Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2007

ТЕМА НОМЕРА

Неожиданное решение

В Карелии завод переделали в школу

В поселке Ладва-Ветка Прионежского района Республики Карелия есть уникальное образовательное учреждение. Чтобы построить в отдаленном лесном месте новую школу, архитекторы использовали фундамент и стены бывшего завода.

Поселок Ладва-Ветка возник в 30–40-е годы ХХ века. В эти места по комсомольским путевкам приезжали на лесозаготовки молодые люди со всего СССР. Сегодня благополучие лесного поселка осталось в прошлом. Базовое предприятие – леспромхоз – больше не платит высоких зарплат, не строит жилья.

Одной из первых ощутила перемены деревянная поселковая школа. Долгое время, чтобы удержать разъезжающиеся стены, местные умельцы делали стяжки стропил. Учителя по очереди лазили на чердак – посмотреть, не разваливается ли здание. Возводить новую школу в лесном поселке было негде. Помогла председатель Комитета по социальной политике Законодательного собрания Республики Карелия Галина Погудалова.

Сельчанам предложили неожиданное решение: построить школу на основании старого заводского здания – филиала одного из Ленинградских заводов. От завода остались только фундамент да стены.

Это одно из самых необычных в стране школьных зданий

В поселке согласились. Министерство капитального строительства Карелии сделало проект и наняло бригаду.

Новое здание, выстроенное в 2002 году, получилось необычным. Всю планировку осуществляли внутри когда-то возведенных стен. В это пространство требовалось вписать школьные помещения. Учителя хотели, чтобы дети учились в больших и светлых классах. Поэтому кое-чем в школьной планировке пришлось пожертвовать. Директорскую и столовую разместили в пристройках. В здании не нашлось места для актового зала, мастерских и подсобных помещений. Дискотеки и праздники теперь проводятся в столовой. Спортплощадку школьники оборудовали сами. Но спортивный инвентарь приходится хранить в старой разваливающейся школе.

Зато теперь у школы есть своя котельная и даже личный кочегар.

«Зимой бывает до того жарко, что открываем форточки, – рассказывает директор Мария Захарова, 29 лет проработавшая в Ладва-Веткинской школе и 10 лет ее возглавляющая. – А ведь у нас в поселке все привыкли к температуре минус сорок и к холодным домам. Я вот живу в одном из тех домиков, которые строили из вагонки, сроком не больше чем на 20 лет. В этих домах зимой выше 8 градусов тепла не бывает. Приходится ходить в валенках. Только в новом школьном здании дети наконец узнали, для чего нужна сменная обувь. Внутри так тепло, что могут вспотеть ноги».

Сегодня в поселке Ладва-Ветка живут 1200 человек. Дети и внуки тех, кто когда-то прибыл сюда по комсомольским путевкам, выросли и уехали в город. Учительский коллектив в школе стабильный. Правда, молодых учителей мало. Но учат здесь детей на совесть.

Каждый год почти половина выпускников школы поступают в вузы Петрозаводска и сюда не возвращаются. «Мы очень хотели бы, чтобы дети оставались в поселке. Но для этого нужно заинтересовать их лесничеством, экологией», – говорят учителя.

Одно дело – жить в лесу. Другое дело – его выращивать.

«Сельхозкультур на пришкольном участке мы не высаживаем, – объясняет директор. – Школа – лесная, у нас в поселке нет сельского хозяйства. И потом, ни один сторож школьный участок не укараулит. Выкопать за одну ночь все, что сделали за лето дети, ничего не стоит. И как обидно будет!»

Идея благоустроить местность вокруг бывшего завода поначалу обрадовала всех.

Как только новое школьное здание сдали в эксплуатацию, учителя рассадили вокруг березы и рябины. Деревца принялись с трудом. Корням не хватало питания.

Не получилось украсить дорожку цветочным бордюром. Когда идет долгий дождь – смывается слой плодородного грунта. Когда светит жаркое летнее солнце – цветы, укорененные в земле неглубоко, увядают.

