городе, крае, регионе.

Необходимость тесных профессиональных контактов, общения в своей среде как для учителей, так и для директоров, методистов, научных руководителей ОУ подчеркивалась на последней конференции не меньше, чем на первой, собравшей в марте 2003 года только петербургские гимназии. В этом году в разных секциях звучала мысль о том, что выездные, проблемные, тематические семинары нужны чаще, чем один раз в год. Наш оргкомитет гимназических конференций может только согласиться с этой идеей, но для ее реализации, так же как и для реализации давнего решения конференции – еще 2004 года – о необходимости принятия на соответствующем уровне Положения о гимназическом образовании в России – нужно понимание и поддержка Министерства образования РФ.

Возвратимся к словам Мишеля Монтеня, с которых началась эта статья: «Различными средствами можно достичь одного и того же». Тем, кто ежегодно собирается на петербургские конференции, свойственна – в профессиональном отношении – не покорность, но отвага, твердость, ведь иначе они сидели бы в своих школах, «на местах», как нынче принято выражаться, и, покорные судьбе, ждали новых модернизаций и реорганизаций, спущенных сверху.

Но все мы – профессиональное педагогическое сообщество, и потому живем не пустыми надеждами, а реальностью, которую сами же и создаем. Потому и представляем уже сейчас тему конференции, которую готовит Совет Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга на 26–28 марта 2008 года: «Учитель в России: вчера, сегодня, завтра». Все подробности мы сообщим коллегам своевременно в информационном письме.

 

К новому учебному году

В школах Карелии с 1 сентября начнется эксперимент по внедрению новой системы оплаты труда педагогов. Суть его заключается в том, что учителя будут получать зарплату в зависимости не от количества учебных часов, а от общего объема работы по различным направлениям педагогической деятельности и ее качества.

«Существующая сейчас система оплаты труда педагогов сложна и архаична. Учитель, чтобы побольше заработать, вынужден брать больше учебных часов, что сказывается на качестве его работы. По новой системе рабочая неделя педагога составит 36 часов. Сюда будет входить как учебная, так и внеклассная, методическая, научная и другие виды работ. Это позволит педагогу повысить свой образовательный уровень и качество преподавательской деятельности», – пояснил министр образования республики Александр Селянин.

По его словам, в рамках новой системы размер минимального оклада учителя увеличится на 20% и составит 6,5 тыс. рублей. На эту сумму будут начисляться коэффициенты и премии в зависимости от объема и качества работы учителя. Средства для выплаты зарплаты учителям будут выделяться из республиканского и муниципальных бюджетов в рамках существующих нормативов финансирования. Повышение зарплаты, по словам министра, планируется за счет «оптимизации расходов школ».

Эксперимент начнется 1 сентября в школах Медвежьегорского и Костомукшского районов. В дальнейшем к ним постепенно присоединятся все общеобразовательные учреждения республики.

Господин Селянин отметил, что пока готовность к эксперименту выразили педагоги лишь двух районов Карелии, что объясняется «инертностью системы образования». «Психологическая перестройка – дело трудное. Мы никого не заставляем, в эксперименте участвуют школы, добровольно высказавшие такое желание. Но мы будем проводить специальное обучение директоров школ для работы в новых условиях», – сказал министр.

______________

1 Мишель Монтень «Опыты». В 2 т. / Пер. с фр. – М.: ТЕРРА, 1996.

2 Там же, стр. 5.

Наталья СВИРИНА,
д.п.н., профессор, г. Санкт-Петербург

Рейтинг@Mail.ru