Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2007

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Увлеченные школой

«В школе должны жить любовь и доброта»

Он молчалив, но его молчание наполняет собой все вокруг и способно заинтриговать. Когда он начинает говорить, ловишь себя на мысли, что не можешь понять – шутит он или вполне серьезен. Свою профессию не выбирал. Она выбрала его сама. Он этому не сопротивлялся. И правильно делал. Ведь от судьбы, как известно, не уйдешь…

А судьбой было предписано построить школу. Что Юрий ШАГДАРОВ и сделал десять с лишним лет назад. Школа вышла непростой. По многим параметрам. В частности, на конкурсе «Лучшие школы России – 2005» она вошла в десятку сильнейших образовательных учреждений страны. Тогда все узнали, что в степях Агинского Бурятского Автономного округа есть поселок Могойтуй, а в нем – школа № 2*.

По сути, школа – это комплекс из четырех зданий: собственно школы, информационного центра, адаптивной школы и культурного центра с хореографическим и актовым залами и мастерскими. 1200 учеников и 108 учителей всецело доверяют своему директору, потому что знают: он умеет делать так, чтобы в школе было приятно учиться и учить. Мечтая построить именно массовую школу, Юрий Батоцыренович превратил ее в такое место, где интересно каждому ребенку.

Но на достигнутом директор не останавливается. Например, на 10-летний юбилей школы открыл кадетский класс для детей из малообеспеченных семей. Сейчас в нем учатся 18 человек. Он считает, что после окончания школы именно эта категория детей остается «за бортом», не получая дальнейшего профессионального образования. А здесь заключаются договоры с училищами МВД, согласно которым кадеты будут иметь приоритет при поступлении. Администрация округа идею поддерживает. Но главное – Юрий Батоцыренович убежден в том, что дети из проблемных семей зачастую чувствуют жизнь гораздо тоньше, чем ребята из обеспеченных семей, и потому из них вырастают справедливые, ответственные люди.

Он уверен и в своих выпускниках, которых можно найти в университетах Москвы и Санкт-Петербурга, педагогических вузах Новосибирска и Иркутска. Многие из них остаются в больших городах, но директор об этом не жалеет; он знает: где бы ни учились и ни работали «его» дети, жизнь вокруг них будет меняться к лучшему.

Юрий Шагдаров выбрал такой способ изменять этот мир – через школу и детей. И потому неустанно что-то придумывает, улучшает, подправляет, преобразовывает, совершенствует, изобретает в своем обширном хозяйстве.

Человек дела, он не склонен много разговаривать. Однако для «Управления школой» сделал исключение. И поделился своими взглядами на школу, воспитание детей и будущее российского образования.

– Юрий Батоцыренович, вы построили свою школу с нуля и сделали одной из лучших в России. Что это значит для вас?

– Для меня построить школу – значит построить дом. И я благодарен судьбе за то, что мне удалось основать дом для 1200 учащихся. Кроме того, каждый год около 100 выпускников покидают школу. Так что я могу сказать, что у меня на сегодняшний день 700 детей, которые разъехались по всей России.

Мои родители работали в школе всю жизнь, отец много лет был директором. Сегодня в моей школе работает моя сестра, здесь же учились мои дети, в соседней школе преподает жена. Вся жизнь связана со школой, и я не представляю себя в другой роли. Наверное, я счастливый человек.

– Во времена становления школы не было момента, когда все хотелось бросить?

– Желания поменять профессию, изменить жизненную траекторию не было никогда. Для меня 10 лет существования школы – это 10 ступенек. Каждый раз поднимаясь на новую высоту, хотелось решить новые проблемы. И когда я понимал, что школа развивается в правильном направлении, это придавало новые силы.

– Какой момент, к примеру, убедил вас в том, что школа на верном пути?

– Когда я еще работал в могойтуйской школе № 1, у нас была слабая самодеятельность: танцевали дети плохо, костюмы были блеклые, репетиции проходили скучно и т.д. Поэтому когда я стал директором новой школы, то задался целью решить эту проблему. Пригласили профессиональных хореографов, поставили несколько танцев, изучили особенности костюмов для разных танцевальных композиций. И в первый же год существования школы на районном смотре наш танцевальный коллектив занял первое место. В тот момент я понял, что вложенные усилия не пропали даром. И с тех пор наши дети продолжают побеждать не только у нас в округе, но даже и в других странах мира.

