Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2007

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Ситуации

Учиться «по случаю»

То, что происходит в школе, не поддается никаким законам – каждый день может принести неожиданные сюрпризы. Скажем, тот, кого считали супер-талантливым, внезапно превращается в хулигана. А девочка, которую всегда волновала только ее внешность, в один прекрасный день становится лучшей ученицей. Случаи, неподвластные науке, не поддаются систематизации, их нельзя классифицировать.
Так что же, о них стоит забыть как о радостных или досадных исключениях из общих правил? Или, напротив, именно на них и нужно обращать пристальное внимание?

Выход из тупика

С такими вопросами сталкивается не только педагогика, но и ряд других гуманитарных наук. Например, юриспруденция. В духе тенденций века разума во многих странах мира был создан кодекс (уголовный и гражданский), которому все должны были подчиняться, который стал мерилом (единым, всеобщим) для всех судебных инстанций. Появилось так называемое «civil-law» – «гражданское», или «кодифицированное» (в русском переводе часто его называют именно так – от слова «кодекс»), право.

Предусмотреть и описать все возможные жизненные ситуации в виде набора определенных правил оказалось чересчур сложно. Кроме того, при кодифицированном праве слишком велика вариативность судебных решений: за одни и те же нарушения часто выносятся разные приговоры в зависимости от множества нюансов, в числе которых отношения судей к подсудимому или обвиняемому.

Возможно, именно поэтому во многих (кстати, наиболее развитых) странах мира сегодня действует «case-law» – «прецедентное право». То есть описание конкретных судебных решений, которые могут быть использованы в дальнейшем при вынесении очередного приговора за то или иное деяние. Так правовая система защищает себя от вольных толкований общего права: если один судья в стране оправдал, например, автодорожное преступление, совершенное водителем в пьяном виде, то все адвокаты этой страны после его решения (прецедента) могут требовать оправдания своим подзащитным в аналогичных случаях (на основе прецедента, который был создан). И получается, что каждое судебное решение становится частью общей правовой системы.

Поэтому в этих странах судьи, прежде чем вынести приговор, вынуждены руководствоваться не личным отношением, а ответственностью перед всеми будущими пострадавшими и подсудимыми (кстати, никто не гарантирует, что в подобную ситуацию никогда не попадет сам судья или кто-то из его близких).

Прецедентная педагогика

Не менее важны прецеденты и в педагогике. Вспомните: самые знаменитые педагогические книги написаны совсем не в стиле научных трактатов (с целями исследования, задачами, этапами и анализом результатов). Руссо, Толстой, Макаренко, Корчак писали о собственном педагогическом опыте, задавали вопросы самим себе, размышляли над тем, что происходит. Книги, о которых идет речь, не научные. Скорее их можно отнести к художественной литературе. Читая их, мы сравниваем свой опыт с тем, который описан, думаем, как бы мы поступили в тех или иных случаях и какое решение стало бы для нас неприемлемым.

Дело в том, что прецедентная педагогика существовала всегда, только не совсем легально. Подавляющее большинство учителей с удовольствием расскажут о том, что происходило с ними и их детьми. Вот только осмысление случившегося, к сожалению, чаще всего происходит вне стен школы, на бытовом уровне.

Конечно, не каждый учитель может стать писателем, чтобы проанализировать те или иные ситуации, с которыми ему приходилось сталкиваться в тот или иной момент жизни в школе. Но видеть своих учеников, замечать не только поверхностные реакции (получил «двойку», подложил кнопку учителю на стул, сбежал с урока и т.д.), а весь комплекс предшествующих этому событий, должен уметь каждый педагог. Так же как и выбирать модель своего поведения учителю будет легче, основываясь не только на собственном опыте, но и опираясь на опыт тех коллег, с чьими педагогическими ситуациями он познакомился.

Педсовет о том, что произошло...

В любой школе, в любом классе всегда кто-то нарушает дисциплину, у кого-то возникают проблемы с учебой, одноклассниками, педагогами. И, конечно, самые сложные, громкие, выбивающиеся из общего ряда случаи становятся темами для педагогических советов, на которых и разбираются эти самые прецеденты (события) школьной жизни.

Однако разговор о них может происходить по разным сценариям. Скажем, можно искать виноватых и предлагать различные формы их наказания. А можно анализировать ситуацию в целом, пытаясь понять внутренние причины, которые привели к возникшему конфликту, и искать новые варианты действий педагога в подобных обстоятельствах. Такое обсуждение станет серьезной поддержкой для всех учителей в их дальнейшей работе, предложит варианты поведения, которое поможет в сходных ситуациях.

Возьмем самый обычный случай: в классном журнале ученику Н.П. поставили несколько «пятерок». Учитель, заметив это, отругал класс и рядом с «пятерками» поставил «двойки», чтобы «не повадно было»...

Этот случай может стать хорошим поводом для разговора и об этом ученике, и о классе в целом, и о педагогике. Вот только небольшой перечень вопросов для обсуждения:

  • Как к этому ребенку относятся в классе? Кто его друзья, кто враги?

Без понимания этого учитель может наказать невиновного, ведь никому не известно, сам он себе поставил «пятерки» или так ему кто-то «навредил».

  • Какие отметки у него были раньше по этому предмету? По другим предметам?

Успешные дети часто сильно переживают внезапный неуспех.

  • Что изменилось в последнее время в жизни этого ребенка? Может быть, он таким образом обращается к взрослым за помощью?

  • Каковы последствия реакции учителя?

  • Что еще можно было сделать в такой ситуации?

Спокойный, вдумчивый разговор об ученике будет полезен всему педагогическому коллективу. Ведь каждый автоматически задумается одновременно и о других детях со схожими проблемами. Поэтому при обсуждении каждого поставленного вопроса стоит обращать педагогов к их опыту.

Обсуждение какого-либо прецедента (который на первый взгляд кажется самым банальным) будет гораздо полезнее чтения не педсовете статьи о детской психологии или о необходимости индивидуального подхода к каждому ребенку.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Словарь

Прецедентная педагогика – от лат. «предыдущий» (т.е. случай, имевший когда-то место и послуживший примером для последующей деятельности).

Педагогика вся построена на прецедентах. Но школьные и учебные нормы классно-урочной системы и установленные администрацией правила в большой мере определяют не только форму, но и содержание учебного процесса, косвенно ограничивая прецедентное развитие естественной педагогики у каждого учителя и ученика. Этот аспект личного менталитета бывает по-настоящему творческим лишь в случае его особого развития на базе личного опыта прецедентов. С тем же довольно низким удельным весом прецедентных аспектов анализа учебного процесса в класс-школе связаны и многие другие «вечные» проблемы массового образования. В частности, что в школьном деле давно не удается наладить «передачу передового опыта».

М. БАЛАБАН,
«Новые ценности образования», 2005 г.

 

Рейтинг@Mail.ru