Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2007

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

И.В. Никишина. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. Волгоград: Учитель, 2007

Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей, являются характеристики самого методического процесса: системность, дифференциация, этапность.

Книга, вышедшая в серии «В помощь администрации школы», задумана как пособие по систематизации методической работы и стилизации процесса управления в образовательных учреждениях (именно так сказано в аннотации). Она включает в себя три относительно независимые друг от друга части.

В первой части речь идет о месте диагностики в управлении образовательным процессом. Автор предлагает различать психологическую, социологическую и педагогическую диагностику, которая обеспечивает реализацию мониторингового подхода. Этот подход позволяет не только получить информацию о современном состоянии процессов управления, но и наметить направления коррекции управленческих решений.

Вторая часть посвящена описанию собственно диагностической работы, которая имеет своей целью, наряду с определением особенностей психического развития детей, обнаружение некоторых параметров профессиональной деятельности педагога. Правда, последнее проводится в форме анкетирования, результаты которого, на что неоднократно указывали психологи, не всегда позволяют получить адекватное представление о готовности педагога, например, к саморазвитию или гуманизации обучения. Это не означает, что анкетирование излишне, но следует помнить о допустимых границах его использования.

Наконец, третья часть знакомит с системой методической работы в ОУ. Автор приводит примеры проведения семинаров и педсоветов, дает образцы перспективного планирования и т.п. Специальное внимание уделено вопросам управления методической работой школы, нацеленной на реализацию личностно ориентированного подхода.

По прочтении книги возникают принципиальные вопросы как по ее содержанию, так и структуре. Отсутствие предисловия и заключения оставляет ощущение, что части книги сосуществуют друг с другом, но не образуют единого целого, проясняющего авторскую позицию.

Кроме того, возникают сомнения относительно выбранного автором адресата книги. Информация о психологической диагностике предназначена прежде всего для психологов, и те диагностические методики, которые рекомендуются для обследования детей младшего школьника педагогам (с.32), – инструмент работы психолога, но никак не учителя. И дело здесь не в сложности проведения тех или иных методик, а в той ответственности, которая возлагается на психолога, берущегося за интерпретацию полученных результатов.

К сожалению, в книге встречаются неточности, а порой и ошибки. Из наличия у В.В.Серикова книги «Личностно ориентированное образование» не следует вывод о том, что он – автор соответствующей концепции (с. 83); деление наблюдения на сплоченное и выборочное (с.28) терминологически некорректно. И уж совсем недопустимо называть основоположником теории развивающего обучения Л.В.Выготского (с. 115): во-первых, ее автор – не Выготский, а во-вторых, отечественного психолога звали Лев Семенович Выготский.

Книга наверняка привлечет внимание специалистов, но вряд ли следует безоговорочно принимать все предлагаемые автором рекомендации.

Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru