Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

В школе гости

Без мишуры

Нужны ли ОУ «показательные» мероприятия?

Мысли и чувства, связанные с вопросом, вынесенным в подзаголовок статьи, сопровождают нашу работу на протяжении многих лет. Он определяет сложное состояние руководителей школы после каждого такого дела: это и освобождение от напряжения («Слава богу, что все уже позади!»), это сомнения в его необходимости (если были неудачи), радость за коллектив и отдельных учителей («Как много мы можем и умеем!»), чувство огромной усталости от большой предварительной работы. Собственно, все дальнейшие наши размышления направлены на разрешение именно этого вопроса: оправданы ли показательные мероприятия в современной школе и каковы их плюсы и минусы.

За двадцать лет своего существования наша школа участвовала в целом ряде показательных мероприятий, организованных для коллег.

Чаще случалось, что сами мы были довольны результатами. Иногда – нет. В НМЦ нас благодарили, но порой забывали. Правда, эти внешние знаки внимания, разумеется, совсем не главные результаты всех перечисленных выше коллективных дел. Предмет нашей рефлексии – нужно ли все это школе?

Слово «показательные» (мероприятия) в подзаголовке мы заключили в кавычки. Почему? Дело в том, что оно употребляется в нескольких значениях: характерный, типичный, дающий основание для выводов; устроенный для широкого ознакомления, а также – образцовый, служащий примером для других. Заключая это слово в кавычки, мы исходили из того, что в педагогическом сообществе сложилось противоречивое отношение к такого рода мероприятиям. Ведь не секрет: давно и у многих бытует устойчивое мнение о ненужности и даже вреде показательных педагогических дел, о неоправданной затрате энергии учителя и детей при их подготовке, о малой эффективности открытых уроков. Именно поэтому часто рядом в оценочных суждениях присутствуют и «показательный» (как образцовый), и «показной» (как мишурный, парадный, рассчитанный на внешний эффект).

Да, когда школа или педагог планируют открытые мероприятия, сразу возникают мысли об их минусах. На первый взгляд, они очевидны. Читатели-коллеги понимают, что школьная система выбивается из привычного ритма. В череду повседневных, но оттого не менее важных дел, вторгаются дополнительные заботы о приеме гостей.

Но самое главное, конечно, – это само мероприятие, его трудоемкость. Возникают мучительные размышления по поводу многих вопросов: форма, содержание, участники, процесс, его насыщенность, результат. Сложные предположения о том, чего ждут от нас, что мы можем
(и сможем ли?) показать, чтобы оправдать эти ожидания. У каждого, кто работает в школе давно, есть немало впечатлений о посещении таких семинаров, мастер-классов, презентаций, когда после них уходишь с мыслью о потерянном времени.

По мере приближения мероприятия начинаешь тревожиться за тех, кто будет «показывать» нечто, кто в этот день станет лицом школы: о педагогах, администраторах, детях. Как они будут себя вести, говорить, проводить урок, факультативное занятие, творческое дело, делать сообщение или доклад в условиях нарушения естественности педагогического процесса? Не будет ли их волнение, и даже страх перед гостями, довлеть над поведением и деятельностью? На нашей памяти немало мероприятий, когда учитель переставал быть самим собой, начинал сбиваться, как вчерашний студент, а дети вдруг забывали что-то очень важное и отвечали совсем невпопад. Ведь бывало и такое, когда учитель использовал на уроке непривычные для него приемы и средства, чтобы показать нечто новое, а оно (это новое) совсем не срабатывало, даже мешало – и это становилось очевидным для всех.

Конечно, безусловный минус «показательных» мероприятий нарушение естественности школьной жизни, нормального педагогического процесса. В школе появляется много посторонних людей, придирчиво изучающих и детали интерьера, и выданную программку, и одежду гимназистов, и их поведение, и работу педагогов. Часто можно услышать с плохо скрываемой иронией произнесенную фразу: «Ну и что тут нового?». В такие дни, как следствие нарушения естественности, мы видим чинно идущих (ни в коем случае не бегущих) и преувеличенно вежливо здоровающихся детей, строго занявших свои места дежурных учителей, тот порядок, которого не бывает в школе в повседневном бытии. И не в этом ли истоки той показухи, которую мы презираем в других, и от которой все-таки иногда не отказываемся сами?

Второй минус это интенсивность подготовки (школы, столовой, кабинетов, самого мероприятия). Она создает физические и интеллектуальные перегрузки для принимающей стороны. В особенном сочувствии нуждаются педагоги. На них падает огромное бремя ответственности: за себя, детей, за воплощение идеи, за школу и т.п. Они испытывают чрезвычайное напряжение, которое усиливается пониманием известной непредсказуемости педагогического процесса, даже если все спланировано, разработано. Согласимся: ведь мы не смогли бы жить в таком режиме ежедневно.

Еще один минус. Мы никогда не можем точно измерить ожидания гостей, не знаем уровень их профессионализма, их профессиональные ценности, убеждения, отношение к тем или иным идеям, к формам показа и реализации педагогической идеи.

В силу этого школа не может нормально функционировать в режиме частых показательных мероприятий, хотя такие ОУ есть.

Однако попытаемся определить и плюсы этих «показов», обосновать их значимость для развития школы. Когда-то любая школа открывает их череду. И, может быть, самый первый опыт не всегда бывает удачным.

В нашей гимназии проектирование «показательных» мероприятий начиналось с оценки опыта, извлеченного из посещения других школ. Вспоминаешь, как тебя встречали, что и каким образом показывали, на что было обращено внимание, что выглядело особенно удачно и почему, что вызвало чувство неестественности и даже фальши, какие новые или просто полезные идеи удалось извлечь в результате посещения.

При подготовке собственного мероприятия стараешься некоторые элементы повторить, даже скопировать. В первую очередь, предметом озабоченности иногда становится внешняя сторона приема гостей, как и в любом доме. Но подражание не вызывает удовлетворения. Начинаешь искать нечто свое, на других не похожее. А потому впоследствии и само внимание к внешнему становится сопутствующим, второстепенным, вовсе не главным. На первый план по мере накопления опыта выходит внутренняя, содержательная сторона будущей «демонстрации», в процессе которой хочется показать именно свое. Как это происходит? Чем вызвана такая переориентация? Наверное, по мере развития школа находит свой путь, обретает свой стиль деятельности, в коллективе складывается собственный взгляд на многие проблемы. Именно этот «спрессованный» коллективный опыт помогает понять ценность того, что мы собираемся показать другим. И вот эта рефлексия и внутренняя экспертиза становятся ценными элементами коллективной деятельности и педагогического проектирования.

Давно и у многих бытует устойчивое мнение о ненужности и даже вреде показательных педагогических дел, о неоправданной затрате энергии учителя и детей при их подготовке, о малой эффективности открытых уроков.

Такая коллективная рефлексия весьма полезна: именно во время ее рождения и развития возникают мысли о должном, возможном и недопустимом в педагогическом процессе, который демонстрируется присутствующим. Именно в коллективном обсуждении определяется общая позиция в понимании внешней и внутренней стороны семинара, конференции, мастер-класса. Именно здесь закладывается чувство коллективной солидарности и ответственности за успех планируемого дела – и это важно. Ни директор, ни завуч, ни научный руководитель при всех своих умениях, опыте и талантах не могут в одиночку обеспечить успех, мотивировать коллектив на совместную подготовку. Коллективная позиция – одно из важных «приобретений» в подготовке к семинару, конференции на базе школы. В совместной подготовке формируются ценностные представления о педагогических идеях, об их воплощении в практику, о возможностях всего коллектива и отдельных его членов в разработке и творческом воплощении педагогического замысла.

Главный этап этого сложного процесса – разработка самого мероприятия, его проектирование. Традиционная форма семинара, утвердившаяся в практике, мало что подсказывает разработчикам идеи. Более того: традиционное определение семинара, – как практического учебного занятия в целях углубленного изучения темы, ее отдельных вопросов, в контексте обсуждаемой нами образовательной практики, – ставит иногда просто в тупик. В какой степени гости подготовлены к обсуждению проблемы? Кто будет участвовать в этом обсуждении? Как все «втиснуть» в жесткий регламент? Каким образом активизировать слушателей? Что за результат должен быть у такого мероприятия?

Накопленный практический опыт привел нас к убеждению, что в проектировании показательного мероприятия необходимо тщательно обдумать систему вопросов, связанных с логикой самого процесса проведения «показа», с содержательностью его формы:

· как провести введение в проблему мероприятия;

· каковы микроэтапы процесса «показа» и как один переходит в другой;

· каким должно быть соотношение теоретического и практического аспектов в демонстрируемом мероприятии, какими должны быть формы их представления;

· в чем должно быть реальное участие педагогов школы в мероприятии;

· как организовать обсуждение: вопросы, оценки, общие выводы;

· каким образом обеспечивается организационная, содержательная, логическая завершенность?

В рамках одной статьи осветить все вопросы вряд ли возможно. Остановимся на некоторых.

Для введения в проблему, как мы убедились, должно быть тщательно выстроено исходное теоретическое сообщение. Лучше, если оно подготовлено в самом коллективе: научным руководителем, директором или завучем школы. Почему? Самый блестящий доклад «человека со стороны» не всегда бывает органично согласован с практической частью семинара – уроками, презентациями, выступлениями детей и т.п. Почти всегда в таком случае возникает чувство большей или меньшей рассогласованности между высокой наукой и школьной практикой. Успех возможен лишь в случае согласования позиций между ученым-докладчиком и школой. Далее. Сообщение не должно быть избыточно «онаученным», рождать скепсис у присутствующих и мысли об оторванности научных идей от реальной практики. Если докладчик знаком с опытом школы, то уже во введении в проблему, он может опираться на прогноз того, что увидят присутствующие в практической части («вы увидите»; «педагоги и дети сегодня покажут»; «на занятии будет предложено» и т.д.). В этом введении необходимо показать реальные противоречия, с которыми сталкиваешься в процессе трансформации научных идей в практику: в чем реальные сложности использования той или иной технологии, почему ни одна из них не может стать универсальной, почему трудно осуществить индивидуализацию образовательного процесса и как эти трудности пытаешься преодолеть и т.д. Гладкость, бесконфликтность представления проблемы создает ощущение упрощенности реального образовательного процесса.