«А ведь у нас еще скот по территории школьного двора свободно разгуливает, – рассказывает Мария Захарова. – Когда возле школы посадили рябинки, скотина их помяла, поела. В прошлом году мы поступили умнее – высадили шиповник. К шиповнику она уже не больно-то лезет, он колючий».

Вскоре учителя с удивлением узнали, что пришкольный уют можно устроить. Но за это надо заплатить дизайнерам. В ботаническом саду школу успокоили: культуры выделим бесплатно, только найдите чернозем.

Да, в Карелии для выращивания цветов и деревьев нужен чернозем. В республике он дорог и его покупают.

Решили взять чернозем для пришкольного участка у лесничества. Но оказалось, что к уча­стку чернозема трудно подогнать машину.

«У нас земля такая: иногда подгонишь машину в нужное место, а потом нужен трактор, чтобы ее вытащить обратно!» – сетуют учителя.

Цветников вокруг бывшего завода пока нет. Зато появилось нечто более увлекательное – дендрарий. Школьники могут теперь наблюдать из окна, как растет лес. Неприхотливые елочки на пришкольном участке прижились. Их почти 200 штук разных пород. Сейчас крошечные деревца высажены на расстоянии 5–10 сантиметров друг от друга. Когда ели подрастут, школа отдаст их лесхозу.

Статья опубликована при поддержке производственно-торговой компании "Щит", занимающейся производством, продажей и установкой стальных дверей под собственной маркой. Качественные, надежные и красивые стальные двери под брендом "Щит" пользуются заслуженной популярностью у потребителей. Это и не удивительно, ведь в зависимости от Вашего желания дверь может практически слиться с внешним или внутренним обликом дома или квартиры, или же, наоборот, за счет удачно подобранного цвета и фурнитуры стать очень интересным дизайнерским элементом. При этом можно не сомневаться, в любом случае, качество и надежность двери, останутся, как всегда, на высоте. В каталоге продукции на сайте stalniedvery.ru Вы всегда найдете как бюджетные, так и дорогие модели. Кроме того, Вы всегда можете заказать в компании "Щит" изготовление стальной двери по индивидуальному заказу.

Светлана КИРИЛЛОВА

 

Капитальное дело

В 2004/2005 году 697 тысяч юных россиян (или почти 4% всех школьников России) вынуждены были каждый день приходить на уроки в аварийные школы.
В 2004/2005 году в Российской Федерации 36,9% школьных зданий нуждалось в капитальном ремонте. Каждый день на уроки в эти здания приходили 7 065 389 детей.
Капитального ремонта требовали 34,5% зданий в Центральном федеральном округе, 34,1 % в Северо­Западном федеральном округе, 50,9% в Южном федеральном округе, 33,5% в Приволжском федеральном округе, 32,5% в Уральском федеральном округе, 35,8% в Сибирском федеральном округе, 42,9% в Дальневосточном федеральном округе.
В аварийном состоянии находилось 1,7% школ в Центральном, 5,1% в Северо­Западном, 8,9% в Южном, 2,9% в Приволжском, 2,1% в Уральском, 4,6% в Сибирском, 7,8% в Дальневосточном федеральных округах.
По статистике, в российских городах больше школ, нуждающихся в капитальном ремонте, и меньше учебных зданий, которые находятся в аварийном состоянии. В 1992 году 37.9% городских школ Российской Федерации требовали капитального ремонта и 5,1% были под угрозой разрушения. В 1998 году соответственно – 41,3% и 6,6%, в 2002 году – 40,4% и 4,2%.
В сельской местности за школьными зданиями следят лучше. Они не так часто, как в городе, нуждаются в капитальном ремонте. Однако если сельская школа начинает проседать или крениться набок, у местных жителей меньше возможностей вмешаться в ситуацию. Поэтому и аварийных школ на селе больше, чем в городе. В 1992 году 27,8% сельских школ России требовали капитального ремонта, однако 6,6% (больше, чем в целом по стране) находились в аварийном состоянии. В 1998 году – 35,5% и 6,4% соответственно, в 2002 году – 35,5% и 5,5%.

 

Рейтинг@Mail.ru