Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2007

СОБЫТИЯ

Финансы

Нормативу – научную основу!

Эксперты вычисляют, что может понадобиться вузам

В учебно-методическом центре «Голицыно» под Москвой руководители ведущих российских вузов обсудили важнейшую составляющую нацпроекта «Образование» – переход к нормативному финансированию. Научно-практическая конференция «Методическое и правовое обеспечение нормативного финансирования высшего профессионального образования», организованная ГУ-ВШЭ при участии Рособразования, собрала свыше 60 представителей из 26 ведущих вузов страны.

Президент подписал Закон «Об автономных учреждениях», и сегодня очень важно, чтобы была сохранена прозрачность финансирования АУ, – сказал на открытии конференции проректор ВШЭ Борис Рудник. – АУ будут получать деньги не по смете, а в виде субсидий и субвенций, на основании норматива. Поэтому теперь важно не только перейти на новую систему оплаты труда в школах, не только ввести нормативное финансирование в школах, вузах, ПТУ и техникумах. Важно правильно рассчитать нормативы. Нам нужен нормальный норматив». За рубежом действуют более четырех тысяч моделей нормативного финансирования. Какую из них выбрать?

…Кому дать?

Исторически в Законе РФ «Об образовании» говорилось, что финансирование образовательного учреждения может осуществляться на основе норматива. Однако эта статья закона, вызывавшая множество споров, так и не заработала: каждый в России по-своему понимал, что такое норматив.

В мировой практике финансирование на нормативной основе может исходить из двух моделей. Можно финансировать либо потребителя, либо производителя образовательных услуг. В ходе эксперимента по ГИФО финансировался потребитель. Каждый ученик, сдавший ЕГЭ, мог отнести сертификат ГИФО в любой вуз. Однако вузы сами определяли стоимость обучения и были не прочь ее завысить. Начался перерасход бюджетного финансирования. Поэтому от модели ГИФО решили отказаться.

Вернемся ли мы когда-нибудь к ГИФО? Борис Рудник считает, что нет. По его мнению, эксперимент по ГИФО все-таки был полезен: он заставил всерьез задуматься о содержании норматива на финансирование высшего образования.

… Сколько дать?

«Норматив – это минимум обеспеченности мирового уровня. Он должен показывать, сколько средств государство обязано вложить для оптимальной подготовки учащегося, – высказала свое мнение президент Финансовой академии при Правительстве РФ Алла Грязнова. – Без научно рассчитанного норматива мы не можем разговаривать ни с Минфином, ни со страной. Минфину покажется, что мы просим много… Но у нас должны быть научные обоснования норматива. Экономисты сумеют их оценить. Сегодня денег не дадут? Дадут завтра!»

Однако большинство вузов в субъектах РФ не могут ждать до завтра.

Мировая практика еще в 2001 году исходила из того, что на обучение одного студента должно приходиться по 10 тысяч долларов в год.

В 2003 году на каждого студента технического вуза приходилось по 3,5 тысячи рублей в год, гуманитарного – 2–2,5 тысячи. По подсчетам некоторых экономистов, для выхода на мировой уровень в высшем образовании необходимо затрачивать хотя бы 4 тысячи долларов в год на одного российского студента.

«Ключевой задачей для нас должно стать содержание норматива», – заявила на конференции директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ Татьяна Абанкина. – Надо в первую очередь определить реальную потребность образовательного учреждения в бюджетных средствах, а не перераспределять их».

В рамках проекта Рособразования эксперты Института развития образования ГУ-ВШЭ впервые подсчитали параметры бюджетного финансирования для обучения студентов по разным специальностям в разных российских вузах.

«Это очень важная работа, и мы будем делать ее вместе», – подтвердил в своем выступлении на конференции начальник отдела экономики образования Департамента государственной политики Минобрнауки Геннадий Мартынюк.

Эксперты считают, что нормативное финансирование должно покрывать текущие расходы, предусматривать затраты на развитие вуза и исходить из параметров задания, которое учредители – органы управления образованием – ставят перед образовательным учреждением. Предполагается, что задание учредителя для вузов должно рассчитываться на 3 года (на этот срок определяется стратегия социально-экономического развития России).

Кто выиграет от введения нормативного финансирования в высшем профессиональном образовании?

