Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2007

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Экспертиза

В регионах поняли: главное – Интернет и дороги

Важнейшей частью региональных проектов комплексной модернизации стали реструктуризация и оптимизация образовательной сети. Эксперимент по реструктуризации проходил в нескольких регионах России с 2001 года. Тогда взволнованная педагогическая общественность спрашивала: почему закрываются маленькие сельские школы? Почему детей нужно возить куда-то на автобусе? За несколько лет учителя и руководители образования получили убедительные ответы на эти вопросы. Теперь сельские родители мечтают, чтобы дети получали образование в профильных классах крупных школ. Теперь руководители образования убедились, что от грамотной реструктуризации сети зависят достойная зарплата учителей и высокий норматив подушевого финансирования. Регионы и муниципалитеты охотно выделяют средства на школьные автобусы.

О результатах конкурса заявок по направлению «Развитие образовательных сетей» рассказывает руководитель экспертной группы, проводившей анализ развития сети, директор Центра прикладных исследований и разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ Татьяна АБАНКИНА.

– Почему Москва и Санкт-Петербург оказались выделенными в особую группу?

– Так на экспертизе регионов сказалась идеология экспертной оценки. Первым ключевым показателем, который оценивали эксперты, было повышение качества образования. Этот критерий выражался в доле школьников, обучающихся в современных образовательных учреждениях (учитывались наличие оборудования, укомплектованность педагогическими кадрами, доступ в Интернет). В заявке субъект РФ должен был представить динамику: сколько таких школ в регионе сегодня и сколько их будет к 2009 году.

Второй ключевой показатель заключался в ориентации на развитие профильной старшей школы. Регионы должны были продемонстрировать, как они обеспечивают детям условия для выбора обучения на старшей ступени, для реализации индивидуальных учебных планов. Подразумевалось, что с каждым годом должна увеличиваться доля старших школ с двумя-тремя классами в параллелях, где можно вести полноценное профильное обучение. Процесс укрупнения старшей ступени и отслеживался экспертами. Однако в ходе экспертизы выяснилось: эти показатели важны прежде всего для сельских школ. Для таких регионов, как Москва и Петербург (в которых отсутствует сельское образование), они не актуальны.

Финансы

Какие обязательства по повышению зарплаты взяли на себя регионы?

Все участники конкурса взяли на себя обязательство повысить зарплату учителям к 2009 году на 60%. Нижняя планка, с которой начинается повышение, – 55,5 тысяч. Большинство участников конкурса из Центральной России рассчитывают достичь к 2009 году в базовой части (без привлечения стимулирующего фонда) суммы в 8–8,5 тысяч рублей. Богатые регионы, с высоким нормативом финансирования, берут на себя обязательство платить учителю в 2009 году по 24–27 тысяч в базовой части.

2007–2009 годы отмечены самым глубоким за прошедшее десятилетие демографическим спадом. Рождаемость повышается, но детей в школах становится все меньше. В Москве и Санкт-Петербурге требуются огромные усилия, чтобы удерживать наполняемость классов даже на уровне сегодняшнего дня. Руководителям школ, стремящимся набрать классы, надо бежать изо всех сил даже для того, чтобы стоять на месте, – совсем как в книге «Алиса в Стране чудес». А чтобы оказаться в другом месте, им нужно бежать вдвое быстрее. Петербургская образовательная политика нацелена на вложение средств в ремонт школ, в строительство новых школьных зданий. Поэтому у них возрастает доля детей, которые через несколько лет будут учиться в современных учебных заведениях.

Петербуржцы, таким образом, представили интересный комплекс мероприятий. Однако принятые в Cеверной столице показатели не совпадают с системой конкурсной оценки. В Москве наметилась политика создания сетевых или «зонтичных» структур, т.е. таких, в которых сильная школа покровительствует более слабым. При этом в одни московские школы невозможно набрать детей, а в других объявляется конкурс.У этих двух регионов – особые проблемы, которые трудно было оценить по общим критериям. Поэтому Москва и Петербург не смогли набрать высокие баллы. Что касается Тюмени, то она будет продолжать развивать свою новую систему оплаты труда.

Из анализа конкурсных заявок можно сделать вывод, на что регионы в первую очередь собираются потратить президентские деньги?

– Для каждого раздела заявки команда региона должна была представить технико-экономическое обоснование: сколько потребуется средств для проведения работы по развитию сети, из каких источников должны поступить деньги, какие финансовые инструменты и механизмы будут использованы. В одних заявках финансово-экономическое обоснование оказалось хорошо просчитанным, в других – схематичным. Но общие тенденции налицо: регионы рассчитывают вкладывать серьезные средства в подвоз учащихся, в капитальный ремонт или новое строительство школ, отвечающих современным требованиям, в создание и оборудование ресурсных центров. Много средств предполагается потратить на развитие современной профильной школы, на переподготовку учителей, на освоение новых информационных технологий. Думаю, авторы заявок уже понимают, что гранты, полученные по конкурсу, должны вкладываться с умом. Если сегодня подпитывать деньгами старую образовательную сеть, то это скорее всего не повысит доступность и качество образования.

Общие тенденции налицо: регионы рассчитывают вкладывать серьезные средства в подвоз учащихся, в капитальный ремонт или новое строительство школ, отвечающих современным требованиям, в создание и оборудование ресурсных центров.

– Были ли среди участников конкурса регионы, где никогда не проходила реструктуризация?

– Таких мы не встретили. Зато в заявках нам было продемонстрировано разнообразие моделей сельской школы: базовые, опорные, магнитные, сеть филиалов, образовательный округ. Часто встречаются социокультурные комплексы с учреждениями начального, среднего профессионального, дополнительного образования, спорта, культуры. Активно осуществляется ассоциирование образовательных и культурных учреждений на разной основе. Почти повсюду организован подвоз учащихся в старшую профильную школу. На школьные автобусы выделяются значительные региональные и муниципальные средства.

Многие участники конкурса – в том числе Чувашия, Ярославская, Воронежская, Московская, Калужская области – серьезно относятся к работе с общественностью, к разъяснениям, зачем нужна новая образовательная сеть. Они рассказали в заявках, как осуществляется работа с сельскими сходами или родителями учащихся – особенно когда речь идет о подвозе детей или интеграции образовательных учреждений. В Чувашии даже проводится мониторинг на тему: удовлетворены ли дети и родители качеством подвоза в школу.

Участники конкурса доказали, что они владеют ситуацией: проводимая ими политика реструктуризации подтверждается анализом демографии, транcпортной сети, структуры расселения в регионах. Наиболее удачные заявки в этом направлении сделали Тверская область, Красноярский край, Чувашия, Астраханская, Калининградская и Московская области, Республика Бурятия, Республика Карелия, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия). Может быть, неожиданно для некоторых экспертов хорошее впечатление произвела заявка Республики Северная Осетия – Алания: осмысленная, взвешенная, логичная, учитывающая демографию, транспортную ситуацию и возможности интеграции, сетевого взаимодействия, с подробным технико-экономическим обоснованием. В других конкурсных заявках прослеживалась интересная взаимоувязка разных федеральных (не только образовательных) целевых программ: развития дорог, закупки автобусов, усилий Россвязи по обеспечению доступа к высокоскоростному Интернету.

Тенденции

Портфолио учителя

В регионах вводится понятие «портфолио учителя». Все, что находится в портфолио, влияет на оплату его труда. Уже проходят квалификационные испытания для учителей по принципу тех, что проводятся в Европе и США. В разных регионах в портфолио учителя предлагается складывать достижения его учеников: результаты ЕГЭ, школьные баллы, победы в олимпиадах, конкурсах, смотрах, достижения в дополнительном образовании. Разрабатываются системы для оценки вклада учителя в имидж школы как учебного заведения, дающего качественное образование.

Регионы знают: главное – это не только Интернет, но и дороги. Команды из разных субъектов РФ подготовили нормативные документы по развитию сети с учетом развития системы транспортной доступности. Такие работы выполнили Северная Осетия – Алания, Белгородская, Тверская, Ленинградская, Челябинская области, Красноярский край, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Республика Мордовия, которая работала над этим вместе с ВШЭ еще в рамках эксперимента по реструктуризации сети сельских школ.

Если сегодня подпитывать деньгами старую образовательную сеть, то это скорее всего не повысит доступность и качество образования.

Некоторые регионы начали удачно проводить профилизацию школы, привязывая ее к потенциальному спросу на региональных рынках труда. Новосибирская область, Бурятия, Краснодарский край – зоны развития туризма – представили заявки, в которых развитие образовательной сети увязывается с перспективами социально-экономического развития региона. Эти регионы надеются готовить в профильной школе кадровое обеспечение для развития туристической отрасли.

Одним из ключевых направлений было отношение регионов к старшей профильной школе. А в каком положении находится у них средняя школа?

– Сегодня со стороны учащихся, родителей и общественности формируется запрос на качественное обучение. Поэтому разные регионы начали формировать свою политику и по отношению к начальной и средней школе.

В некоторых регионах сосредоточились на решении психологических проблем при адаптации детей после перевода из основной школы в 10–11-е классы крупной профильной школы. Для этого в систему образования вливается непедагогический персонал: водители автобусов, воспитатели – люди, которые занимаются с детьми, обучающимися далеко от родной деревни.

В других регионах посчитали, что период психологической адаптации к профильной школе должен пройти в конце основной школы, чтобы в старших классах ребенок естественно включился в процесс обучения. Там предлагают подтянуть 7, 8, 9-е классы к старшей школе. Мотивировка убедительна: дети, учившиеся в малокомплектной сельской школе и затем переехавшие в крупное село, за два года не успевают адаптироваться к новому учебному заведению. А 5-е и 6-е классы при этой системе предлагается присоединить к начальной школе. В этом возрасте детям лучше оставаться дома, а не ездить на автобусе в отдаленную школу.

Таким образом, политика реструктуризации сети вносит свои коррективы в образовательный процесс: профильная старшая школа активно складывается, а основная школа начинает расслаиваться.

 

Кто оценивал проекты

Комплексные проекты модернизации систем образования рассматривались по нескольким направлениям:

– Введение новой системы оплаты труда и повышение доходов учителей

– Переход на нормативно-подушевое финансирование

– Развитие региональной системы оценки качества образования

– Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений

– Расширение общественного участия в управлении образованием

Распределение экспертов по группам:

1-е направление: «Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей»

Руководитель экспертной группы: заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина

2-е направление: «Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений»

Руководитель: заведующая отделом развития региональных социально-культурных комплексов Института региональных экономических исследований Ирина Рождественская

3-е направление: «Развитие региональной системы оценки качества образования»

Руководитель: заместитель директора Федерального института педагогических измерений Галина Ковалева

4-е направление: «Развитие сети образовательных учреждений субъекта РФ: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства»

Руководитель: директор Центра прикладных исследований и разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ Татьяна Абанкина

5-е направление: «Расширение общественного участия в управлении образованием»

Руководитель: эксперт аналитического центра Национального фонда подготовки кадров Владимир Бацын

6-е направление: «Организационное обеспечение субъектом РФ реализации регионального комплексного плана»

Руководитель: директор Института проблем образовательной политики «Эврика» Алла Антонова

 

Материалы подготовила Светлана КИРИЛЛОВА

Рейтинг@Mail.ru