Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2007

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Постулаты

Наступление по всем фронтам

Поэтапное описание процесса информатизации образовательного учреждения – материал, на котором можно проводить сравнения и делать выводы. Несмотря на «одинаковость» для всех школ требуемых образовательных результатов, у каждого образовательного учреждения имеются свои особенности и процесс информатизации проходит по-разному. Опыт другой школы нельзя транслировать напрямую,он уникален. Но изучение и обсуждение его позволит, во-первых, самим взглянуть на свою деятельность глазами других, а во-вторых, другим увидеть свою специфику, свой путь движения.

В нашей школе, как и в большинстве других школ, прошло несколько этапов компьютеризации и информатизации. Сначала были просто уроки ОИВТ в кабинете информатики на базе ПЭВМ «УКНЦ». Потом сюда прибавился один кружок, другой, олимпиады. Затем мы экспериментировали с изучением информатики на более ранней стадии обучения. Сейчас уже проводим уроки математики и английского языка в компьютерном классе, обучаем детей игре в шахматы «с компьютером», занимаемся изданием информационных листков, которое переросло в выпуск своей газеты. Принялись за делопроизводство. Появились единичные случаи поступления в вузы на специальности, непосредственно связанные с применением компьютера.

Использование ИКТ в образовательном процессе началось примерно с 2001 года. В школе появились персональные компьютеры по программе информатизации сельских школ. Со временем более современные компьютеры вытеснили устаревшие, появилась локальная сеть, принтеры (несколько!), сканер, цифровой фотоаппарат, лицензионное программное обеспечение, видеокамера, видеомонтажная студия, Интернет, проектор... Стало возможным проведение в кабинете информатики уроков иностранного языка, математики, физики, других уроков, а также тестирования, организации кружковой работы, в том числе психологического клуба, поддержки школьного пресс-центра. Выпускники достаточно успешно овладевали специальностями, где уже требовалось умение работать на компьютере и его использование было необходимо как вспомогательное средство.

Сначала это был спонтанный и не всегда планируемый процесс и соответственно результат. Толчком к целенаправленным действиям послужила подготовка учеников к участию в краевом конкурсе «Лидер качества образования – 2003». Мы принимали активное участие в эксперименте по профильному обучению и пришли к тому, что информационно-технологический профиль стал востребованным.

Неплановые действия (участие в конкурсах, получение оборудования «сверху» и т.д.) позволили накопить технический потенциал, сформировать мнение о возможностях ИКТ и результатах их применения. И мы приобрели опыт, который привел к появлению идеи, осознанным действиям, отразившимся в программе информатизации школы.

Девизом программы можно считать «Наступление по всем фронтам, или Везде и все». Критериями (руководством к действию) при составлении программы стали основные направления информатизации Ставропольского края:

  • соотношение количества учащихся на один современный компьютер;

  • наличие и использование локальных сетей, соединяющих компьютеры одного, нескольких классов;

  • использование в учебно-воспитательном процессе, в управлении образованием электронной почты, наличие интернет-сайта;

  • число сотрудников, использующих компьютерную технику и Интернет в профессиональной деятельности;

  • число классов начальной, средней, старшей школы, где ведется преподавание информатики;

  • количество времени, которое проводят за компьютером учащиеся;

  • обучение учащихся ИКТ в качестве дополнительной образовательной услуги;

  • обучение населения умению пользоваться компьютерной техникой при решении различных задач в качестве платных образовательных услуг.

На момент появления идеи уже была команда, потенциально готовая для активных действий. Проводились исследования, касающиеся креативного потенциала школьной команды и участия в одном из краевых конкурсов в номинации «Команда». В команде имелось все: и желание, и амбиции, и генерация идей, и умение выполнять технические решения и т.д.

Если говорить о движущих факторах, то на первой стадии мы старались «преодолеть» особенности местного социума, обратить их в мотивирующее средство:

  • удаленность от города;

  • узкий спектр субъектов взаимодействия – некому подсказать и помочь, все приходится делать самим;

  • амбициозное желание быть не «просто сельской школой», а ориентироваться на лучшие городские школы.

Кроме этого, своеобразным движущим фактором стал вывод, который мы сделали, исходя из опыта «набивания шишек»: необходимо укреплять свои позиции, заинтересовывать, доказывать, что без нас просто не смогут обойтись ни родители, ни управление образования, ни коллеги из других школ.

Положительным моментом при этом было наличие накопленного потенциала: меньше сил и средств на старт, на «раскрутку». В «плюсы» мы записывали число побед наших учащихся в районных и краевых олимпиадах, успешность выпускников школы, ставших студентами вузов (престижность учебного заведения, получение именных стипендий, стажировка в США и др.), победы учащихся и учителей в региональных и федеральных конкурсах, число ребят, продолжающих обучение в школе после окончания 9-го класса, рост популярности нашей школы у родителей и др. Все это – критерии оценки результатов работы.

