Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Сетевое взаимодействие

Сетевой путь

Сетевое взаимодействие – явление последних лет. Во многих регионах найдены удачные решения и ведется продуктивная работа по сетевой организации образовательного процесса. Москаленский район Омской области – яркий пример того, как можно сделать образовательную сеть практичной и полезной для руководителей школ, учителей, детей и родителей.

Пять лет назад в Москаленском районе стали делать первые робкие шаги по реализации профильного обучения. Как и во многих регионах, здесь осознали, что ограниченные образовательные ресурсы отдельной (в первую очередь – сельской) школы не позволяют обеспечить обучение старшеклассников в режиме индивидуальных образовательных программ и соответственно предоставить максимальную свободу в выборе образовательной траектории. Поэтому естественным образом началась интеграция ресурсов школ.

Двигались в этом направлении по большей части ощупью. Ни управление образования, ни директора, ни тем более педагоги не представляли себе, как перевести то, что подсказывает сама жизнь, в системную работу. Неизвестно, чем бы закончились стихийные преобразования, но как раз в этот момент «вдруг, как в сказке, скрипнула дверь» и в Москаленский район приехал Центр образовательных инициатив ОмГПУ (ЦОИ) (подробно о Центре «УШ» писало в № 5/2007). Вместе с министерством образования Омской области Центр предложил начать в районе реализацию системного проекта по внедрению профильного обучения в условиях сельской местности. Проект был поддержан Британским Советом и Министерством образования РФ. Так в результате этой счастливой встречи в 2004 году, в соответствии с решением экспертного совета минобразования Омской области, на территории Москаленского района была создана областная экспериментальная площадка по реализации российско-британского проекта «Сетевая организация профильного обучения».

Вот уже три года под научным руководством ЦОИ и при активной поддержке районного управления образования здесь ведется целенаправленная работа по сетевой организации профильного обучения. «Уже создана нормативная база включая сетевой учебный план, проведены базовые исследования востребованности и структуры профильного обучения в условиях сельской местности, с учетом возможностей и ограничений образовательных ресурсов учебных заведений, – описывает ситуацию начальник управления образования Виктор Фабер. – Развивая наш проект, мы в очередной раз убедились в том, что учительство было и остается самым мобильным и творческим сообществом».

Начало начал

Три года назад в Москаленском районе слова «сетевое взаимодействие» ни у кого не вызывали особого восторга. Поэтому первый этап работы состоял здесь в том, чтобы провести цикл проблемных семинаров с руководителями школ и учителями, детьми и родителями. Начали со школ. Научные руководители проекта из ЦОИ день за днем объясняли школьным управленческим командам необходимые условия становления сетевой инфраструктуры. Их учили анализировать ситуацию, рассказывали об эффективных инструментах управления, соответствующих новым целям образования и обеспечивающих новое качество на выходе.

Не менее масштабную работу проделали затем сами директора школ, разъясняя родителям преимущества сетевого профильного обучения. Основной лейтмотив родительских протестов звучал так: «Зачем детям куда-то ездить, они устанут, автобус не придет, пусть раньше приходят домой и отдыхают». Директора в ответ на это как могли расписывали преимущества сетевого обучения, расширение спектра образовательных возможностей детей, построение индивидуальных образовательных траекторий и перспективы поступления в более престижные вузы… Проводить такие ликбезы приходилось не раз, и не два. В частности, директор Роднодолинской сельской школы Андрей Веремеев разработал целую систему лекций для родителей. «В нашем селе, где 800 жителей, родители долго не понимали идеи сетевого обучения, – рассказывает Андрей Викторович. – У меня уже опускались руки, когда я решил сделать последнюю попытку. Начал рассказывать о Болонском процессе, о тех изменениях, которые свершаются в мировой системе образования; объяснять, что происходит в российском образовании начиная с профильного обучения и заканчивая нормативно-подушевым финансированием; обратился я и к описанию базисной и вариативной частей учебного плана. Говорил о том, что изменения в обществе опережают школу и что нам надо пытаться идти в ногу со временем. Только после такого цикла бесед родители начали с пониманием относиться к идее сетевого взаимодействия и поддерживать наши начинания».

Теоретическая подготовка увенчалась успехом. На свет появилась сеть из 12 образовательных учреждений, которая существует по сей день и подразделяется на большую и малую. В большую вошли пять школ: Гимназия им. А.М.Горького, Москаленский лицей и Москаленская СОШ № 3 (эти три ОУ расположены в райцентре Москаленки) и две сельские школы – Екатериновская и Роднодолинская (находятся в 20 км от райцентра). Малую сеть образовали Ильичевская и Краснознаменская школы. (Эти две школы, удаленные от райцентра, реализуют вариант мини-сети профильного обучения. Каждая из школ предлагает учащимся вариант профильного обучения. Конечно, это не обеспечивает действительной индивидуализации образовательной траектории учащегося, но тем не менее дает ему возможность выбора в рамках объединенных образовательных ресурсов школ). Учреждения дополнительного образования – Дом детского творчества, детская школа искусств, Межшкольный учебный комбинат, Детско-юношеский клуб физической подготовки и ГОУ НПО «ПУ-29» – обеспечивают образовательные потребности детей в эстетическом, физическом и профессиональном направлениях.

