Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2007

ПАРТНЕРСТВО

Семья и школа

Часто ли родители прогуливают школу?

В Карелии воспитывают просвещенных потребителей образовательных услуг

Современная школа распахивает окна во внешний мир. Бизнес, родители и местные сообщества объединяются ради образования детей. Это становится нормой для развитых европейских стран. А как обстоит с этим дело у нас?..

В 2004-2006 годах Министерство образования Республики Карелия, Карельский фонд развития образования, Национальное управление образования Финляндии осуществили совместный проект «Развитие сотрудничества родителей, школ и местных органов управления образованием в Республике Карелия». В проекте приняли участие 10 карельских пилотных школ. Для каждой из них эксперты разработали модели и методы, помогающие формировать и выполнять родительский образовательный заказ.

Современные родители начинают мыслить на перспективу. 8% пап и мам первоклассников уже раздумывают, как ребенок будет поступать в вуз.

Чего хотят от школы мамы и папы? Как они формулируют свои ожидания и претензии? Готовы ли они обсуждать не только покупку новых штор, но и содержание образовательных программ?

Финские эксперты из Университетского центра города Каяни и университета города Оулу были восхищены работой карельских экспертов, директоров школ и учителей.

В рамках проекта в республике был проведен масштабный опрос, в котором приняли участие 1200 родителей (76% горожан и 24% жителей сел). Родителям задавали вопросы об удовлетворенности и неудовлетворенности школьным образованием, о том, что они хотели бы изменить и готовы ли сами к переменам.

Школа – наше все…
Или нет?

Карельские родители высоко оценили роль школы в судьбе своих детей. 84% участников опроса согласны с тем, что качественное школьное образование может стать одним из главных факторов жизненного успеха.

Какая модель школьного образования этому успеху способствует? Мнения разошлись. 27,5% родителей заявили, что было бы лучше сохранить советскую модель образования. 53% возражают: надо как можно быстрее построить систему образования, соответствующую потребностям нынешнего времени.

72% карельских родителей в целом довольны школой. Наиболее удовлетворены те, чьи дети посещают школы с повышенным уровнем обучения (87%).

Как выбирают школу?

У 60% опрошенных родителей была альтернатива. В наши дни она существует даже для родителей сельских школьников: 17% из них ответили, что тоже выбирали ребенку школу.

Родители первоклассников ответили, что в школьной жизни для них всего важнее удобство и эмоциональный комфорт:

– для двух третей родителей (66%) принципиально близкое расположение школы к дому;

– 30% родителей нравились учителя, к которым попадал их ребенок;

– почти каждый пятый родитель (18%) получил хорошие отзывы от знакомых, чьи дети учились в этой школе; столько же родителей (18%) пожелали выбрать школу, в которой учатся друзья их детей;

– в этой школе хорошее питание и присмотр – такой ответ предпочли 12% родителей;

– наличие в школе дополнительных занятий по интересам – 11%;

– в этой школе хорошо преподают предметы, которые понадобятся ребенку в будущем, – 10%;

– в этой школе поддерживается порядок – 8%;

– из этой школы легче поступить в вуз – 8%;

– в школе хороший психологический климат– 8%;

– в школе работают психологи, социальные педагоги и др. – 8%;

– в этой школе преподается ряд предметов, которых нет в других школах или они начинают преподаваться раньше, чем в других школах, – 5%.

Следует отметить, что современные родители начинают мыслить на перспективу. 8% пап и мам первоклассников уже раздумывают, как ребенок будет поступать в вуз, 10% – что в школе хорошо преподаются предметы, которые могут понадобиться в будущем.

Утраченные иллюзии?

Для 68% родителей городских детей реальности школьной жизни, как ни странно, совпали с их ожиданиями. (Возможно, родители давно не строят никаких иллюзий?) Родители сельских школьников были довольны чуть менее, но 61% ответили, что в школе все идет в общем так, как и предполагалось.

Однако треть родителей столкнулась с разными неожиданностями.

В другую школу своего ребенка переводили 16,2% родителей. Большинство из них (53%) – по причине смены места жительства.

23% сменили школу, потому что в образовании старшеклассника были поставлены новые задачи. И лишь 17% забрали ребенка из школы, потому что у него накопились проблемы в обучении.