Сегодня все новое, что вводится в школе, требует и новых подходов в оценивании результативности работы. Это могут быть ответы на вопросы:

  • Способствует ли предлагаемое новое (ИКТ в том числе) росту коммуникативности в школе, работе в группах?

  • Работает ли на то, чтобы «учить учиться» (как способен продолжать обучение)?

  • Умеет ли учащийся работать с большими массивами информации, знаковыми системами и т.п.?

  • Способен ли учащийся делать выбор, находить самостоятельно решения социальных (и прочих) проблем?

  • Вызывают ли нововведения рост активности в ходе урока и др.?

В последнее время нам стало не хватать мобильности, появилась необходимость в переносных компьютерах, проекторах. Участие в проекте ИСО позволило решить возникающие проблемы.

Сейчас мы являемся экспериментальной площадкой в проекте ИСО. Полученное оборудование начинаем активно использовать в учебном процессе. На первый взгляд, картина курьезная: проблема не как что-то сделать с помощью компьютера, а как компьютер (ИКТ) встроить в учебный процесс. Эту вполне реальную задачу будем стараться решать так, чтобы получить ответ на первый вопрос. И в этом отчасти суть направления и содержания наших действий.

Накопленный опыт позволяет наметить пути информатизации пространства внутри отдельно взятой школы. Этот специфичный путь будет основан на нескольких постулатах.

1. Человеческий фактор. Для того чтобы дело пошло, нужен человек – генератор идей, «рабочая лошадка» – как угодно. Назовем его условно «зам. по информатизации». Почему заместитель? Потому что круг и уровень вопросов, решаемых при этом, выходит за рамки компетенции и информированности просто учителя информатики. Желательно, чтобы это был специалист, имеющий административный опыт работы в школе, прошедший повышение квалификации как управленец и владеющий знаниями в области, как говорят, «софта» и «железа» – иными словами, способный решать еще и чисто специфические компьютерные вопросы. Тогда в школе на некоторое время отпадает необходимость вводить еще и должность инженера, системного администратора. Должность только инженера можно ввести, но тогда остаются открытыми административные проблемы. Лаборант, инженер, учитель информатики – люди важные и нужные, но первичнее в данном вопросе все-таки «зам. по информатике».

2. Компьютерный парк (именно парк, как автомобили в таксопарке – машины по вызову, по необходимости). И дело не всегда в количестве компьютеров, а в отношении к ним. И с одним или пятью компьютерами, исходя из нашего опыта, сделать можно достаточно много. Конечно, кроме компьютеров, нужны еще принтеры, проекторы... Решайте задачу: где взять?

3. Нужна идея для развития, внедрения, причем у каждого она своя. Мы пошли путем поиска (наступления) во всех направлениях, но прежде всего – участия везде и во всем. Просить спонсоров, благодарных выпускников можно и нужно. Да и просто скинуться (и это было). Но еще можно и нужно участвовать в конкурсах, фестивалях и т.п. Нужна грамотная, продуманная, оформленная идея, под которую можно получить средства, материалы. Можно добиться всего. Однако для этого нужны знания основ менеджмента, опыт решения имиджевых вопросов. Неплохо было бы привлечь на помощь и психологическую службу. Возможно, ваша идея сможет стать еще и темой для эксперимента, а это – дополнительные шансы, дополнительные возможности. Действуйте! Без головной боли не обойдется, но оно того стоит.

4. В процесс необходимо включить как можно больше участников и школьных служб. Понять полезность и важность ИКТ можно лишь в том случае, если есть возможность показать и дать попробовать. Придумайте, как увязать вопросы информатизации с уроками, с привлечением администрации, делопроизводством, внеклассной работой, досугом, библиотекой, общественностью и т.д. К этому процессу можно подключить и коллег, и родителей, и учеников на основе их обучения и повышения квалификации, а также, возможно, и тех, кто охвачен вашей идеей. Если же наступит момент, когда без того, что вы предлагаете, уже трудно обойтись, да еще и появится когорта единомышленников, вот тогда-то дело пойдет гораздо быстрее.

5. Общение. Коммуникабельность еще никому не мешала (ведь речь идет об ИКТ).

6. Не забывайте про ученика – он ваш главный «продукт». Что-то должно произойти, и именно ему это важно увидеть.

Сергей КАЛАШНИКОВ,
зам. директора СОШ № 6,  с. Гофицкое,   Ставропольский край
Подготовлено
по материалам конференции «Тенденции развитияи образования: проблемы управления современной школой»

Рейтинг@Mail.ru