Надо сказать, что помимо уже упомянутых инициаторов создания Москаленской сети есть еще один человек, который активно и даже азартно продвигал «в массы» идею сетевого объединения. Неукротимой энергии и вдохновению директора учебно-методического центра Москаленского управления образования Елены Джуры можно позавидовать. Кажется, что нет такого ученика, учителя или родителя в сети, которых бы она не знала лично. Вот что она рассказывает:

wpe353.jpg (16369 bytes)

Елена Джура

– Наша идея состояла в том, чтобы объединить ресурсы нескольких ОУ и, расширив спектр возможностей для детей, сделать так, чтобы они могли по-настоящему выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выбирать объем, уровень и содержание тех предметов, которые им интересны и необходимы.

Весьма логично сложилась ситуация с ресурсными центрами. Ими стали Гимназия им. А.М.Горького (гуманитарное направление) и Москаленский лицей (естественно-научное направление). Серьезные изменения произошли в организации образовательного процесса, который строится по схеме 4+2. Четыре дня в неделю все учреждения, входящие в сеть, работают в обычном режиме, реализуя федеральный компонент учебного плана, а два дня отданы под предметы профильного уровня и элективные курсы (во вторник и четверг по сетевому принципу занимаются учащиеся 11-х классов, в среду и пятницу – 10-х). Структура учебного плана в сети такова: 60% учебного времени отдано под базовые предметы, 24% – под профильные курсы и 16% уходит на элективные курсы.

Дети из сельских школ выезжают на занятия в ресурсные центры на специальном комфортабельном автобусе – с логотипом сети и списком всех ОУ, входящих в сеть. И автобус, и зарплата водителя финансируются из бюджета района.

Дело техники. И не только…

Когда сеть приобрела определенные очертания, встал вопрос о ее содержательном наполнении. Лучшим педагогам школ, входящих в сеть, предложили разработать курсы по предметам сетевого учебного плана. Но придумать курсы – только полдела. Главной задачей было объяснить детям, что они приобретут, выбрав для изучения тот или иной курс. Надо сказать, что эту проблему в Москаленках решили красиво, громко и по-деловому. Громко – потому что для презентации курсов устроили информационную ярмарку, куда были приглашены не только учителя и дети, но и родители детей из всех сетевых школ. Деловой же стиль мероприятия диктовался необходимостью презентовать себя и свой курс так, чтобы заинтересовать как можно большее число учеников. По признанию всех участников эксперимента, поначалу это была несколько болезненная процедура. Ведь по сути учитель поставлен в абсолютно новую для него ситуацию – заранее «продать» себя. Но итог первой же ярмарки был превосходным: из 20 предложенных профильных курсов учащиеся выбрали 17.

Такие ярмарки стали ежегодными и проходят, как правило, в августе, перед самым началом учебного года. Происходит это так. За столом сидит педагог, перед ним выставлена карточка, где указано, из какой он школы, что преподает. Вокруг собираются дети, и учитель рассказывает, какой он предлагает курс, чему хочет научить, что курс даст детям и т.д. Если подростки затрудняются с выбором, то здесь же, на ярмарке, они могут посоветоваться с родителями, поговорить с классным руководителем, психологом.

Но вот выбор детьми сделан. Наступает золотое время координатора сети. Кстати говоря, это единственная новая должность, появившаяся в ходе эксперимента. Это педагог, входящий в штат учебно-методического центра управления образования. Забот у координатора профильной сети Андрея Наумовича, как говорится, выше головы: он разрабатывает и корректирует сетевое расписание занятий, организует опрос учащихся сети и сопровождает социологические исследования, контролирует бесперебойный подвоз учащихся из сельских школ. Необходимым в его работе стало и обязательное участие в родительских собраниях на базе каждой школы. Словом, только успевай поворачиваться.

wpe354.jpg (45625 bytes)

Андрей Наумович

Вот как он описывает часть своей работы:

– Ребята действительно выбирают те предметы, которые им больше нравятся, нужны для поступления в вуз, и тех преподавателей, которые признаны лучшими предметниками в рамках сети. Правда, удовлетворить выбор каждого ученика оказалось сложно, так как общее число старшеклассников у нас 160 и составить расписание для каждого из них непросто. Проблему решили следующим образом: предметы разбили на блоки (математический, гуманитарный, химико-биологический, экономический) и расписание составили так, чтобы предметы, входящие в один блок, не пересекались. Таким образом добились минимального изменения индивидуальных учебных программ. Одной из сложных проблем организации учебного процесса в рамках сети стала нескорректированность учебно-тематических планов педагогов, преподающих базовые предметы, и педагогов, работающих в профильной сети. Для выравнивания ситуации проводились семинары по согласованию учебных планов учителей-предметников, ведущих одни и те же дисциплины. Так были скоординированы все программы.