Между тем родители все-таки не прочь помечтать о том, чтобы перевести ребенка в некую идеальную школу. Об этом мечтают (ничего не предпринимая) 28% опрошенных. Чуть чаще (33%) такую готовность выражают родители учеников средней школы (которые думают над тем, в каком лицее или гимназии ему дадут оптимальную подготовку в вуз). Родители старшеклассников, которые уже решили эту проблему, чаще (на 12% больше, чем в среднем) считают, что в смене школы нет необходимости.

Один из первых ключевых вопросов, который задавался родителям, – к чему школа должна готовить ребенка? И к чему она в реальности его готовит?

82% ответили, что школа должна готовить к продолжению образования, и 76% – что она выполняет эту важную функцию.

44% считают, что школа должна готовить к самостоятельной жизни, и лишь 27% – что она к ней реально готовит.

Треть респондентов убеждена, что задача школы – готовить к профессиональной карьере. И лишь 14%, подумав, решили, что она выполняет эту задачу.

27% пап и мам высказали уверенность, что задача школы – готовить к жизни по общепринятым нормам морали и нравственности. Но лишь 16% признались, что она, по их мнению, справляется с таким предназначением. 25% считают, что в школе следует готовить детей к сотрудничеству с другими людьми. 16% решили, что она это делает.

24% заявили, что школа должна готовить к труду, и 23% согласились: действительно готовит!

5% предположили, что задача школы – учить бережно относиться к своему здоровью. 3% решили, что школа проводит такую подготовку.

3% почему-то посчитали, что школа должна готовить к семейной жизни. 1% родителей согласились, что она выполняет эту роль.

И, наконец, 2% высказали мнение, что школа должна готовить выпускников к общественно-политической деятельности. Нашелся один процент родителей, которые посчитали, что она это делает.

Меньше, чем хотелось бы родителям, школа готовит выпускника к самостоятельной жизни (на 17% меньше, чем ожидают), к профессиональной карьере (на 16% меньше), к жизни по нормам морали и нравственности (на 11% меньше), к сотрудничеству с другими людьми (на 9% меньше, чем ожидают). А вот с продолжением образования в вузе – все в порядке (см. ответ на первый вопрос).

Что должна сделать школа, чтобы стать идеальной?

Все папы и мамы активно высказали свое мнение по поводу необходимых преобразований в своей школе. Интересно, что только 7% респондентов решили отмолчаться. Ответы на вопросы свидетельствуют: родители неплохо понимают, что к чему.

Приоритеты распределились следующим образом:

– школа должна повышать качество преподавания и активнее стимулировать своих педагогов для переобучения – 34%;

– школа должна оптимизировать свою программу с точки зрения нагрузки и здоровья учеников – 30%;

– школа должна проводить больше воспитательных мероприятий – 23%;

– необходима профилизация программ, детям с различными склонностями должны предлагаться программы разной глубины – 21%;

– школа должна увеличить число кружков и секций, которые будут работать на ее базе, – 21%;

– школа должна систематически информировать родителей о своей работе и изменениях в ней, – 17%;

В пункте 4 статьи 43 Конституции РФ говорится, что родители обязаны обеспечить детям получение основного общего образования. Из этой конституционной обязанности вытекает право родителей интересоваться всеми сторонами деятельности школы.

– школа должна увеличить число дополнительных образовательных программ, которые будут предлагаться на выбор ученикам, – 17%;

– школа должна активнее привлекать средства спонсоров на развитие своей материально-технической базы – 15%;

– школа должна улучшать свой психологический климат – 14%;

– школа должна увеличить число различных психологических программ для учеников, направленных на улучшение общения, самопознания и т.д., – 12%;

– школа должна ввести информационно-обучающие программы для родителей по вопросам воспитания детей – 6%;

– школа должна активнее привлекать родителей к обсуждению значимых вопросов школьной жизни – 6%.

Однако всего 6% положительных ответов на последний вопрос показывают, что родители пока себя в роли партнеров школы не видят.

Критический актив

Большинство респондентов (44%) ответили, что приходят в школу лишь на родительские собрания раз в четверть, бегло выполняя «родительский минимум». Ежемесячно бывает в школе почти каждый четвертый родитель (23%). Есть и чемпионы: 11% заглядывают в школу раз в две-три недели. 4% – еженедельно. 5% – практически ежедневно.

В итоге более половины родителей (55%) участвуют в школьной жизни для галочки.

В ходе проекта руководители карельских школ, эксперты и учителя оценили сложившийся на сегодняшний день «родительский актив» весьма критично: в той или иной форме смогли бы сотрудничать со школой не более 35% пап и мам.

Остальные родители предпочитают уклоняться от выполнения школьного долга и являются к директору лишь тогда, когда их вызывают (хотя в этом случае им приходится передавать повестку с участковым). Большинство из этих мам и пап уже получили негативный опыт взаимодействия со школой. Эксперты все же выделили потенциальную группу родителей, готовых изменить свою позицию по отношению к школе (например, если их вовлекут в новые формы взаимодействия – обсуждение условий обучения, воспитания, образовательных программ на тренингах, семинарах, лекциях). Это еще 20–25% родителей.

Чем они недовольны?

Эксперты сделали вывод: если родители недовольны школой, этому есть две причины: либо их ребенок неуспешен и школа не может объяснить, в чем дело, либо школа не готова (или не умеет) идти на конструктивный диалог с активными родителями.

Менее половины респондентов (47%) считают, что школа достаточно информирует их о правах и возможностях влияния на организацию школьной жизни.

Только 56% полагают, что школе не безразлично, удовлетворены ли они результатами обучения своего ребенка.

Самое интересное, что из 53% родителей, обратившихся в школу с какими-то замечаниями и предложениями, большинство (63,5%) все-таки добились того, что хотели.

Более трети родителей (36,5%) ответили категорически: никаких изменений после своих обращений они не дождались!

Больше всего родители недовольны чисто материальной стороной обучения в школе.

– Способы улучшения условий обучения в школе хотели бы немедленно обсудить 44% родителей;

– за улучшение воспитательной работы – 38,2% родителей;

– и только треть самых продвинутых готовы обсудить список дополнительных образовательных программ – 30,1%.

Так что, вопреки опасениям, родители вовсе не претендуют на критический анализ деятельности педагогов. Они убеждены, что передача знаний – дело учителей. Они хотят, чтобы с этой целью учителя регулярно проходили повышение квалификации. И они уверены, что школа достойно выполняет задачу по подготовке их детей в вузы (см. выше).

Самые активные – самые негативные

Пятая часть опрошенных родителей (22%) в ходе исследования заявили о желании обсуждать различные аспекты школьной жизни.

Эти родители чуть более обеспечены, чем в среднем по выборке, и несколько моложе (63% из них младше 40 лет, и это на 6% больше, чем в среднем по республике). Половина родителей этой группы (51%) – с высшим и незаконченным высшим образованием. Среди них больше квалифицированных специалистов, служащих и руководителей разного уровня (всего 67%), а также тех, кто уже работает в сфере образования.

Эти родители увереннее чувствуют себя в стенах школы.

Потенциальные партнеры учебного заведения – это активные люди, среди которых немало имеющих негативный опыт общения со школой. И разговаривать с ними надо осторожно!

56% из них ощущают себя партнерами школы. Две трети «активистов» (66%) уже обращались в школу с замечаниями и предложениями, причем 43% полагают, что после обращения в школу ситуация менялась в лучшую сторону. Большинство из них уже готовы стать членами школьного совета.

У активных родителей – активные дети:

– 55% родителей этой группы отмечают, что их дети занимаются по предметам дополнительно (это на 13% больше, чем в среднем по выборке);

– их дети чаще занимаются в кружках и секциях (73%, что на 10% больше, чем в среднем);

– именно эти родители готовы обсуждать пути построения новой, современной системы образования (62%, что на 9% больше, чем в среднем).

Однако в работе с ними школа встречает серьезные трудности.

Активные родители более взыскательны и критичны:

– 26% «потенциальных активистов» не удовлетворены школой, где учится ребенок (это на 7% больше, чем в среднем по выборке);

– 41% родителей этой группы готовы перевести ребенка в другую школу (что на 13% больше, чем в среднем).

Таким образом, потенциальные партнеры учебного заведения – это активные люди, среди которых немало имеющих негативный опыт общения со школой. И разговаривать с ними надо осторожно!

Частые посетители – самые придирчивые

Интересен оказался анализ ответов, которые давали экспертам родители сельских школьников – 23,9% опрошенных (287 человек).

– 81,9% сельских пап и мам не могли выбрать школу ребенку при поступлении малыша в первый класс (в среднем – 39,7%);

– они менее удовлетворены школой (60,7% при среднем 72%);

– они больше надеются на воспитательные мероприятия в школе (28,9% при среднем 22,8%) и на улучшение психологического климата (18,5% при среднем 13,5%);

– они гораздо чаще, чем городские родители, заглядывают в школу, чаще обращаются с предложениями. Причем ситуация после их обращений чаще менялась в лучшую сторону (40% при среднем 33,8%): сельская школа гораздо более открыта в социум и умеет прислушиваться к замечаниям;

– в дополнительных занятиях по предметам родители больше ориентированы на «подтягивание» ребенка там, где у него хуже оценки (61% при среднем 53,3%), а также на ЕГЭ (56% при среднем 51%).

Именно сельские родители чаще хотели бы стать членами школьного совета (19% при 13,5% в среднем). Мамы и папы понимают: в селе шансы перевести ребенка в другую школу невелики. Поэтому они хотят сами влиять на образовательно-воспитательный процесс.

Материалы подготовила Светлана КИРИЛЛОВА

ВНИМАНИЕ! В следующем номере мы продолжим рассказ о поэтапной системе привлечения родителей в школьный социум, разработанной в ходе карело-финского проекта, и представим методики по изучению запросов родителей.

Кстати…

Финляндия является страной-лидером в международном исследовании PISA. Система образования финских учителей давно стала предметом зависти для министерств образования всех скандинавских стран. Все больше внимания в финских школах уделяют работе с родителями. Здесь считают, что это одна из составляющих жизненного успеха финских школьников и их высоких результатов в международных исследованиях. В финских школах родителей, например, привлекают для разработки индивидуальных учебных планов для их детей.

В Финляндии национальный учебный план базового обучения (утвержденный Национальным управлением образования Финляндии в январе 2004 г.) подчеркивает: «Родителям должна быть предоставлена информация об учебном плане, организации образования, других услугах для учащихся. Им должнf быть обеспечена возможность сотрудничать со школой. Это требует активной инициативы учителей в сотрудничестве, диалоге и информировании о правах и обязанностях родителей, учителей и учеников. Основой сотрудничества являются уважение и равенство всех сторон».

 

Из первых рук

«Нам нужно понять точки сопрокосновения школы с ценностями семьи»

О проекте рассказывает Александр МИХАЙЛОВ, руководитель отдела анализа стратегического планирования и информатизации Министерства образования Республики Карелия:

– Мы вышли из советского общества, где был всеобщий дефицит, в том числе и образовательных услуг. Поэтому сегодня ни родители, ни дети не представляют своих прав в образовании – разве что в виде скандала с учителем или директором школы. Иногда встречается гипертрофированная родительская активность, когда те приходят в школу и говорят: нужен евроремонт, кидаем по две штуки баксов, все покупаем – и никаких проблем! А проблемы остаются.

Конечно, наблюдать негативные школьные ситуации со стороны – это нарушение прав собственного ребенка

Но нам нужен просвещенный потребитель. Не тот, который готов хватать любой дефицит товара или услуги, а тот, кто знает свои права, знает основы современной образовательной политики, основы психологии и воспитания.

Поэтому возникла идея подготовить просвещенных родителей. готовых и к участию в управлении школой, и к соучастию в развитии собственного ребенка.

12 пилотных школ из шести районов Республики Карелия в течение нескольких лет участвовали в модели построения Родительского Университета. Ни одна модель не повторяет другую. Целый блок направлений касался изучения особенностей и потребностей семьи. Второй блок – изучения семьей школы. Родители должны знать о школе все. Поэтому на сайтах школ вывешиваются различные шпаргалки для родителей, разрабатываются модели открытых докладов школ.

Еще одно направление – обучение тех, кто хочет участвовать в образовании своего ребенка. А родители – в большинстве своем – не знают даже, как помочь ему с домашним заданием.

Бесспорно, старые формы – такие, как родительские комитеты и собрания, – должны существовать. Но сейчас нам нужно понять, заново осознать и формализовать точки соприкосновения школы с ценностями семьи. Это идея общественного заказа школе, который – чего прежде никогда не было – оформляется не в виде претензии или жалобы.

 

Рейтинг@Mail.ru