Было еще несколько моментов, когда я чувствовал, что школа – это уже единый коллектив. В трудную минуту и учителя, и дети делают все от них зависящее, чтобы школа выглядела достойно. Может быть, так получилось от того, что строили школу всем миром, но не потому, что не было денег на строительство, а потому, что мне хотелось с самого начала «заразить» детей, учителей и родителей идеей собственной новой школы.

Блиц

– Ваше жизненное кредо?
– Если проблемы нет, ее надо придумать и решить.
– Как бы вы кратко описали образ директора школы XXI века?
– В душе «ребенок», по жизни – прагматик.
– С какой мыслью просыпаетесь?
– Надо не забыть сделать одно, второе, третье, четвертое...
– Чего вы еще не совершили?
– Большую глупость – не ушел из школы.
– Что вас по-настоящему раздражает?
– Люди, которые ничего не понимают в системе образования, но пытаются управлять ею. К счастью, ярким противоположным примером является работа нашего окружного департамента образования и молодежной политики.
– Самое радостное событие последнего времени?
– Всегда по-настоящему радуюсь встрече с выпускниками, когда они говорят, что им сейчас во многих ситуациях легко благодаря тому, чему их научила школа.
– Любимое занятие в свободное от работы время?
– Погулять по лесу, отдохнуть от каждодневной суеты. А с тех пор как появилась Ассоциация лучших школ, отдыхом стало общение с коллегами.

– А в чем, по-вашему, состоит квинтэссенция идеи школы как таковой?

– У каждого ребенка свои точки роста, и задача любой школы не просто увидеть их, но на их основе развить его желание и способность учиться. Смысл школы не в разделении детей на легкообучаемых и труднообучаемых, а в поиске подхода к каждому.

Вспомню такой случай. Один наш ученик любил петь, и у него это хорошо получалось. А по литературе регулярно получал «двойки» и «тройки». Учитель на него жаловался. Я предложил этому учителю попробовать изменить тактику и предоставить мальчишке возможность делать на уроке то, что он любит. В результате на уроке зазвучали бардовские песни, песни на стихи Есенина. Через месяц проблема была ликвидирована: ученик помогал учителю вести уроки, пел песни, учил наизусть стихи – класс был в восторге.

Учитель должен сделать ребенка активным участником учебного процесса, обнаружив и раскрыв талант, присущий только этому, конкретному учащемуся.

– К сожалению, не все учителя владеют таким мастерством. Можно распознать это умение заранее? Как понять, может ли человек быть хорошим учителем?

– Самое главное качество, которым должен обладать учитель, на мой взгляд, доброта. Если человек добрый – полдела сделано. Великолепно, если к этому добавляется еще и профессионализм. Но именно в такой последовательности, а не наоборот. Ведь профессионал может дать знания, но не научить чему-то человеческому. А дети могут научиться сами добывать знания, но доброте самостоятельно вряд ли научишься.

Надо сказать, что когда после пяти лет существования школы к нам стали приходить на работу наши выпускники, мы очень обрадовались. Сейчас они преподают английский, географию, математику, физкультуру, ведут уроки в начальной школе. Коллектив прекрасно знает их человеческие качества, а они – традиции школы. В результате все это благотворно сказывается на детях. Думаю, такой шаг, как приглашение на работу своих выпускников, весьма продуктивен для развития любой школы.

– Известный московский директор Леонид Мильграм как-то сказал: «Успех школы прямо противоположен эгоизму ее директора. Я никогда не боялся брать в школу учителей умнее и успешнее себя». В этом смысле ваш подход к подбору учителей – одна из составляющих формулы успеха школы, а значит – и ее директора…

– Зачастую я принимаю какие-то решения интуитивно. И время потом показывает, что они были оправданны. Кто-то из великих сказал, что учиться по-настоящему мы начинаем после 30 лет. Мне уже гораздо больше, но я все еще учусь и не готов говорить об успешном руководстве школой. Единственное, что знаю точно: любой руководитель должен обладать определенными лидерскими качествами. Другими словами, без некоторых врожденных свойств характера хорошим директором не станешь. Их можно потом развивать, но приобрести – вряд ли.

