Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2007

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Методическая работа

Конкурс педагогического мастерства как путь повышения квалификации

Прежде чем стать районным методистом по конкурсу педагогических достижений, автор данной статьи участвовала в трех профессиональных конкурсах: в районном как классный руководитель, в районном и городском как учитель. Она пережила весь спектр ощущений – волнение, радость, творческое горение, нервный срыв, удовлетворенность, недовольство собой и т.д. Поэтому сегодня с уверенностью утверждает: забота о настроении, позитивном эмоциональном состоянии участников конкурса – одна из важнейших сторон его организации.

Конкурс педагогического мастерства должен быть в первую очередь творческим процессом, радостным событием в нашей профессиональной жизни. Главная ошибка в его организации, на мой взгляд, нацеленность на результат – выбор победителей, а не на процесс – максимальное раскрытие творческого потенциала каждого педагога. Ниже я опишу наш опыт проведения районного конкурса, уже реализованные и пока только обсуждаемые идеи, которые могут заинтересовать коллег и дать пищу для размышлений.

Кому нужен конкурс?

Выстраивая перспективы конкурсного движения во Фрунзенском районе Петербурга, мы прежде всего отвечаем на этот вопрос.

Конкурс нужен педагогу-конкурсанту, его ученикам, администрации школы, методистам, районной педагогической общественности, Отделу образования и Научно-методическому центру, если он:

– способствует самореализации, профессиональному росту педагога, дает толчок к дальнейшему творческому развитию;

– создает условия для повышения квалификации педагогов района, их профессионального общения;

– выявляет творческих, инициативных людей, способных заниматься методической и административной работой;

– повышает престиж учительской профессии.

Поставить себя на место конкурсанта

Даже если педагог решил принять участие в конкурсе самостоятельно, без уговоров, а порой и нажима администрации, он очень волнуется:

– трудно написать самоанализ педагогической деятельности, обобщение опыта, сочинение «Мой путь в профессию» и вообще что-либо написать, если ты не филолог;

– страшно давать открытый урок, потому что подвести может все что угодно: заболеют лучшие ученики, от волнения «замолчит» класс, подведет техника, не удастся уложиться в 45 минут учебного времени;

– очень страшно давать открытый урок в незнакомом классе, особенно в первый раз, особенно когда не представляешь, что они знают, а чего не знают и как вообще на тебя отреагируют.

И еще: как правило, почти все конкурсанты уверены, что победители определены заранее и никакого честного соревнования быть не может.

В такой ситуации даже опытный и уверенный в себе учитель чувствует себя неуютно.

Следовательно, наша задача:

  • организовать консультации, которые реально помогут конкурсанту, т.е. сделать так, чтобы он сам смог ответить на свои вопросы;

  • сделать конкурс предельно открытым, демократичным, к оценке некоторых этапов привлечь самих конкурсантов;

  • постараться учесть просьбы и пожелания участника конкурса относительно даты открытого мероприятия, времени его проведения;

  • урок на незнакомой аудитории проводить только на заключительном этапе конкурса, когда педагог уже почувствовал свои силы и возможности, после знакомства с классом, работающим в нем учителем, администрацией школы.

Отношение к конкурсанту должно быть личностно ориентированным: мы радуемся его удачам и стараемся дать возможность исправить ошибки, поэтому конкурсных этапов должно быть как минимум три. Недопустимо отсеивать кого-то после первого или второго этапа. Подводя итоги конкурса, мы стараемся найти что-то интересное в опыте каждого.

Консультации

Лучше всего проводить консультации в интерактивной форме, чтобы на все важные вопросы: каким должен быть критериальный аппарат конкурса, что такое конкурсный урок, какими могут быть темы «круглых столов», как писать самоанализ педагогической деятельности и т.д. – конкурсанты ответили сами.

Предлагаем следующий сценарий консультации.

Консультацию проводит руководитель номинации. Участники каждой номинации делятся на группы по 4–5 человек.

