Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2007

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Педсовет

Педсовет как способ диагностики

Новые методы обучения проникают в школьную практику все глубже. Но, прежде чем учителя будут учить детей по-новому, надо обучить самих учителей. Для этого существует система обучающих семинаров, обучение в ИПК и ПРО. Да и сами школы пытаются выстроить свою систему работы с учителями. Большая роль отводится методическим семинарам и педагогическим советам, где важной является не только содержательная часть, но и форма, которая становится в современном образовательном пространстве методом обучения.

В школе № 25 города Таганрога существует уже целая копилка мероприятий для школьников, родителей и педагогов, осуществленных по нетрадиционным формам обучения. Довольно часто это работа в группах над определенными вопросами или проектами. Надо сказать, что такая форма работы очень помогла, когда в школу пришел новый директор. Весь учебный год педсоветы строились по принципу «мозгового штурма», когда коллектив решал, какой путь развития для школы он выберет на перспективу. Это объединило коллектив, помогло добавить личное отношение к происходящим в школе изменениям, сплотило коллектив с администрацией школы.

Групповая работа настолько прижилась в нашей школе и получила распространение, что недавно ученики старших классов, легко принявшие идею в День дублера «поменяться ролями с учителями и провести для них уроки», на вопрос своего классного руководителя, не будет ли для них это слишком сложно, дружно ответили: «А что тут сложного? Посадим вас по группам и дадим задание…» Вот оно, мастерство педагога: учить так, что со стороны кажется – все легко, делать нечего! И не видно ни бессонных ночей, проведенных в раздумьях над тем, как лучше подобрать материал или скомпоновать вопросы, ни скрытых сомнений – можно ли посадить в одну группу Петю и Вову, ни того кропотливого интеллектуального труда по разработке переходов от одного типа задания к другому, чтобы все было логичным, аргументированным, ставило проблему и в то же время помогало ее решать… Ведь недаром говорят, что труд учителя сродни искусству: важны и вдохновение, и интуиция, и неотразимая логика.

Но учитель не избавлен и от многих рутинных вопросов, которые приходится решать ежедневно. И часто случается, что рутины в школах оказывается больше, чем творчества. Вот почему хочется во все мероприятия для учителей привнести какую-то изюминку, сделать каждый педсовет по-своему неповторимым и запоминающимся, чтобы хотя бы таким образом снять с педагогов психоэмоциональную перегрузку от множества ежедневных забот.

Безусловно, мы давно привыкли, что форма – это только форма. Однако она не строится ради самой себя, не прикрывает того содержания, которое нам хочется или необходимо донести до педагогов. Поэтому результаты работы на наших «активных» педсоветах всегда становятся основанием для работы в дальнейшем. Вот, например, осуществив проектную деятельность на педсовете два года назад и приняв по его итогам определенные управленческие решения, в настоящее время мы осуществляем психолого-педагогический мониторинг учебного процесса именно по тем параметрам, которые были обозначены на тогдашнем педсовете. Таким образом, мы можем сравнивать себя с самими собой и реально оценивать происходящие в нашей школе изменения. И, кроме того, мы увидели, что основой для мониторинга могут стать не только психологическая методика, анкета или опрос учащихся, но и просто деятельность педагогов в ходе педсовета.

Вы заинтересовались, как мы это сделали? Сейчас опишем технологию.

Ход проведения педсовета (проектная часть)

Перед педсоветом учителя рассаживаются по группам. Число групп соответствует числу методобъединений в школе.

На столах лежат заготовленные материалы: 0,5 листа ватмана, маркеры, клей, набор разноцветных листочков с названиями соответствующих методов работы и целей урока (см. Приложение 1).

Ведущий объявляет: Сегодня на педсовете нам предстоит провести деловую игру, которая предполагает выполнение определенной проектной деятельности. Представьте себе, что вы даете урок. Из предложенных целей вам надо выбрать цель урока и подобрать методы работы, которые помогут реализовать цель. Чтобы вам было веселее, мы наклеили названные методы на разноцветные бумажки. Но не увлекайтесь цветовым разнообразием. Главное, чтобы ваши методы работы подходили для работы с классом и способствовали достижению методической цели урока, а также помогли уместиться в 40 минут. Время на обсуждение и подготовку проекта – 15–20 минут. После этого каждая группа по очереди представляет свой вариант урока.

