Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2007

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

День за днем

Дневник директора школы

Продолжение. Начало см. № 1, 3, 5, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 20, 22, 23/2007

МАРТ

1.03.2005

Когда-то мне один из моих учеников сказал, что снег выпадает для того, чтобы была возможность оглянуться на свои следы. У нас в России снегов достаточно. А оглядываться так и не научились.

2.03.2005

Привычка такая у меня: раз в тридцать лет правду говорить. Правда – она как вино, добреет с годами. Ежедневная правда – продукт неудобоваримый. Настоящим не думают, в нем живут.

3.03.2005

Любой пример заразителен. Дагеров комплекс передался моему учителю. Фотографирует, дарит, улыбается, а как педагог – отошел в сторону. Может, он прав? Созерцание не наносит вреда, а любая деятельность разрушает невзирая на благие намерения.

4.03.2005

Зачем я согласился стать директором школы? Учитель чище. Видит меньше, да. Но у знаний нет количественной характеристики. Учитель, как дерево, никогда не покидает своего поста. Директор – щепка, что тщетно пытается куда-то плыть в проруби в тщетной надежде на океан.

5.03.2005

А в учителя зачем потянуло? Разве белый свет на неудачников обеднел? Своей вины мало, чужую захотелось на плечах понянчить?

6.03.2005

Сергей Есенин в последний год жизни беспощадно и горько пил, лишь на минуты приходил за стол и в эти мгновения без помарок, без правок успевал создать вечное. Цена – жизнь и несколько строк, без которых поэзия немыслима.

8.03.2005

Умирают не от смерти, от холода жизни уходят.

Величие щедрости скромно, как глоток воды, – зачерпни и подай.

Человек – это такой удар, который никогда не вернуть обратно.

10.03.2005

Главный министр нашел причину неудач в образовании – пенсионеры. Спешить некуда, с пеной у рта говорить неудобно. Завтра обвинит покойников, и тема будет закрыта. Образование из одних уст дырка, функциональность которой очевидна.

11.03.2005

Родилась идея создания скорой педагогической помощи. Оказание платных услуг учебного, психологического плана: учащимся, родителям, учителям, чиновникам от образования. Вся прибыль – на создание условий жизни для беспризорных детей. Памятник Дзержинскому сняли, а подвиг его не дает покоя.

12.03.2005

Все изменилось, только снег падает все тот же, он уже никого не узнает, но обязан стелиться под ноги. Пусть люди головы не поднимают, какое-то время под их ногами будет чисто. До весны. Завтра взойдет земля, от ее безобразной безнадежности, нами сотворенной, повеет унынием. Сегодня и сейчас, и сеять сегодня, и урожай собирать сейчас!

13.03.2005

Привели пятиклассника, маленького матершинника. Папа, классная руководительница и три предметника.

– Кто научил?

– Друзья.

– Тебе разве не говорили, что предавать грешно?

– Нет.

– Так вот, знай и помни об этом. Мат – оружие, такое же, как нож, как наган. Оружие вынимают в двух ситуациях: когда угрожают твоей жизни или наносят оскорбление твоей матери. Во всех остальных случаях необходимо пользоваться головой. Голова у тебя есть?

– Есть.

– Покажи.

14.03.2005

Недавно мне одна предметница заявила:

– Вы знаете, сколько я стою?

– Нет, не знаю: думал, вы человек. А раз вы считаете себя товаром, полезайте на прилавок.

– Зачем?

– Я ценник на вас наклею.

– Наглый вы.

– Нет, наивный.

15.03.2005

Дневник родился 31 сентября, а не первого, как положено. Первого больше не существует. Его убили в Беслане. У одной стороны совесть отсутствовала, у другой ума в наличии не нашлось.

16.03.2005

Главная беда человечества в том, что оно слишком быстро взрослеет. Хороший учитель не подгоняет время. Оно подле него течет медленно, как возле тел большой массы.

17.03.2005

– Кем ты хочешь стать, когда вырастешь большим?

– Окном нашего дома, папа.

– Почему окном, а не банкиром?

– Оно никому не мешает: ни свету, ни людям.

– Сынок, а ты кому-то завидуешь?

– Окнам.

– Странно.

– Они живут одновременно.

– Как это?

– Они и дома, и на улице. Всегда внутри и снаружи всегда.

– А на кого ты походить хочешь?

– На окна, папа, на окна.

– Почему опять на окна?

– Их открывают, когда людям становится душно.

18.03.2005

Март – метр года. Мерило: что наметишь, то и сбудется. Международный съезд учителей! Если мы, учителя, сумеем договориться между собой, тогда у Земли будет завтра. У политиков все есть, а вот с будущим им не совладать – не по размеру оно им. Понимают это, черти полосатые, оттого и держат нас в черном теле. В наших партах таятся портреты грядущего.

19.03.2005

Человек – божественная ошибка, из зерен его неудач педагоги пекут пироги успеха. А жизнь такая короткая, она не может быть прозой. Вот Лиля Брик и пошла к самому Кагановичу и убедила Лазаря дать подземной дороге его заглавное «М». Маяковский. Мэтр. Метро. Это было платой за кольцо на ее пальце. За вечное по кругу «люблю».