Безусловно, важной является четкость и взаимосвязь всех микроэтапов показываемого коллективного дела: от появления гостей в школе до их ухода. Это обеспечивает согласованность в действиях всех служб школы, строгое распределение всего по времени, месту, последовательности. В школе это особенно важно как условие сохранения привычного порядка жизнедеятельности. Но это не только внешняя взаимосвязь этапов по времени и последовательности. Должна быть обеспечена содержательная взаимосвязь. Доклад, сообщение(я) должны «перетекать» в идеологию и содержание реально показываемых школой дел. Это поддерживается важным аспектом проектирования: мерой демонстрации теоретического и практического. Чрезмерно длительный доклад утомляет, и на практическую часть гости отправляются с чувством усталости. Нарушение меры в содержательной стороне семинара, как мы отметили, порождает неверие либо в научные проекты, либо в возможности практики их реализовать.

Именно поэтому так важна предварительная научная проработка практической части, обсуждение с каждым конкретным участником семинара его идей и их воплощения в уроке, выступлении, сообщении, презентации опыта и т.д. Это самая трудная и трудоемкая работа. Но от нее зависит успех или неуспех коллективного дела. Учитель не может и не должен становиться пассивным исполнителем привнесенной сверху или со стороны идеи. Он должен ее понять, соотнести со своим опытом, мастерством, возможностью реализовать и показать ее в действии.

Такая работа важна в становлении педагогической позиции учителя как профессионала и как члена определенного коллектива, у которого есть свое понимание современного образования, современных педагогических идей.

От совместной работы руководителей школы с отдельным педагогом зависит целостность и внутреннее единство школьного мероприятия. Речь не идет о контроле за подготовкой учителя, проверке плана его урока или того, что он будет говорить. Ни в коем случае! Активное участие педагога в общем творческом процессе, понимание им общего замысла, связей с другими участниками-педагогами – необходимая точка роста профессионала. Это и позволяет сам процесс подготовки показательного мероприятия оценить с положительной стороны – как чрезвычайно важный в профессиональном росте педагога.

При любой демонстрации важно сохранить творческую индивидуальность учителя, не загонять его в некие начальственные предписания. Иначе и будет рождаться мысль о показном характере представляемой деятельности. С учителем необходимо согласовать, какой проект он будет разрабатывать: обычный урок, его фрагмент, мастер-класс, выступления детей как итог оставленной «за кадром» предварительной работы, видеофильм, компьютерную презентацию, выставку. Педагог не должен ощущать, что он «винтик» в некоем механизме, созданном другими.

В любой школе есть педагоги, которые могут обеспечить успех показательного мероприятия: они не испытывают тревоги перед аудиторией, у них высокая самооценка, есть опыт публичных выступлений, они уверены в своих учениках, а администрация уверена в этом педагоге («он не подведет»). Однако школа, как развивающаяся система, должна постоянно создавать условия для роста всех сотрудников.

Предполагаем, что это утверждение может быть оспорено теми, кто не является сторонником присутствия на уроке посторонних людей, разрушающих естественную атмосферу общения учителя и учащихся. И все-таки... Само время требует, чтобы учитель и ученики становились все более открытыми. Наши дети все чаще и чаще выступают в различных конкурсах, олимпиадах, участвуют в разнообразных проектах. Им приходится выступать перед незнакомой аудиторией, их оценивают незнакомые эксперты. Да и сам педагог становится все более публичным человеком. В процессе повышения квалификации ему приходится защищать свои проекты, разработки, вступать в дискуссии, отстаивая свои позиции. Педагоги все активнее участвуют в различных конкурсах («Учитель года», «Педагогические надежды», «Лучший классный руководитель» и др.). Поэтому на самом деле участие в разного рода «показательных мероприятиях», когда школа становится их площадкой, не такая уж и экстремальная ситуация.

С этих позиций мы и попытались оценить некоторые плюсы того, что связано с проведением на базе школы семинаров, конференций, педагогических чтений, мастер-классов и других форм представления коллективного опыта. Они не должны быть частыми, они не должны становиться для школы привычным делом. Однако проведение хотя бы одного такого мероприятия в течение года мобилизует коллектив, активизирует позицию тех, кто будет показывать виды творческой и учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроке и вне его, демонстрировать воспитательные возможности своего предмета в учебном процессе, раскрывать технологию решения изобретательских задач, обосновывать возможность воплощения ранее открытых педагогических идей в современной школе. Оценки увиденного теми, кто пришел в школу на семинар или мастер-класс, становятся условием и дальнейшего творчества, и рефлексии, столь необходимой для совершенствования своего труда, и критического отношения к себе.

Галина ОПАРИНА,
директор,
Алевтина РОБОТОВА,
научный руководитель гимназии № 441,
профессор РГПУ
им. А.И.Герцена,
г. Санкт-Петербург

Рейтинг@Mail.ru