«Ряд вузов (например, Томский госуниверситет) сегодня финансируется даже выше норматива, – заметила Татьяна Абанкина. – Для технических вузов переход к нормативному финансированию означает улучшение ситуации. А вот выиграют от перехода к нормативному финансированию, несомненно, педагогические вузы – у них сразу увеличится бюджетное финансирование».

По мнению Игоря Рожкова, директора Центра правовых исследований и разработок ГУ-ВШЭ, модель нормативно-подушевого финансирования для вузов реально будет готова к введению с 2009/2010 учебного года.

«Пока мы рассчитываем на поэтапное введение норматива. Лишь в некоторых вузах будет введен нормативный подход. Например, на первом этапе будут взяты только вузы МЭРТа или Минфина, – заявил Борис Рудник. – Мы понимаем, что нельзя сделать единый норматив для всех вузов страны. Ведь вузы все – разные».

От первого лица

На наши вопросы отвечает Татьяна АБАНКИНА, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ.

– Сейчас экономисты в разных регионах пытаются вычислить величину норматива подушевого финансирования для школ. Помогут ли в этом методики ГУ-ВШЭ?

– В наши дни уже нельзя говорить о единых методиках вычисления норматива. У каждого уровня образования – школы, начального, среднего и высшего профессионального образования – свои содержательные цели. С ними должны быть связаны используемые финансовые инструменты. Сегодня принципиальное отличие общего и высшего профессионального образования в том, что вузы – за редким исключением – финансируются из одного источника: федерального бюджета. А финансирование школ идет из двух уровней бюджета. Оплата труда, начисления на оплату труда и учебные расходы поступают в школы из регионального бюджета. Расходы на содержание зданий и развитие материально-технической базы идут с муниципального уровня. Поэтому расчеты нормативного финансирования для школ выглядят иначе, чем для вузов.

– Нельзя ли перенаправить средства национальных проектов на повышение оплаты труда учителей в регионах?

– К сожалению, нет. Политическая направленность в общем образовании ориентирует нас на возможности прежде всего региональные. Трудовым кодексом ограничены возможности федерального бюджета регламентировать расходы других уровней бюджета. Конкретные рекомендации Рособразования и Минобрнауки очень ограничены по отношению к оплате труда учителей. Федерация может только рекомендовать. Если мы говорим об оплате труда, то сегодня речь идет о региональных системах оплаты труда. Каждый регион увязывает систему оплаты труда с теми задачами, которые сам перед собой ставит. Сегодня многие регионы разработали свои – и очень разные – системы. Это и Тюмень, и Астрахань, и Санкт-Петербург, и Ярославская область.

– Некоторые школы создают или планируют создать образовательный комплекс вместе с ПТУ и техникумами. Как будет строиться методика расчета норматива в начальном и среднем профтехобразовании?

– Начальное и среднее профтехобразование привязано к потребностям региональных рынков труда. Поэтому вслед за инвестиционными проектами в разных регионах обязательно должны быть программы, обеспечивающие подготовку специалистов среднего звена. Сегодня в регионах активно развивается и поддерживается частно-государственное партнерство: бюджет и работодатели объединяются, чтобы обеспечить софинансирование в подготовке специалистов среднего профтехобразования, востребованных на местном рынке труда. Методика подсчетов норматива финансирования в начальном и среднем профтехобразовании и будет исходить из задач обеспечения квалифицированными кадрами развивающиеся отрасли экономики.

 

«Мы вернули вузам и школам возможности, предусмотренные ранним Законом «Об образовании»

В рамках научно-практической конференции состоялся «круглый стол», посвященный новому Закону «Об автономных учреждениях». Один из вопросов, который волнует региональных руководителей образования, – когда будут готовы нормативно-правовые акты, позволяющие перейти в режим АУ.
О проделанной и предстоящей работе над нормативными документами рассказывают создатели закона.

Борис РУДНИК, проректор Высшей школы экономики:

– Что такое автономное учреждение? Прежде всего, это – не новая организационно-правовая форма. Это – тип учреждения. Уже внесена соответствующая поправка в Гражданский кодекс РФ. Теперь у нас в стране три типа учреждений, из них два типа государственных и муниципальных – автономные и бюджетные. Оба являются государственными. Мы обеспечили автономным образовательным учреждениям основы хозяйствования, которые были предусмотрены ранней редакцией закона об образовании, и сделали так, чтобы это не противоречило Бюджетному кодексу.