Ведущий. Уважаемые конкурсанты! Цель нашей работы – сделать так, чтобы вы сами ответили на все ваши вопросы. Первый этап конкурса – самоанализ педагогической деятельности. Представьте, что вы – члены конкурсной комиссии. За какой самоанализ вы бы поставили высший балл? Что должно быть отражено в его содержании, как он может быть связан с темой конкурса, каким языком должен быть написан и т.д.? Обсудите эти вопросы в группе.

Группам предлагается для обсуждения несколько самоанализов конкурсантов прошлых лет.

Выступление групп

Ведущий. Следующий этап конкурса – открытый урок (мероприятие, занятие, презентация). Обсудите в группе, каким должен быть конкурсный урок и каким он не должен быть. Например,

– обычный рабочий урок,

– урок, подготовленный и отрепетированный,

– шоу для комиссии…

Выступление групп

Ведущий. Последний этап конкурса – «круглый стол». Он может пройти в разных формах: выступления конкурсантов, ответы на вопросы, дискуссия по проблеме и т.д. Предложите темы «круглого стола» и форму его проведения. Обоснуйте свой выбор. Возможные варианты:

– «Мое педагогическое кредо»,

– «Моя педагогическая философия»,

– «Инновационные формы работы в моей педагогической деятельности»…

Выступление групп

Ведущий. Какие вопросы у вас остались?

На вопросы конкурсантов отвечают ведущий и участники мастерской в свободной дискуссии.

Ведущий. Мы просим вас заполнить мини-анкету.

Анкета

1. После данной консультации ваше желание участвовать в конкурсе

  • укрепилось

  • осталось таким же, как было

  • пропало

2. В ходе сегодняшней консультации

  • вам стало понятно, что требуется на каждом конкурсном этапе и вы сможете к нему подготовиться, не испытывая особых трудностей

  • вы не получили полезной информации

  • у вас возникло еще больше сомнений и вопросов

3. Приняв участие в консультации:

  • вы получили удовольствие от профессионального общения с коллегами

  • остались равнодушными

  • еще больше устали

Подавляющее большинство анкетируемых отметили, что их желание участвовать в конкурсе укрепилось. После совместной работы в группах большинству конкурсантов, по их мнению, стало понятно, что требуется на каждом конкурсном этапе; лишь некоторые написали, что у них возникло еще больше вопросов и сомнений, и, наконец, почти 100 % опрошенных заявили, что получили удовольствие от профессионального общения с коллегами.

Конкурсные этапы

Мы остановились на трех конкурсных этапах.

1. Самоанализ педагогической деятельности.

В самоанализе конкурсант должен ответить на два главных вопроса: ради чего и как он работает. Найти в своем педагогическом опыте то, что является его пусть маленьким, но открытием. Показать систему своей работы, оценить ее результативность. Причем результативность не нужно понимать узко, только как улучшение процента качества знаний, победы учеников на олимпиадах, количество грамот, дипломов и т.д. Результативность работы учителя – это и изменение отношения учеников к предмету, учебному процессу, это и наши маленькие педагогические победы, не измеряемые процентами и не укладывающиеся в графики. «Целостные масштабы» не всегда применимы в педагогике, скорее стоит обратить внимание на личностный рост конкретного ученика. У настоящего педагога не может всегда все получаться, он должен видеть нерешенные проблемы и в связи с этим выстраивать перспективы своей деятельности. Анализ того, что пока еще не получается, также одна из задач этого этапа.

Идея, которую мы собираемся реализовать, – провести в рамках конкурса ряд мастерских, где педагоги учились бы, основываясь на уже написанном самоанализе, работать над научно-методической статьей. Сборник таких статей может стать одним из итогов конкурса.

2. Открытый урок (занятие, мероприятие).

