Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2007

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

День за днем

Александр ПОПОВ

Дневник директора школы

Продолжение. Начало см. № 1, 3, 5, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 20, 22, 23/2007

Июнь

1.06.2005

– У вас осталось что-нибудь советское?

– Только шампанское.

– А шинели или что-нибудь гордое?

– Есть, но они от Гоголя.

– А помада?

– Какая еще помада?

– Такая, которой подведешь губы, и почудится, что недавно ими шептали слова из сказок.

– Этого добра в бытовой химии навалом.

– А как спросить?

– Так и говорите: «У вас мыло для губ имеется в наличии?»

– Это что, пароль такой?

– Нет, пузырьковая повседневность.

2.06.2005

Последний раз ревел в армии, когда американцы украли мою мечту. Они первыми ступили на лунную поверхность – туда, где еще в 1957 году хотел вытоптать во всю ширь грузинское имя своей первой любви.

Через двадцать семь лет, оказавшись в Америке, я заглядывал в глаза и пытался понять, почему первыми были они, а не я. Потом что только не отнимали, но слез уже не было – они высохли там, летней ночью 69-го. Старшина тогда так испугался меня, орущего на луну, что даже не наказал, кажется, пнул, но промазал, как и я.

А она вышла замуж за легенду советского хоккея. Одна из их дочерей обучалась у меня математике.

Порой кажется, этот полет перечеркнул всю жизнь. Вот уже добрый десяток лет летаю в Америку заглядывать в глаза. Мне часто хочется попросить:

«Нельзя ли ваши глаза дать нам поносить на время?»

3.06.2005

Один из моих учеников давным-давно, когда еще люди не отгораживались друг от друга решетками и бронированными дверями, как-то обреченно произнес:

– Длинной решеткой иду.

Страшно. В школах на окнах решетки – школа не верит в добропорядочность граждан. А я? А я подбираю монетки на «орле» и пропускаю «решки». Таким образом вот уже четверть века голосую за орлов!

На последних выборах, еще в советские времена, помню, торопился на электричку, хотелось пацанам показать голубые тени сосен на снегу. Пришел минут за пятнадцать в фуфайке, валенках, с рюкзаком и топором. Человек двадцать меня взялись выталкивать и бранить на все лады. И вдруг, как по команде, встали передо мной смирно и руки по швам вытянули. Ну, думаю, где-то меня генералом назначили. Пока посоображал, кто так надо мной пошутил, вспотел. Шапку с головы сдернул, слышу, гимн играет. Вот с тех пор монетки на «орле» и поднимаю.

5.06.12005

Собрал мудрец учеников на выпускной экзамен, разложил билеты на столе. Первый подошел, вытянул вопрос: «Человек человеку кто?»

– Враг.

– «Двойка», на второй год остаешься, живодер.

Второй взял билет, а там вопрос: «Человек человеку кто?»

– Друг.

– Молодец, садись – «пять».

Третий перевернул свой билет, а там все тот же вопрос: «Человек человеку кто?»

– Раб.

– Садись на мое место: догадывался и я, а вот произнести так и не осмелился.

6.06.2005

– Учитель, образование – это что?

– Работа над ошибками.

– Какими?

– У умных – над своими.

– ? ? ?

– У остальных – над теми, что подадут.

– Они глупые?

– Нет, подают нищим.

– И нашим?

7.06.2005

– Сынок, в Польше уже сирень расцвела, а у тебя что ни день, то «неуд».

– А при чем сирень, папа?

– А при том, что настроение сегодня фиолетовое, на Врубеля вот потянуло.

– Это ты к чему клонишь, отец?

– Не знаю, кому врубить: тебе или учителю твоему. Вы как два сапога. Оттого и пара.

8.06.2005

То, что во времена публичного исполнения гимна все встают, это понятно. А вот по утрам, когда ты один на кухне и звучит гимн? Или в ванной бреешься, корчишь при этом рожи или нет? Патриотизм – чувство интимное, об этом еще Толстой говорил.