Осуществление проекта. Группы совещаются, выбирают цель для своего урока (он может быть конкретным или абстрактным), соответствующие методы работы из предложенного набора, предлагают их очередность и наклеивают соответствующим образом на ватман. Через отведенное время представители от групп по очереди выходят, прикрепляют проект группы к доске и комментируют свое видение урока.

Что дает выполнение этого проекта? Материалы подобраны таким образом, что цели и методы работы представляют 5 наиболее популярных технологий обучения: традиционную, педагогику сотрудничества, активные методы обучения, технологию развивающего обучения и пед. технологии на основе эффективного управления и организации учебного процесса.

Первое, что показывает проект: соответствуют ли методы работы выбранной цели урока, а это значит – владеют ли педагоги методологией современных подходов в обучении.

Далее, можно посмотреть, какие методы учительской работы выбираются чаще, а какие – реже, какие технологии преобладают конкретно по методобъединениям, а какие – в целом по школе. При желании эту информацию можно анализировать более углубленно. Но и первого среза обычно бывает достаточно, чтобы оценить качество учебной работы в школе.

Вот, например, срезы, полученные в двух школах (см.табл. 1).

Таблица 1

Педагоги первой школы, безусловно, более осведомленные в методологическом плане, лучше владеют разнообразными приемами работы. Школа делает ставку на развитие интеллектуальных возможностей своих учеников, поэтому чаще использует технологию развивающего обучения. А вот учителям второй школы более свойственны принципы личностно ориентированной педагогики, поэтому они чаще применяют педагогику сотрудничества и активные формы обучения, что способствует повышению мотивации учеников на уроках. Хотя им необходимо обратить внимание на разнообразие форм и методов работы на уроке, а также на закрепление материала и отработку общеучебных навыков. Есть еще некоторые нюансы, которые становятся видны при подробном анализе предложенных проектов.

Что еще можно сделать? Например, можно сравнить методы работы в различных методобъединениях. Чей подход к уроку можно признать более эффективным, исходя из особенностей контингента учащихся школы или отталкиваясь от учебных целей общеобразовательного учреждения.

Или, например, можно подробно выписать рейтинг самых популярных методов (в проектах они использовались чаще всего) и рейтинг самых непопулярных методов работы учителей на уроке. А дальше – ваша административная фантазия: если вы увидели, что слабо применяются те методы, на которые ваша школа сделала ставку, то можно выяснить причины такой картины или проконтролировать ход реальных уроков (чтобы убедиться, что практика и теория не противоречат друг другу). Можно предпринять дополнительное обучение педагогов означенным приемам и методам работы или что-то еще, что будет должным образом решать выявленную проблему.

Если в дальнейшем вы захотите продолжить работать с полученной в ходе проекта информацией, вы можете подготовить анкету для учителей, в которой будут представлены необходимые вам методы работы (либо наиболее часто употребляемые, либо наименее – в зависимости от ваших целей). Пример подобной анкеты вы найдете в приложении 2.

Требуя от ребенка самостоятельности и высокого уровня абстрактного мышления, сами учителя недостаточно часто создают на уроке реальные условия для развития этого самого мышления.

На основе более детального анализа выбранных методов обучения можно отметить методологические противоречия, разрешение которых сделает учебный процесс более умело организованным и поднимет качество обученности школьников на более высокую ступень.

Вот, например, какие противоречия были выявлены нами в различных подходах к построению урока.

Бывает, что учителя пытаются включить применение тех или иных технологий в канву своего урока, не всегда точно понимая целесообразность данных методов. Допустим, прием «подведу учеников к противоречию и предложу им самим найти способ его разрешения» используется чаще, чем «поставлю проблему и организую поисковую деятельность» или «попрошу учеников сопоставить факты и сделать выводы из предложенной ситуации». Такой подход оправдывает себя при обучении детей с высоким интеллектуальным развитием. Однако при обучении разноуровневого класса или детей с ослабленными интеллектуальными функциями это будет давать плохой результат, поскольку таких детей надо учить через организацию для них ситуаций проблемного характера вместе с обучением алгоритму разрешения проблемной ситуации. Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью пропорционального соотношения самостоятельной и организованной учителем интеллектуальной работы в классе.