Несмотря на трудности, с которыми пришлось столкнуться сетевым педагогам, число тех, кто хочет вести свои авторские, профильные или элективные курсы, растет с каждым годом эксперимента. И теперь здесь приходится уже на конкурсной основе выбирать учителей, наиболее подготовленных к такой работе. В частности, по словам директора гимназии им. А.М. Горького Андрея Гейнца, за два года в его гимназии число таких учителей выросло с 4 до 14 (всего в гимназии работает 55 педагогов). А на вопрос, что необходимо школе, чтобы стать ресурсным центром, Андрей Яковлевич отвечает так: «Главное условие – это рост и развитие учителя. Без повышения квалификации, без творческого подхода к преподаванию сегодня не обойтись. И потому одна из задач директора школы – всеми силами способствовать движению учителя вперед».

Ему вторит директор Москаленского лицея – второго ресурсного центра сети – Николай Терехов. «Основа развития ресурсного центра – взаимодействие педагогов, родителей и общественности, – уверен он. – Диалог, выстраивание партнерских отношений и желание учителя не останавливаться на достигнутом – залог успеха. Кроме того, крайне важно разработать локальные акты, которые фиксировали бы успех на разных уровнях каждого участника сети. И этим мы сейчас занимаемся. Ведь теперь та или иная удача учащегося сети превращается в удачу коллектива, состоящего из ребенка и как минимум двух учителей. Добавьте к этому работу координатора сети, помощь родителей при выборе профильных курсов – это по-настоящему командная работа».

В общем, как видите, сетевое взаимодействие – не только дело техники. Но еще и творчества, желания идти вперед и веры всех в успех каждого.

Как измерить движение?

На сегодняшний день главным результатом работы профильной сети в Москаленском районе считают расширение перечня образовательных услуг, создание условий для формирования индивидуальных учебных планов, а также успешное взаимодействие науки и школьного образования.

Кроме того, по словам Елены Джуры, важный итог экспериментальной работы профильной сети – результаты сессий, которые проводятся в декабре и мае ежегодно в форме ЕГЭ. Дети сдают пять предметов: обязательные русский язык и математику, плюс три предмета по своему выбору. Всем учащимся 10-11 классов была представлена модель сдачи ЕГЭ, рассказаны принципы сдачи тестового экзамена. Тренировочные тесты готовит для старшеклассников ЦОИ, привлекая к их составлению лучших преподавателей ОмГПУ и школ Омска.

«Результаты первых сессий три года назад нас поразили, – признается Елена Николаевна. – Мы получили 80 процентов «двоек» по математике. Родители были в ужасе. А научные руководители говорили: для первого раза это ожидаемый результат».

Сегодня картина выглядит принципиально иным образом. Например, сравнивая прошлогоднюю зимнюю и летнюю сессии в 10-м классе, все видят: налицо положительная динамика. Процент отрицательных отметок снизился, в частности по математике с 35 до 8,3 процента. А скажем, в Роднодолинской сельской школе 100 процентов «двоек», полученных за пробный ЕГЭ по математике в 2004 году, сменились на 8 процентов в зимней сессии этого учебного года.

Павел Дадыко (на фото вверху) может предложить целый план по реформированию образования. А остальные участники сети – дополнить его ценными комментариями

Другой результат эксперимента в том, что ученики осознали: отношение к учебному процессу должно быть более серьезным, уровень знаний должен соответствовать определенным требованиям. За время эксперимента также выяснилось, что процент детей, уверенных в правильности выбора, увеличился с 45 до 80.

Немаловажный фактор успешной реализации проекта состоит и в эффективном управлении процессом его внедрения. Экспериментальную работу постоянно курируют научные руководители из ЦОИ; главный орган управления проектом – Муниципальный совет профильной сети, который возглавляет начальник управления образования. Работают также попечительский, методический и педагогический советы сети.

Особенность управления проектом – постоянное взаимодействие всех участников сети, включая родителей. По признанию директоров школ, родительские собрания из скучных посиделок превратились в конструктивные дебаты. Замечу, что на «круглом столе», собравшем всех участников сетевого взаимодействия, родители с такой легкостью оперировали понятиями базис, электив, профильная школа, тестовый материал, как будто всю жизнь только этим и занимались.