К числу преимуществ АУ перед бюджетным учреждением относится право распоряжаться заработанными средствами и приобретенным за их счет имуществом, право пользоваться кредитами, открывать счета в коммерческих банках, распоряжаться имуществом, которым обеспечил АУ учредитель. АУ не вправе распоряжаться только так называемым особо ценным движимым имуществом и недвижимым, которое за ним закрепил учредитель. АУ не может быть признан банкротом – об этом внесена поправка в Гражданский кодекс РФ.

Высказываются опасения, что АУ лишится льгот, связанных с понятием «образовательное учреждение». Мы провели анализ всех нормативно-правовых и законодательных актов. 99,5% из них имеют дело с понятием «учреждение», а АУ таковым является. 99,5% всех льгот, преимуществ и привилегий, предусмотренных для образовательного учреждения, сегодня распространяются и на АУ. Одновременно с принятием закона об АУ были внесены необходимые поправки в налоговое законодательство. В том числе и в статью 251: налоговые льготы распространяются и на те ассигнования, которые выделяются АУ в виде субвенций и субсидий для выполнения государственного задания.

Тамара ЕРШОВА, зам. начальника отдела реструктуризации сектора социальных услуг Департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития России:

– Существует план мероприятий, обеспечивающих реализацию Федерального закона «Об автономных учреждениях». В рамках этого плана сегодня разрабатываются нормативно-правовые акты. Это постановления Правительства РФ:

«О порядке рассмотрения предложений о создании федеральных автономных учреждений, создаваемых путем изменения типа существующих государственных учреждений»;

«Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения»;

«О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений»;

«О перечне федеральных государственных учреждений, тип которых не подлежит изменению»;

«Об условиях и порядке формирования задания учредителя автономному учреждению, созданному на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания автономным учреждением»;

«Об утверждении порядка опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества»;

«О порядке осуществления функций и полномочий учредителя автономного учреждения федеральным органом исполнительной власти в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности»;

Статистика

Норматив на одного студента программы бакалавриата (четыре года) и специалитета (пять лет) в России в 2004 году составлял: 28 тысяч рублей, в 2005 году –31,360, в 2006 году – 36,064 рубля. Норматив магистратуры в 2004 году: 84 тысячи рублей в год, в 2005 году – 94,080, в 2006 году – 108,192 рубля на одного человека. Вводятся коэффициенты дифференциации в зависимости от специальности (направления) обучения.

«О порядке создания федерального бюджетного учреждения по решению учредителя автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности».

Уже разработаны и направлены на согласование в заинтересованные министерства два проекта постановления Правительства РФ: «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения», «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений». Их планируется внести в Правительство РФ в феврале 2007 года.

Финансирование АУ со стороны учредителя будет включать: финансовое обеспечение поставленного учредителем задания, расходы на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, расходы на уплату налогов, а также финансовое обеспечение программ развития АУ (при условии утверждения данных программ). После выполнения обязательного задания учредителя АУ имеет право оказывать услуги на возмездной основе на договорном принципе в пределах видов деятельности, которые исчерпывающим образом должны быть прописаны в Уставе автономного учреждения.

При сдаче в аренду недвижимого и особо ценного движимого имущества с согласия собственника финансовое обеспечение этого имущества не осуществляется.

Я полагаю, что Закон «Об автономных учреждениях» будет обеспечен всеми нормативно-правовыми документами и начнет нормально функционировать в течение 2007/2008 года. Сегодня все зависит от того, как быстро будут разработаны и приняты нормативно-правовые акты.

Предполагается, что среди учреждений образования в новый режим могут перейти в первую очередь вузы. Не думаю, что в 2007 году среди них будут школы, – в России, на мой взгляд, пока не много школ, которые могли бы стать АУ.

Материалы подготовила Светлана КИРИЛЛОВА

Статистика

Около 60% российских студентов уже обучаются за плату. Заработанные таким образом средства вуз может вкладывать в обучение бюджетных студентов. Больше всего платных студентов в ведущих вузах. В РГГУ студентов-бюджетников осталось только 11%, в МЭСИ – 5%. Меньше всего доля платного обучения в вузах, которые занимают последние (230–234 места) в рейтинге Минобрнауки.

Абсолютный рекорд поставил Ульяновский государственный педагогический институт, где сегодня нет ни одного платного студента.

 

Рейтинг@Mail.ru