Вообще при детальном рассмотрении методических приемов, которые выбирают учителя чаще всего, можно заметить некоторое противоречие: требуемая учителем от ребенка интеллектуальная самостоятельность не опирается на его (ребенка) реальный опыт, поскольку учитель слабо использует такие приемы обучения, которые формируют у учащихся навыки сравнения (например, «организую процесс сравнения», «рассмотрю изучаемый вопрос с различных позиций, предложив классу набор ролей» либо «попрошу выполнить задание различными способами или дать ответ на вопрос различными словами»). А ведь своя точка зрения, которую так хотят услышать учителя от своих учеников, может сформироваться только на основе своего личного опыта – практического или опыта наблюдений, а также наличия таких ситуаций, в которых необходимо размышлять.

Таким образом, требуя от ребенка самостоятельности и высокого уровня абстрактного мышления, сами учителя недостаточно часто создают на уроке реальные условия для развития этого самого мышления. Это заметно по тому, что учителя чаще выбирают более нечеткие, размытые формулировки, нежели «технологически прописанные». Например, «организация практической работы» – более емкое, но более «размытое» определение. Тогда как «создам ситуацию, требующую наблюдения за разными сторонами и свойствами изучаемого явления или объекта с последующим анализом и его четким речевым выражением» – более технологичное, оно – организационная часть работы учителя, подводящая базу под теоретические знания ученика и формирующая у него основы рефлексии и продуктивного понимания изучаемого материала.

И, наконец, противоречие между реальным и абстрактным выбором. Учителя часто предлагают ученикам высказать свою собственную точку зрения по предложенным проблемам. Однако своя точка зрения формируется в условиях реального выбора в конкретных жизненных ситуациях. В противном случае ребенок будет бояться иметь свою точку зрения. Но оказывается, что предложенные формы реального выбора, который могут сделать ученики в рамках школьного урока, учителя применяют в своей практике нечасто, тормозя тем самым развитие интеллектуальной самостоятельности учеников.

Что же это за приемы? «Дать ученикам выбрать задание», «в ходе объяснения обращаться к личному опыту детей, проводить объяснение в форме диалога», «поставить актуальные для ученика или данного класса вопросы», «организовать ситуацию взаимопомощи», «попросить учеников осуществить проверку заданий друг у друга». Но именно это и создает личный интерес и значимость освоения предметной области, то есть способствует созданию учебной мотивации.

Таким образом, можно сделать вывод, что, во-первых, предпочтительной формой работы учителя с учениками является самостоятельная работа ученика по освоению предметной области с преобладанием контролирующей функции учителя; во-вторых, слабо используются такие формы работы с классом, которые способствуют проявлению и формированию реальной самостоятельности ученика, повышению его интереса на уроке и росту внутренней учебной мотивации. А следовательно, мотивация оценкой перевешивает познавательную активность, что для реализации целей развития или при работе с одаренными детьми является непродуктивным подходом в обучении.

Какой же вывод можно сделать после такого анализа? Выходом из подобной ситуации может стать осознание педколлективом имеющихся противоречий и внимательное изучение, а также более широкое применение на практике технологий, способствующих реальному развитию ребенка, наработке им опыта наблюдений, рассуждений. Требуются также более детальное понимание механизмов мотивации и выработка подходов к ее повышению у учащихся.

И здесь мы вышли на другую проблему – проблему мотивации школьников. Она остается отдельной большой темой для каждого учебного заведения. Как добиться, чтобы дети хотели учиться и делали это качественно и с удовольствием? Как учителю в своей работе использовать индивидуальный подход, то есть знание об индивидуальных особенностях учеников своего класса, чтобы повысить их учебную мотивацию? Что надо знать о механизмах этой мотивации?