9.06.2005

Часто снится один и тот же сон, что работаю в чужой школе. Даже не знаю кем. Нестерпимо хочется бежать в свою. Двадцать лет, больше чем треть жизни, тут. Все когда-нибудь кончается. Как оторваться листом, покружиться и пасть без свидетелей? Отчебучить чего-нибудь, что ли? Поскользнуться? Подскажите, недоброжелатели. К вам прислушиваюсь постоянно, оглядываюсь на вас после каждого поступка. Если вы недовольны, значит, все в порядке. Вы мои педагоги, судьи и зрители.

10.06.2005

Удовлетворение – ядовитая смесь. Дышать следует воздухом смеха над самим собой. Мне стали мешать паузы между домом и школой. В паузах приходится сомневаться и думать. Делать – это удовлетворяться, делиться – освобождаться. А думать – как ставить крест над собой. Несовершенство прожитых дней тянет в детство, а я недостоин этого рая. Ад действительности – вот высший двигатель. Неужели из окон дурдома мне может кто-то завидовать? Память – раненый зверь, тянет забиться в угол, если они еще есть на этом свете, забиться и выть. Не отвою, как завтра выйду на люди?

12.06.2005

Я занимаю мало места на земле. Высшая мера – проверка себя на «вшивость». Я – перо. Бумага – любовница. Мысли в вершинах безмолвия. На узорах извилин – люди. В крестном ходе слов буквы не пишутся, молятся:

«Русский алфавит всегда в возрасте Христа?»

«Всегда, но не у всех».

13.06.2005

Начинается набор в школу. Желающих учиться в моей немало. Отбиваться непросто. Рассказываю, какая плохая школа у меня, потом по секрету сообщаю номера нормальных школ города. Бывает, жалуются и жалят. Июнь – жаркий месяц. Власти атакуют со всех сторон. Спасибо Гашеку, Эразму Роттердамскому и Саше Черному. Без их юмора я бы не выстоял.

Тут как-то директора соседней школы спросили:

– Как дела?

– Все нормально, если бы не Попов.

Возможно, она права: у меня только температура нормальная, все остальное желает лучшего. Если бы еще жильцы соседних домов кал за своими собаками убирали. Наркоманы не разбрасывали бы шприцы, алкоголики – пузырьки из-под «боярки». Мне стыдно перед весной, летом, особенно осенью. Спасибо зиме – мы с ней заодно.

14.06.2005

Ворвался новый русский, сделал пальцы веером:

– Слушай, братан, давай тащи свою учителку!

– В чем дело, объясните толком?

– Прикинь, она моего отпрыска при всех козлом обозвала.

Еле-еле успокоил, пообещал, что извинится, накажу и скорее всего уволю.

Вызываю виновницу:

– Что у вас произошло?

– Прыгал, вот и сказала в сердцах, что козленочком станет.

Объяснил ситуацию, вынудил попросить прощения.

Как-то захожу к ней на репетицию – она готовила постановку по русской сказке, – слышу: «Вот ты будешь петухом».

Позвал к себе, резко объяснил, что так выражаться не следует. Она взорвалась:

– Вы понимаете, что вы творите с русским языком?

– Помилуйте, что я такое творю?

– Вы минируете слова и ждете, когда на них подорвутся люди… …Помню, при советской власти любили в школах уроки интернационализма давать. Как-то во втором классе спрашивает меня учительница на уроке:

– Скажи-ка нам, Наденька, какие национальности в школе имеются?

– Да вы их сами все знаете.

– А ты скажи, сколько?

– Десять, конечно.

– Почему только десять? Маловато будет.

– Ну, первоклашки, второклашки...

– Садись, глупая ты. Я вам сейчас преподам урок наглядно. Нерусские, выйдите к доске.

