Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Кадры

Учитель как вечный студент

Педагог профильной школы должен быть готов к проектированию и реализации профильных, смежных с профильными, базовых, углубленных, элективных курсов по своему предмету. РГПУ им. А.И. Герцена приступил к разработке программ подготовки учителей для профильной школы.

Модели подготовки специалистов для профильной школы строятся с учетом уже освоенных моделей многоуровневого образования:

  • Модель: Бакалавриат + 1 год магистратуры.

  • Модель: Бакалавриат + 2 года магистратуры.

Таким образом, подготовка педагогов для старшей профильной школы осуществляется в магистратуре. Отличие магистратуры с 1 годом и 2 годами обучения заключается в том, что студент, обучающийся по 2-летней программе, получит подготовку по организации исследовательской деятельности старшеклассников и по управленческой деятельности. Магистр, завершивший обучение по годичной программе, готов к преподаванию учебного предмета на базовом и профильном уровнях, а также к разработке соответствующих элективных курсов.

Каждая модель предполагает специальную подготовку по педагогическим, предметным и методическим дисциплинам, обеспечивающую готовность студентов решать указанные выше группы задач.

Логика освоения учебного плана строится следующим образом: в педагогике изучается образовательный модуль по проблемам организации и реализации профильного обучения. Это может быть – в зависимости от образовательных потребностей студентов – один или несколько курсов примерной тематики: «Выбор в зарубежной школе»; «Информационная работа в профильном обучении»; «Педагогическая диагностика в профильном обучении» и т.п.

Во всех методиках при изучении общих вопросов усиливается педагогический аспект, особый акцент делается на построении возрастосообразного образовательного процесса. При изучении специальных вопросов методики обучения добавляются новые модули, связанные с обеспечением гибкой системы профильного обучения в старшей школе. В частности, рассматриваются особенности изучения предмета в профильной школе на базовом, углубленном, профильном уровнях. Рассматриваются изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса профильной школы, позволяющие создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями.

Образовательная программа магистратуры реализуется в режиме сопровождения самостоятельной работы будущего учителя. Студентам читаются интенсивные учебные модули (продолжительностью от 15 до 30 аудиторных часов) с использованием таких методик, как традиционные лекции и семинары, а также мастерские (workshops) и мастер-классы, дискуссии, case-studies и т.д. По каждому модулю готовится учебно-методический комплект как в бумажном, так и электронном виде, что позволяет активно использовать дистанционный режим взаимодействия с преподавателями (представлять письменные работы, дискутировать и получать консультации по электронной почте). В организации работы мастерских (workshops), мастер-классов, дискуссий, case-studies участвуют преподаватели разных кафедр: методики обучения, педагогики, профильного предмета. Преподаватели кафедры информационных технологий осуществляют помощь в разработке учебно-методического комплекта.

Такая структура освоения магистерской образовательной программы сопровождается организацией специальной образовательной среды. Образовательная среда обеспечивает доступ студентов к работе с компьютером во внеучебное время; создаются возможности для периодического (по мере необходимости) проведения учебных занятий с использованием информационных технологий; создается пространство для коммуникаций студентов и преподавателей; используется гибкое расписание посредством учета модульности содержания образования; аудитории оборудуются легко передвигаемой мебелью.

Реализация такой целостной программы подготовки магистров по всем учебным предметам профильной школы в университете пока только начинается. И описанная в данной статье целостная модель подготовки учителей для профильной школы на практике может быть полностью реализована до 2010 года. В настоящее время такие программы магистерской подготовки учителей для профильной школы осуществляются на ряде факультетов – физики и географии, филологическом и индустриально-педагогическом. Уже есть программа подготовки учителей для профильной школы в магистратуре на факультете математики.

Кроме этого, преподавателями кафедры педагогики и методических кафедр:

  • разрабатываются программы учебных дисциплин и курсов по выбору для студентов, готовящихся стать учителями профильной школы, и школьников, осваивающих образовательные программы профилей, а также соответствующее им учебно-методическое обеспечение;

  • проводятся разнообразные семинары по проблемам профильного обучения в рамках договора между РГПУ им. А.И. Герцена, Издательским домом «Просвещение» и Торговым домом «Просвещение – Северо-Запад»;

  • предлагается студентам широкий перечень курсов по выбору, освещающих важнейшие вопросы профильного обучения и предпрофильной подготовки, оснащенные соответствующими методическими пособиями;

  • организуется совместная деятельность с образовательными учреждениями в рамках ассоциации «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области» по вопросам построения профильной школы.

В режиме повышения квалификации может быть осуществлена подготовка учителя только по какому-либо курсу (или образовательному модулю) профильной школы. Например, подготовка учителя к разработке и преподаванию элективных курсов по своему предмету. Или подготовка учителя для преподавания смежного с профильным предмета в классах определенного профиля. Такая форма является низкоэффективной, так как требует значительных затрат времени и усилий как со стороны учителя, так и со стороны организаций, осуществляющих повышение квалификации.

Целесообразнее организовать переподготовку учителей по скорректированной 2-годичной программе подготовки магистра в течение 1 года с учетом имеющегося у педагога практического опыта работы со старшеклассниками. Особенностью реализации такой образовательной программы станет опора на многосторонний профессиональный опыт, наличие теоретических знаний и практических умений учителя. Учителя в процессе переподготовки выступают как равноправные партнеры, задача преподавателей в том, чтобы сопровождать и «подталкивать» учебный процесс (см. табл.).

Таблица

Проект программы переподготовки педагогических кадров для профильной школы

Педагогика: образовательный модуль по проблемам организации и реализации профильного обучения

Подготовка по профильному предмету

Особенности методики обучения старшеклассников в профильной школе

Организация исследовательской деятельности старшеклассника

Защита выпускной квалификационной работы

Логика реализации данной программы сопоставима с логикой подготовки магистрантов для профильной школы. Различие заключается в выборе курсов образовательного модуля. Работающим учителям могут быть предложены названные выше курсы для магистрантов, но могут быть разработаны и специальные курсы, удовлетворяющие образовательные потребности работающих педагогов и учитывающие их педагогический опыт. Например, такие: «Государственно-общественный характер управления образованием в современном обществе»; «Инновационные технологии профильного обучения»; «Оценка качества образовательного процесса и образовательных результатов на старшей ступени образования» и т.п.

Переподготовка осуществляется в разных формах: очной, очно-заочной и с помощью технологий дистанционного обучения. А также индивидуально или школьными командами, позволяющими объединить усилия педагогов школы в решении сложных практических проблем.

Светлана ПИСАРЕВА,
д. п. н., профессор кафедры педагогики
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург

Рейтинг@Mail.ru