Чтобы ответить на эти и многие другие, возникающие в работе учителя вопросы, нужен новый педсовет. Педсовет по мотивации. И мы выходим на наш новый рубеж – педсовет о методах формирования мотивации на уроке, проведенный в технологии «критического мышления». Потому что учатся ведь не только дети, но и учителя. А когда же еще учиться учителю, как не во время педсоветов, когда мы можем посоветовать сами себе, что можем и должны сделать для того, чтобы наше образование стало самым-самым лучшим. Мы действительно этого хотим и делаем. Но об этом в следующий раз…

Приложение 1

Раздаточный комплект методов работы на уроке

Комплект предоставляется каждой группе для осуществления проектной деятельности.

Методические цели (пишутся на белых листах) – каждая соответствует определенной технологии обучения.

3201.gif (37026 bytes)

Каждый названный метод наклеивается на полоски бумаги (например, 4 х 25 см) соответствующего цвета.

Традиция – синий цвет

1. Лекционная подача материала.
2. Закрепление знаний по теме на семинарском занятии.
3. Организация практической работы.
4. Лабораторные опыты.
5. Прочитать и объяснить…
6. Решить задачу.
7. Списать, выполнить упражнение, задание.

Педагогика сотрудничества – зеленый цвет

1. Дать возможность ученикам выбрать задание.
2. Ученики выбирают сложность задания.
3. Представить ученикам разные точки зрения на данную проблему, предложить высказать свою собственную точку зрения.
4. В ходе объяснения обращаться к личному опыту детей, проводить объяснение в форме диалога.
5. Поставить проблему и организовать поисковую деятельность.
6. Использовать задания, требующие творческой деятельности от учеников.
7. Использовать игровые приемы.

Активные методы обучения – красный цвет

1. Организовать дискуссию в форме «Пустой стул», «Солнышко», «Дебаты» и др.
2. При объяснении использовать «блочную» компановку материала.
3. Поставить перед учениками проблемную задачу с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками.
4. Рассмотреть изучаемый вопрос с различных позиций, предложив классу набор ролей.
5. «Подведу учеников к противоречию и предложу им самим найти способ его разрешения».
6. «Дам исследовательское задание».
7. «Попрошу учеников сопоставить факты и сделать выводы из предложенной ситуации».

Технологии развивающего обучения – оранжевый цвет

1. «Использую прием “подведение под понятие”».
2. «Организую процесс сравнения».
3. «Поставлю актуальные для ученика или данного класса вопросы».
4. «Проведу совместно с учениками составление и обсуждение плана урока».
5. «Попрошу выполнить задание различными способами или дать ответ на вопрос различными словами».
6. «Включу в ход урока неожиданное задание, чтобы удивить ребят, создать условия для возникновения ориентировочно-исследовательской реакции».
7. «Создам ситуацию, требующую наблюдения за разными сторонами и свойствами изучаемого явления или объекта с последующим анализом и его четким речевым выражением».

Педагогические технологии на основе эффективного управления и организации учебного процесса – желтый цвет

1. «Разделю класс на группы для решения учебной задачи и предложу каждой группе одинаковое задание».
2. «Разделю класс на группы для решения учебной задачи и предложу каждой группе свое собственное задание».
3. «Попрошу учеников осуществить проверку заданий друг у друга».
4. «Возьму за основу такую форму, как урок-конференция».
5. «Возьму за основу такую форму, как урок-путешествие».
6. «Проведу занятие в форме интегрированного урока».
7. «Организую ситуацию взаимопомощи».

Таким образом, комплект раздаточного материала для каждой группы состоит из пяти методических целей урока и пяти групп методов работы на уроке – по 7 методов в каждой группе (расклеены на полосках бумаги соответствующего цвета).

Приложение 2

Анкета

Уважаемые коллеги, вам предлагается оценить объем и уровень использования развивающих приемов обучения на занятиях. По каждому из перечисленных ниже методов укажите знаком «+», в какой степени вы им владеете.

Галина ДАНЮШЕВСКАЯ,
психолог МОУ СОШ № 25,
г. Таганрог

Рейтинг@Mail.ru