Я тогда ничего не поняла, руку подняла и говорю:

– Я еще одну национальность забыла.

– Какую?

– Второгодники.

16.06.2005

С детства боюсь партийных и религиозных. Разумные они слишком: а где разум, там и ржа. Режут по живому. У животных, у птиц нет примитивных признаков, а они тоже твари божьи. И трава не знает распрей, и воде эта муть неведома. Неладно что-то у людей – ладонями всякой глупости хлопают, холопство за веру почитают. А я ландыши люблю и незабудки.

17.06.2005

«В День защиты детей восполняю детство – подаю. 8 Марта коллектив настойчиво напоминает, что я женщина. Делаю стол – долг платежом красен. Над первым апреля смеяться запретила – он ничем не хуже остальных. В День конституции в основной закон верю и в основном верность храню и другим советую. 23 февраля на законных основаниях мужиков люблю. На выборах долг выполняю, стучу, прежде чем бюллетень в щель урны засунуть.

В красные дни календаря домработницу не допекаю – она пироги печет и плачет, дура деревенская, о былом. В будни, как в зеркало, смотрюсь в толковый словарь, наполняюсь мудростью». (Запись из дневника крупной чиновницы.)

Однажды она мне сделала замечание:

– В слове «жалюзи» ударение падает на последний слог.

– Серьезно?

– Все французское отличается знаком качества.

– Понимаете, по рождению оно китайское. Изобрели шторы братья-близнецы: Жа, Лю и Зи. Поэтому ударение допускается на любой слог.

Ей толкование так понравилось, что она даже с высокой трибуны о братьях-близнецах поведала.

18.06.2005

Учреждена еще одна ежемесячная премия – «Герман». Выпускникам школы. Она будет вручаться детям за успехи на литературном поприще. Его отец был моим любимым преподавателем в институте. Он два года вел у нас математический анализ и полгода историю математики. Учителем математики стал благодаря ему. Первый год работы в школе даже мел в руке держал, как он, и так же покашливал, когда было необходимо заострить внимание. Записи на доске делал его почерком, после уроков следовал его примеру – играл в шахматы. Спасибо вам, дорогой Евгений Васильевич. Выплыл благодаря вам!

19.06.2005

Бабушка часто покупала воздушные шарики. Привязывала к нитке всякие безделушки, затем позволяла освобождать шарики из неволи и выпускать на свободу к птицам. Потом стала нагружать мелкими деньгами и заставляла подавать в руки нищим. Однажды было жарко-жарко, очень хотелось мороженого. А она сказала: «Выбирай, что по сердцу: шарик, прикованный к стакану мороженого, или его свобода?» Я еще не умел выбирать, но понимал, что хочет от меня бабушка. Подбежал к нищенке и отдал все деньги ей. И мне вдруг стало так хорошо и вольно, что и жара сразу пропала, и мороженое есть расхотелось.

Бабуля, я не забыл твои уроки. Для того чтобы летать, необходимо освобождаться от всего, кроме имени, которым ты меня назвала.

У меня все есть: и шариковая ручка, и много белой бумаги – мне не хватает по утрам малины из твоих рук, бабушка.

20.06.2005

Ковда я учился в десятом, учитель литературы считал меня полным болваном, любил при всех поговорить на эту тему. Мне он не нравился за унывное чтение стихов Маяковского. Однажды он объявил поэтический конкурс. Я сообщил пацанам класса, что буду участвовать не со своими стихами, а Лермонтова. Меня отговаривали: мол, он все равно догадается, будет скандал. Кто победит, знали заранее – у него была любимая ученица. Она любила задавать на уроках интимные вопросы, он краснел и всякий раз обещал ответить во время перемены. И вот озвучены итоги: Галя на первом месте, я, естественно, на последнем. Комментарий к моему стихотворению он закончил как обычно:

– Попов, а ты дурак.

Класс давно не реагировал на его отношение ко мне, а тут замер в предвкушении скандала.