Не отставали и дети. «Я рада, что у меня есть теперь возможность общаться с детьми из других школ, учиться с ними в одном классе и выбирать того учителя и те профильные курсы, которые мне нужны для дальнейшей карьеры», – заявила одна из учениц сельской школы. А вот другое мнение – от учащегося Москаленского лицея Владимира: «К сожалению, КПД профильных курсов не всегда достигает 100 процентов из-за тех ребят, которые пришли на курс не по зову сердца, а просто потому, что пока еще не определились с будущей профессией». Досталось от учащихся и федеральному министерству образования. В частности, учащийся 11-го класса гимназии Павел Дадыко заметил, что «министру стоит быть более решительным в реформировании системы образования, а составителям учебников – думать о том, чтобы в пособиях, ориентированных только на базовый уровень изучения предметов, материал давался более сжато и структурированно, в виде тематических таблиц и справочных блоков. Это даст возможность более прочно усвоить именно фундамент той или иной дисциплины».

Москаленская сетевая организация профильного обучения с каждым своим следующим шагом показывает, как «растут» все ее участники. Старшеклассники становятся более коммуникабельными и ответственными, у учителей появляется желание творческого подхода к уроку, а недавно недоумевавшие родители вовсю требуют от руководителей школ расширения спектра профильных и элективных курсов. Чем не идеальный путь для продуктивного партнерства и открытости школы?..

Яна САРТАН,
Москва – Омск –
Москаленки – Москва

 

Мнение

Сладкий вкус сетевого обучения

Зам. директора Центра образовательных инициатив ОмГПУ, научный руководитель областной экспериментальной площадки «Сетевая организация профильного обучения» Алексей ФИЛИМОНОВ убежден, что сетевое обучение «порождает» новые свойства системы образования, новые способы развития человеческих возможностей.

– Сетевое обучение – мощное средство формирования ключевых компетенций учащихся. Это обусловлено тем, что подростки, поставленные в ситуацию выбора индивидуального образовательного маршрута, должны принять решение, что в свою очередь предполагает персональную ответственность, инициативу, склонность к размышлениям о будущем, самостоятельность мышления и т.п. Движение учащегося в рамках индивидуальной образовательной траектории развивает внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей, готовность понимать эти проблемы и искать пути их решения, способность работать самостоятельно и умение анализировать новые ситуации и т.п.

Откусив кусок сахару, мы ощущаем сладкий вкус, который не является свойством сахара или нас самих. Вкус сладости рождается исключительно в ходе взаимодействия наших вкусовых рецепторов с сахаром. Аналогичным образом в процессе сетевого обучения появляются новые свойства системы образования, представляющие собой способы развития человеческих возможностей. Для участника сети важна не только фиксация на объектах (урок, предмет, etc), но и на потоках структурированной энергии, на движении по образовательной траектории к некоторой конечной цели.

Ученик и учитель как члены сети включены в непрерывные информационные потоки и вынуждены постоянно осуществлять свою учебную или педагогическую деятельность с учетом неопределенного и нестабильного количества факторов. В сетевом варианте обучения существенно меняются роль и ответственность учителя. Здесь педагог работает с подростками, у которых уже есть собственные цели образования в долгосрочной перспективе. Кроме того, сетевое обучение открывает новые возможности для учителя, которые могут «прорастать» только на понимании своей необходимости для других.

Особо следует отметить роль корпоративной этики в сети. Принципы корпоративности вырабатываются совместно всеми участниками и заинтересованными сторонами в процессе проектирования сетевой системы образования, а затем «утверждаются» в действующей сети. Именно при проектировании сети возникают сетевые связи и сетевая культура, которая органично сочетает организационные принципы с этическими. Организация коммуникации и открытости, механизмы прозрачности принятия решений, толерантность и установка на понимание, кооперация – это составляющие организационного управления, которые задают также нормы и правила корпоративной этики.

Сеть классифицируется как самоорганизующаяся система; это означает, что ее упорядоченность не навязывается ей внешними факторами, а устанавливается самой системой. Поэтому она возникает в соответствии с некоторыми внутренними свойствами и проявляет определенную степень автономии. Сеть, безусловно, взаимодействует с внешней средой, но это взаимодействие не определяет ее организацию. Сеть представляет собой образовательную среду, которая должна постоянно изменяться, как меняется мир на наших глазах.

Если рассматривать сетевое образование как спектральное, которое раскладывает огромное многообразие «учений» в спектр сетевого профильного обучения, где каждый может выбрать свою часть «спектра» образования, то очевидно, что объектом управления в сети становится индивидуальная образовательная программа. Отметим, что с этой точки зрения сетевое обучение является элитарным, так как предоставляет членам сети (особенно школьникам и педагогам) существенно большее пространство выбора и самореализации.

 

Рейтинг@Mail.ru