Конечно, это главный конкурсный этап. Еще на консультации вместе с конкурсантами мы приходим к следующим выводам:

– цель урока – не показать что-то комиссии, не удивить инновационными технологиями, а научить учеников;

– на открытом уроке присутствующие должны сделать для себя какое-то открытие – увидеть новое, иначе в открытом уроке просто нет смысла;

– каким бы необычным ни был урок, он должен соответствовать структуре именно урока, а не внеклассного мероприятия, концерта и т.д. Это может быть урок-спектакль, урок-исследование, урок-конференция, урок – творческий зачет, все что угодно, но у этого действа должны быть обучающие, развивающие, воспитывающие цели и задачи;

– на открытом уроке оценивается не личность учителя, а умение учить детей, поэтому даже у яркой, оригинальной, талантливой, творческой личности урок должен быть продуман до мелочей.

Посетить открытые уроки участников конкурса мы приглашаем всех желающих и особенно приветствуем, когда конкурсанты приходят на уроки друг к другу.

3. Представление конкурсанта, презентация педагогического опыта.

На III туре конкурсант должен представить себя, презентовать свой опыт. Разумеется, комиссия оценивает не только содержание, но и форму представления. Третий тур нужен для того, чтобы познакомиться с личностью учителя, его интересами, и не только профессиональными, манерой общения. Он может проходить в форме деловой игры, педагогической дискуссии, пресс-конференции, «круглого стола» и т.д. Например, в этом году в номинации «Мастерство учителя» приняли участие 30 педагогов района. На III туре мы объединили молодых педагогов и педагогов со стажем работы более 5 лет, чтобы происходил взаимный обмен опытом.

Первым заданием был «Экзамен для учителя». Педагогам были предложены вопросы, которые обычно задают нам ученики: «Кем бы вы стали, если бы не стали учителем?»; «Писали ли вы в детстве шпаргалки?»; «Есть ли у вас любимчики?»; «Что для вас важнее: работа или личная жизнь?» и т.д. Конечно, мы не оценивали ответы на вопросы. Важно было, чтобы все конкурсанты увидели и услышали друг друга; кроме того, отвечая на «детские вопросы», они улыбались и немножко успокаивались перед серьезными выступлениями. Выяснилось, что учительница биологии писала шпаргалки по литературе, так как боялась забыть строчки из произведений, но не пользовалась ими, потому что еще больше боялась, что со шпаргалкой поймают. «Кто для вас является авторитетами в педагогике?» – такой вопрос достался молодой учительнице английского языка. «Мама и папа», – ответила она. Оказывается, родители Дарьи Михайловны – известные в районе педагоги, а дочь продолжает семейные традиции.

Следующие два конкурса проходили по группам. Члены жюри разделились и слушали выступления нескольких (6–7) человек. Опыт показал, что, если конкурсантов много, лучше проводить III тур либо в несколько этапов, либо разделять участников конкурса на группы. Слушать сразу 16–18 человек мучительно и для комиссии, и для участников: «круглый стол» превращается в долгое, скучное мероприятие, окончания которого все с нетерпением ждут.

Конкурс «Мои увлечения» должен был представить учителя как человека широких интересов, творческую личность, не замкнутую только в рамках своей профессии. У учительницы музыки – три собаки, каждую она когда-то подобрала на улице; учитель рисования сам художник и дизайнер; учительница истории, защитив диссертацию, продолжает заниматься научной деятельностью по своей теме; молодой преподаватель английского языка увлекается художественной фотографией, музицированием и экстремальным вождением. Мы подумали о том, что есть смысл провести конкурс или вечер «Мои увлечения» в школе, где о своем хобби педагоги рассказали бы ученикам. На многих дети взглянули бы совсем другими глазами.

Для представления педагогического опыта мы предложили несколько тем:

  • «Моя педагогическая философия»,

  • «Воспитательная работа по предмету»,

  • «Исследовательская работа по предмету»,

  • «Необычный урок»,

  • «Педагогическая находка»,

  • Внеклассная работа по предмету» и др.

Лучшие выступления будут опубликованы в сборнике, посвященном районному конкурсу педагогических достижений.

Праздник педагогического творчества

«Праздник педагогического творчества», или «Фестиваль педагогических идей», или «Презентация опыта педагогических достижений» – мы долго думали, как это мероприятие назвать.

На конкурсных этапах комиссия знакомится с интересными, яркими выступлениями, новыми идеями, посещает уроки, которые запоминаются надолго. Не наука питает школу новыми идеями, а школьная практика рождает все новое, передовое, что затем обобщается в науке. Личностно ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, диалоговые, проектные и другие инновационные технологии рождаются в школе, в деятельности неравнодушных к своему делу, ищущих педагогов – в этом мы убедились, познакомившись с опытом наших конкурсантов.

Но комиссия – это 5–7 человек. А дальше самоанализы и видеозаписи уроков и выступлений оказываются в архиве, победители остаются невостребованными, а их опыт – забытым.

Мы поняли, что итоги конкурса – это не места и дипломы, а живой опыт талантливых людей, который должен быть представлен общественности. Так родилась идея заканчивать конкурс большим районным мероприятием с участием всех конкурсантов, а также представителей администрации и педагогов всех образовательных учреждений района. В программу праздника могут входить:

– выставки педагогических достижений участников конкурса;

– открытые уроки, занятия, мастер-классы на незнакомой аудитории, которые дают победители и дипломанты конкурса;

– пресс-конференция победителей и участников конкурса;

– «круглые столы» для участников конкурса, заместителей директоров, которые готовят конкурсантов, для методистов-организаторов конкурса;

– диспут «Для чего нужен конкурс педагогических достижений»;

– мини-конференция по теме конкурса;

– деловая игра и т.д.

Каждый год программа выстраивается в зависимости от того, с каким интересным, оригинальным опытом могут познакомить педагогическую общественность конкурсанты этого года.

После конкурса…

После конкурса наступает период профессиональной рефлексии. Наша задача – помочь педагогам, показавшим невысокие результаты, понять, в чем их ошибки, вместе проанализировать конкурсный урок, выступление на «круглом столе». Мы приветствуем, если после неудачи учитель через несколько лет опять решил принять участие в конкурсе профессионального мастерства.

И конечно, мы стараемся вовлекать победителей в методическую работу в районе и городе. В этом году при Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга была создана общественная организация «Союз петербургских учителей». Восемь победителей и дипломантов районного конкурса педагогических достижений стали ее активными членами. Наши педагоги участвовали в проведении Зимней школы, организованной Всероссийским клубом «Учитель года», в городском семинаре «Практические методы и приемы исследовательской деятельности в школе», а также во многих районных мероприятиях, в частности и как члены жюри конкурса. Восемь конкурсантов поступили в аспирантуру, четверо защитили кандидатские диссертации. Двенадцать педагогов, прошедших конкурс педагогического мастерства, стали директорами школ, заместителями директоров, методистами Научно-методического центра района.

«Учительство – неутраченное искусство, но уважение к учительству – утраченная традиция», – писал Ж.Барзен. Мы видим свою задачу в том, чтобы возродить эту традицию.

Светлана БЕРЕСТОВИЦКАЯ,
к.п.н.,
методист по конкурсу педагогических достижений
Научно-методического центра Фрунзенского района Санкт-Петербурга,
председатель общественной организации
«Союз петербургских учителей»

Статья подготовлена при поддержке интернет магазина «Все массажные столы». Если вам понадобился массажный стол или вы решили открыть маленький бизнес, то оптимальным решением станет обратиться в интернет магазин «Все массажные столы». На сайте, расположенном по адресу «www.all-massage-tables.ru» вы сможете, не выходя из дома, купить массажный стол по выгодной цене. Товары компании «Мастер-дом» соответствуют высоким стандартам качества и надежности. Не упустите шанс порадовать себя и своих клиентов.

Рейтинг@Mail.ru