Играет роль и атмосфера семьи. Благодаря своим родителям я знаю жизнь школы как бы изнутри. И потому надеюсь, что сегодня у меня что-то получается. А вообще я просто стараюсь с любовью относиться к учителям, ученикам и родителям. Атмосфера доверия и доброты подчас сама снимает массу проблем.

– Как вы считаете, российская система образования находится на правильном пути?

– Ловлю себя на мысли, что в нашей системе образования в последнее время все больше внимания стали обращать на внешнюю сторону. А о содержании – говорить все меньше. Кроме того, школа часто не занимается своими прямыми обязанностями – воспитывать и учить детей. Зато занимается бумагооборотом. Отчеты, документы, планы, списки…

А ведь школа должна помочь формированию у ребенка определенных ценностей. Красота, благополучие, чистота, порядок, новые технологии, современные книги и справочники – если все это будет в школе, то по окончании ее у человека подспудно возникнет мысль о том, что так должно быть и в его доме, в его семье. Создание благоприятных условий, развитие информационной культуры – все это должно формироваться в школе.

К счастью, мы в своей школе уже доросли до того уровня, когда количество перерастает в качество. Наши дети сегодня вместе с учителями уже могут создавать страницы электронных учебников по определенным темам и с удовольствием это делают. Могу с уверенностью сказать, что у нас сформирован и определенный уровень информационной культуры. Разумеется, заслуга в этом не только школы, но и администрации нашего округа. Многие задачи из тех, которые ставит сегодня Минобразования, для нас уже пройденный этап. В частности, речь идет об информатизации, создании оптимальной образовательной среды, безопасности и т.д. Администрация округа и наши ОУ начали работать в этом направлении несколько лет назад. Но далеко не каждая школа в России может позволить себе сделать то же самое. Внимание региональной и местной власти к системе образования – залог развития школы, профессионального роста учителя и успехов ребенка.

– Если бы вам предложили составить план реформирования школы, с чего бы начали?

– Скажу жесткую вещь: из школы должны уйти 40–50 процентов учителей. Потому что они не являются настоящими учителями, мучаются сами и мучают детей. Необходимо сделать так, чтобы в педагогические вузы шли учиться выпускники педагогических классов. А после того, как они четыре года проучились в вузе, пусть приходят в школу на годовую практику. Только после этого школа должна выдавать студенту рекомендацию о том, что он может работать в школе. Другого выхода я не вижу.

В стране отсутствует рынок педагогических кадров. Все те учителя, которые выдержали перестройку и последовавшие за этим изменения в общественной жизни, потихоньку уходят из школы. Но приходить на их место некому. Заработная плата низкая, работа не престижная. Если государство будет жадным в отношении учительского обеспечения сегодня, то со временем ему придется вкладывать огромные средства в развитие образования. Нужно платить кратно больше, чем сейчас, за качество работы педагога, поднять статус учителя. Тогда мы получим молодых талантливых учителей, душой болеющих за школу.

– Юрий Батоцыренович, возвращаясь к разговору о том, что 10 лет развития вашей школы – это 10 ступенек, какая высота будет следующей? О чем мечтаете сегодня?

– Построить конюшню. Наверное, в этом есть что-то национальное. Ведь предки бурят – кочевники, благородные животные всегда играли в жизни кочевников большую роль. Хочу, чтобы у детей была возможность ухаживать за лошадьми, заботиться о них, учиться их понимать.

За мечтой стоит подготовительная работа, накопление ресурсов… Надеюсь, у нашего коллектива хватит сил и решимости реализовать не только это, но и многое другое.

Беседовала Яна САРТАН

__________________

* Подробно об этой школе «УШ» писало в № 1/2007.

Рейтинг@Mail.ru