20.03.2005

Господи, кто я без еврейских мелодий, без вольности цыганской, без пунктуальности немецкой, без гостеприимства кавказского? Голый я, Господи, голый. Верни весну на Родину, Господи. Пусть они все возвращаются. Если завтра не увижу на улицах цыган – умру от тоски. Мы, русские, без разнотравья – сенокос в стужу.

21.03.2005

– Послушай, сын, без знаний жить невозможно.

– О чем ты, отец?

– Тебе необходимо учиться.

– Учиться и знать – это не одно и то же. Учат чужие, а думать приходится всегда самому.

22.03.2005

На первых этажах худых людей не бывает. Они не хотят возвыситься над человеком, по-людски живут – значит, вровень. Их души законов избы не забыли. Первый этаж – оплот людского, на вторых и то уже второпях живут. О тех, кто выше, и говорить не стоит. И не птицы они, и не люди. Память с них ветром уносит.

23.03.2005

Я бы лучшим ученикам не аттестаты зрелости выдавал, они для неудачников. Мне бы справки подписывать: «На зрелость не аттестован, талантлив». А вот если загубит дар божий, тогда пожалуйте в школу за аттестатом презренной зрелости. Там, где заканчивается детство, начинается ошибка.

25.03.2005

Учитель, жаждущий на все ответа, – рэкетир. Он не догадывается, что есть вопросы, на которые не отвечают. Их уважают, как почтенных старцев. Высоким вопросам ответ не нужен. Им необходимы люди: в их памяти они растут, в их чести сохраняют тайну.

27.03.2005

Он был большим и блаженным. В школу приходил два раза в год: первого сентября и на последний звонок в мае. Подавал руку без слов и отправлялся к детишкам за шариками и цветами. Они охотно дарили, он искренне радовался, всем улыбался. Если собирался дождь, то после его улыбки даже намек на него пропадал. Мы его всегда ждали, без него уходило тепло с торжества наших линеек. Он обычно набирал в одну руку шарики, в другую – цветы и незаметно изчезал. Однажды не явился, торжественность вымокла под дождем до последней нитки. От жизни ничего не помогает, даже сон. Другой возможности не будет. Попытка одна – жить.

Как? В одной руке шарики, в другой – цветы.

28.03.2005

Объявления взбесились. На столбах, на остановках, на подъездах бушует море телефонной бахромы. Люди умоляют людей о свидании с бывшими сумками, собаками, кошками, зонтами. Они готовы за них платить, вознаграждать, благодарить, гарантировать. Странные эти люди. Вещи уходят к вещам, собаки сбиваются в стаи. Подобным удобно быть подле. Прошлое не прощает. Объявления давно обошли по численности людей.

29.03.2005

В городе власть сменилась. Поговаривают, что и дни нашего начальника сочтены. Ладно, ближе к делу. Зарплата у нас никакая, а секретарша вчера о стол колготки порвала. С горя объявление в газету подала: мол, секретарь директора требуется. Неделю жил обычно: сам чай заваривал, цветочки поливал, приказы от руки писал. Необычайное произошло в понедельник. Звонок с самого утра, поднимаю трубку:

– Здравствуйте, вам директор требуется?

У меня горло перехватило. Можно же было вызвать, поговорить ладом. Понятное дело, я не пуп земли, но и пупырышек всякий прежде чем выдавливать спиртом смазывают.

– Алло. Вы слышите меня?

– Слышу.

– Вам директор еще требуется?

– Требуется.

– Подойти когда можно?

Телефон разрывало, трубка хрипела, под конец разбухла и затемпературила. Весь город на мое место потянуло.

– Разрешите?

– Входите. Вы по какому вопросу?

– У вас вакансия директора?

– У нас.

– А вы кто?

– Директор.

– А чего не работается?

– Зарплата не устраивает.

– Чем занимаетесь тут?

– Физико-математическим образованием.

– Терпимо, я до армии чуть техникум не закончил.

– Выгнали, что ли?

– Нет, красных дипломов не хватило. Я посмотрел, тут у вас площади подходящие. Можно пару аптечных киосков открыть, салон косметический. Зал спортивный в наличии?

– Да.

– Вот вам и фитнес-клуб. Столовая существует?

– На втором этаже.

– Значит, будут свадьбы, будут и поминки. Знаете, я согласен. Заявление вам писать?

– Нет, с заявлением обращайтесь к учредителю, в городской отдел образования.

– Думаете, утвердят?

– Думаю, с руками оторвут.

Куда податься? Кому я нужен? Тридцать лет как фомка одним местом смахнул.

30.03.2005

С утра все заметили, что на мне лица нет. Звонят непрерывно, а я рукой пошевелить не могу. Кто-то трубку все-таки поднял:

– Вам из редакции газеты звонят.

– Слушаю.

– Вы подавали объявление «Требуется секретарь директора...»?

– Было такое дело.

– У нас тут одна дура между «секретарем» и «директором» запятую поставила. Вы нас извините, ради бога.

31.03.2005

Живет на станции Бреды женщина одна. Работает в библиотеке, в которую почти никто не заходит. Пишет стихи и рассказы. У меня там бабушка моя жила. В память о ней стал спонсором автора со станции Бреды.

«Вот, скажем, произнесу: «До революции», – и начинается где-то внутри «до», «ре». Дальше должна идти «ми», а получилось «во»! И никакой «фа», и вся соль лишь в этом противном «во»! И ни-че-«во»!»

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru