Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Исследование

Выбор в процентах

При разработке системы профильного обучения на старшей ступени общего образования проводится множество исследований, касающихся выбора школьниками профиля. О чем они говорят?

Статья подготовлена при поддержке компании «АльпСтройМеталл». Если вы решили разместить рекламу на улицах своего города, то вам может понадобиться помощь высококвалифицированных специалистов. На сайте, расположенном по адресу «www.AlpStroyMetal.Ru», вы сможете сделать заказ на монтаж рекламы по оптимальным ценам. Специалисты компании «АльпСтройМеталл» не только произведут установку рекламы, но и оформят сопутствующую подсветку.

Обращает на себя внимание проблема влияния различных факторов на выбор профиля учащимися. Так, например, исследования В.П.Смирнова показывают, что выбор профессии, как и 20 лет назад, осуществляется главным образом под влиянием родителей (29,6 %) и друзей (29,3 %). Низкой продолжает оставаться роль общеобразовательных школ (8,4 %) и СМИ (5,2 %), а также центров профессиональной ориентации и служб занятости (5,3 %).

Для выявления того, насколько влияет мнение родителей и учителей на подростков при выборе ими профиля, были проведены исследования запросов учащихся девятых классов в 2005/2006 учебном году.

Было опрошено 952 ученика девятых классов из 18 школ.

В результате исследования установлено, что выбор профиля девятиклассниками знаменуется в первую очередь таким фактором, как будущая профессия, которую они уже на этот момент определили для себя (35 %). Учебное заведение, в котором предстоит продолжать обучение, стоит на втором месте (28 %). Третье место занимают учебные предметы (26 %). Советы родителей или других родственников среди факторов, влияющих на выбор учеников, – четвертое место (25 %). Рекомендации учителей – последнее место (4 %). Ранг того или иного фактора не зависит от типа учебного заведения.

Возникает ряд вопросов, связанных с приведенными выше результатами.

В 9 классе подростки уже должны определиться с выбором профиля. Для того чтобы проследить, насколько этот выбор осознанный и как мнение родителей влияет на склонность учеников к определенным наукам, нами было проведено пилотное исследование в одной из школ с углубленным изучением английского языка Санкт-Петербурга. С этой целью были разработаны анкеты для учащихся 8 класса и их родителей. Исследование проводилось в 2006 году.

В результате анкетирования выявлено, что большинство подростков уже сделали профессиональный выбор (58,8 %), и они считают, что сами сделали его. 12,6 % учащихся отмечают, что на их выбор повлияли родители,
8,4 % – учителя, 8,4 % – школа. Не определились с выбором только 8,4 % опрошенных. Необходимо отметить, что в некоторых случаях учащиеся делают не совсем точный выбор (хочу быть парикмахером или фотографом; программистом или личным водителем; образованным гражданином, офицером или физиком).

У 79 % учеников нет разногласий с родителями относительно их будущей профессии, у 21 % школьников эти разногласия есть.

Из ответов на прямой вопрос о том, кто повлиял на выбор будущей профессии, видно, что влияние родителей осознают 12,6 % подростков, остальные же считают, что выбрали профессию они сами.

Таким образом, можно заключить, что мнение родителей влияет на детей косвенно.

Что же является основным в формировании запросов родителей, которые они стараются внушить своим детям?

В педагогических исследованиях выделяется ряд факторов, от которых зависят притязания родителей.

Во-первых, большую роль играет возраст. Те родители, у которых дети появились позже 33 лет, с годами теряют уверенность в том, что они еще длительное время смогут помогать своим детям. Особенно ярко это проявляется к моменту осуществления выбора ребенком будущей профессии. Для этих родителей характерно стремление поскорее «поставить детей на ноги», чтоб они достигли уровня надежного самообеспечения. Вопрос в том, всегда ли образование видится им необходимым условием для этого.

Во-вторых, значительную роль, иногда даже определяющую, играет культурно-образовательный уровень родителей, особенно в сочетании с их социально-профессиональным статусом. Действие этого фактора, однако, неоднозначно: он имеет безусловную ценность в предпочтениях родителей, но может не казаться столь же ценным в глазах детей.

Как отмечается в исследованиях, обычно родители при рождении ребенка оптимистично прогнозируют его будущее, успехи в учебе и профессиональные достижения в перспективе. Это особенно свойственно семьям с высоким образовательным и профессиональным статусом, в которых культивируются даже порой гипертрофированные ожидания повышенной одаренности у ребенка. К другим семьям относятся чаще всего люди с низким образовательным уровнем, ограниченным кругом интересов и невысокими интеллектуальными запросами. Многие из них в детстве сами были слабоуспевающими, поэтому не ожидают от ребенка больших успехов в учебе, а при низкой его успеваемости имеющиеся трудности в обучении игнорируют, считая, что их дети смогут вырасти не хуже других.

В-третьих, материальное благосостояние семьи является одним из важнейших условий, определяющих уровень желаний родителей. Особенно когда образование во все возрастающей мере, легально и нелегально перестает быть бесплатным и качество образования и его престижность все более зависят от тех сумм, которые семья готова и способна потратить на образование детей. Вместе с тем это фактор, обусловливающий многие противоречия между притязаниями родителей и их возможностями поддержать своих детей в финансовом отношении. Так, например, по социологическим данным, в некоторых регионах Европы и Центральной Азии с переходной экономикой в последнее десятилетие наблюдаются негативные тенденции, которые связаны с увеличением количества малоимущих семей, не способных помогать своим детям продолжать образование после школы в силу низкого уровня накопленного личного капитала.

В-четвертых, самостоятельным фактором может быть неудовлетворенность родителей собственными достижениями и стремление воплотить свои нереализованные мечты и планы в детях. Однако в современных условиях этот фактор может иметь метаморфный вид, обусловленный тем, что родители не осуществили такие мечты и цели, которые потеряли былую ценность в новых социальных условиях.

В-пятых, на притязания родителей большое влияние оказывают общественное мнение, стереотипы массового сознания и факторы, формирующие подобные стереотипы. Это прежде всего СМИ и реклама, пропагандирующие образцы поведения и образа жизни.

В-шестых, таким фактором являются школа, педагогический коллектив. Родители, как правило, достаточно чувствительны к оценкам способностей своих детей и рекомендациям педагогов.

Все эти факторы формируют у взрослых определенную целостную картину будущей счастливой жизни детей. И чтобы ребенок смог в будущем самореализоваться, они помогают ему выбрать образовательный профиль. При этом, как показало наше исследование, в большинстве случаев (93 %) родители хотят, чтобы ребенок нашел себя, свое место в жизни, получил хорошее образование (54,4 %), достиг независимости, самостоятельности (54,4 %). Менее важно для родителей, чтобы ребенок достиг хорошего положения в обществе (34 %), а также создал семью (38 %). Эти данные свидетельствуют о том, что многие родители, оказывая влияние на своих детей, учитывают предпочтения ребенка и готовы к диалогу с ним по смыслообразующим вопросам (например, ученики отмечают: «Родители в моем выборе меня поддерживают», «Мама и папа всегда поддерживают мой выбор», «Они только за!»).

Из родительских анкет также видно, что большая часть семей имеет средний материальный достаток или ниже среднего, что отражает современную экономическую ситуацию в стране. Поэтому растущая заинтересованность родителей в качественном образовании детей наталкивается на ограниченное материальное положение семьи.

Остается открытым вопрос о возможности влияния школы на притязания родителей, с одной стороны, и выявление запросов родителей на качество образования, которое может дать школа, – с другой.

Кроме того, актуальным остается изучение влияния родителей на учебный процесс в школе. Исходя из собственных представлений о системе образования в целом, родительские общественные организации и попечительские советы участвуют в выборе образовательных программ учебного заведения и тем самым могут влиять на закрепление профиля в конкретном ОУ.

Елена МУЛЯР,
кафедра педагогики
РГПУ им. А.И.Герцена,
Санкт-Петербург

Рейтинг@Mail.ru