– Александр Федорович, вы сознаете, что вы натворили? Кому присудили последнее место?

– Ну кто ты такой? Балбес и шут гороховый!

– Речь не о том, я тут ни при чем. Вы оскорбили великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

Он понял. Девчонки прятали лица в ладони, пацаны откровенно гоготали. Я вместе с Лермонтовым был выкинут в коридор, где провел пару месяцев, пока директор не втолкнул обратно.

Однажды, будучи учителем, присутствовал на открытом мероприятии. Мне казалось, что урок ведет родная сестра моего учителя литературы. Над доской висел портрет Пушкина.

– Дети, перед вами портрет кого? Что следует сказать?

И дети хором отвечали:

– Здравствуйте, наш великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Пушкин почему-то ничего не ответил, дети немного растерялись, стали оглядываться...

21.06.2005

В двадцатых числах июня в школах проходят выпускные вечера, а наша сборная по футболу выигрывает с крупным счетом один-единственный матч и с позором вылетает на обочину.

В спорте, как в капле воды, состояние страны: и экономическое, и нравственное. Безволие и апатия наших футболистов – результат российской действительности.

«Космос как предчувствие» – необыкновенный фильм. Там присутствует ощущение, что страна и народ вот-вот состоятся. Но профукали все с треском: за правду бились, идиоты, и до сих пор бьемся за то, чего не существует.

Жизнь есть, и жить стоит. Вот за это и следует биться. А мы опять все в пятнах партий. Пустое это дело – идеологическая окраска, мир и без нее не черно-бел.

23.06.2005

Помню, во времена Брежнева привез как-то детей в Волгоград. На вокзал прибыли ночью, автобус из фирмы «Спутник» за нами не приехал. Узнал номер дежурного по горкому, звоню. Сонный голос отвечает:

– Ну и что, а я тут при чем?

На что я ему цитирую слова генерального секретаря: «В нашей стране есть единственный привилегированный класс – это дети». Автобус примчался за нами через полчаса. Жаль, что в нынешнее время такого пароля для детей не существует, ни один Сим-сим не откроет им двери.

У меня на руках нет мозолей – они на лбу, а на улыбку морщин не хватает.

25.06.2005

Были у меня времена счастливые. Во время табачного голода подарил мне один родитель ящик сигарет россыпью. Так вот на них почти весь ремонт и сделал. Водка не та валюта, после этого напитка все из рук валится.

Тут как-то был в гостях у одного директора, у него школа на окраине города стоит. Курим у окна, он в сердцах секретами делится:

– Красные придут, вон из этого коттеджа музыкальную школу сделаю, а из этого – художественную.

– А ты думаешь, придут?

– Я давно не думаю, только мечтаю.

26.06.2005

Летом отдых – это не про нас. Проводим летние профильные лагеря: по информатике, математике, физике, экономике, литературе. Ездим постоянно в летние лагеря других регионов. Наивные учителя порой спрашивают:

– А отдыхать когда?

– На кладбище: в этой жизни отдых не предусмотрен.

Странные у нас люди. Разве можно отдыхать от дыхания, от воды, от пищи? Тут соглашаются. А от мысли? Если голова сегодня дозволяет отдых, завтра ею можно будет только есть.

Отдых для человека – вещь смертельная. А у нас школы становятся домами отдыха, а учителя – массовиками-затейниками. Вот и создаю службу скорой педагогической помощи, думаю, от клиентов отбоя не будет. В конце августа она, даст бог, начнет функционировать.

28.06.2005

Договорился через выпускников с одной солидной американской фирмой об установке беспроводного Интернета. Документы проверили юристы из законодательного собрания области. Необходима была виза местного министра образования в течение недели – он резину тянул два месяца. Установили в Краснодаре. А у нас по отчетам Интернет в каждой школе функционирует – мы впереди планеты всей. Весело и славно.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru