Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2007

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Семья и школа

Школьный «Наполеон»

Объединяющая роль информационных технологий

О проекте «Школа Синергия», запущенном год назад в Южном учебном округе столицы, мы рассказывали в №№ 20, 22/2006, каждый раз рассматривая разные его стороны. Сегодня же речь пойдет о трех главных составляющих проекта – школе, семье и информационных технологиях. И, поскольку о проекте говорит сам его автор, то все представленные шаги, несмотря на их кажущуюся сложность и нереальность, уже пройдены. Поэтому – в сторону сомнения!
Дорогу осилит идущий!

В последнее время на телевидении популярны кулинарные передачи, в которых зрителям в деталях рассказывают о приготовлении того или иного блюда. Но как бы скрупулезно мы ни записывали рецепт, каждый из нас впоследствии вносит в него свою изюминку. Предлагаю поступить аналогично. Я расскажу о каждом из главных ингредиентов школьного «Наполеона». И если вам понравится наш рецепт, то вы, безусловно, сможете добавить к нему «приправы» сообразно своим возможностям.

В предыдущей статье (№ 22/2006) мы говорили о бюджете проекта, и надеюсь, что вы получили общее представление о содержании нашей деятельности. Ведь главная наша цель – показать два варианта реализации проекта:

– все сделать самостоятельно, следуя «рецепту»;

– присоединиться к нашему «застолью».

Но в любом случае надо понимать, какие последовательные шаги придется выполнять.

Итак, у проекта три главные составляющие: школа, семья, информационные технологии.

Начнем со школы.

1. Роль школы в реализации проекта

Не буду говорить о мотивации всей управленческой команды и педагогического коллектива: без этого ничто невозможно. Но, для того чтобы выбрать путь (самостоятельно или с нами), важно, у кого именно появился мотив. Поясню. Если проект заинтересовал управленца (как минимум директора школы), то он начнет просчитывать ВСЕ составляющие, и это может испугать. Но! Мотив может возникнуть просто у конкретного завуча или учителя начальной школы – тогда милости просим к нашему столу.

В любом случае ключевым звеном проекта является класс как составляющая любой школы. Вертикаль власти есть везде. Значит, учитель может действовать только в рамках своей компетенции. Будем считать, что директор школы и учитель конкретного класса приняли совместное управленческое решение о вступлении в проект. Рассмотрим вариант участия вместе с нами, он, кстати, может быть промежуточным, стартовым.

Для начала необходимо оборудовать рабочее место учителя. В нашем проекте это персональный компьютер, который имеет выход в Интернет. Стоимость компьютера в конфигурации, которая удовлетворяет задачам проекта, колеблется от 12 до 15 тысяч рублей. Разница в три тысячи – стоимость более дорогого монитора. Это должен быть обычный офисный компьютер, без серьезных мультимедийных возможностей.

Подключение к сети Интернет требует помощи специалистов. Может быть, этот проект сделает первый шаг к созданию локальной вычислительной сети в школе. Не буду подробно описывать техническую сторону вопроса: без специалиста это не решить, а специалист и сам все знает. Но от двух моментов хочу предостеречь. Не стоит налаживать связь через телефонный модем. В этом случае учитель будет тратить в три раза больше времени на работу с сайтом. Не надо думать, что на одном компьютере комфортно смогут работать два-три учителя. Это – миф. Компьютер должен быть персональным. (Мы имеем опыт работы учителей на домашних компьютерах, но это скорее исключение, а не правило.)

Второй шаг – обучение учителя. Если мы имеем дело с педагогом, у которого нет навыков пользователя персонального компьютера, то первоначальный курс обучения – 50 часов. Затем, в процессе работы, мы постоянно расширяем полученные навыки.

Программа обучения включает следующие темы:

  • Общие сведения о компьютере

  • Операционная система

  • Файловая система

  • Текстовый редактор

  • Антивирусные программы

  • Работа в сети Интернет

  • Работа с электронной почтой

  • Некоторые специальные темы для работы с конкретным сайтом.

Хочу сразу сказать, что спустя год, когда учитель все это преодолел, у него появляется мотив самостоятельно повышать знания в области информационных технологий. И его «хочу» способно творить чудеса. Наши учителя стали самостоятельно отыскивать в Интернете интересующую их профессионально информацию; готовить с помощью компьютера раздаточный материал к урокам; при наличии в школе мультимедийного проектора стали делать презентации. Оказалось, что проект затрагивает много смежных вопросов профессиональной деятельности учителя и школы в целом.

Что же дальше? Нельзя начинать работу с родителями, если что-то не готово к первому разговору. Опять напрашивается сравнение с застольем. Хозяйка не имеет права стоять у плиты, когда гости собрались за столом.

Учитель должен до первой встречи с родителями заполнить свою часть сайта:

  • Рассказ о педагогах, которые учат класс

  • Вопросы, которые будут обсуждаться на следующем родительском собрании

  • Расписание уроков

  • Объявления о предстоящих классных делах

  • Требования к учебному процессу

  • Рекомендации по выполнению домашних заданий на этой неделе

  • Начать заполнять электронный журнал.

Только после этого можно решаться на разговор с родителями. Могу поделиться нашим опытом первого общения с мамами, папами, бабушками и дедушками. Надо сказать, что бабушки и дедушки – это 25 процентов наших партнеров со стороны семьи, и к ним подход особый.

После нашего призыва к участию в проекте взрослые ВСЕГДА высказывали три мнения:

1. Компьютер – портит зрение и душу ребенка. И если нельзя без него вообще, то необходимо максимально уменьшить сферу его использования. Это говорили, как правило, бабушки.

2. Вторая реплика часто звучит примерно так: «Еще одна нагрузка на бедную Ольгу Васильевну». Понятно, что это говорит подобострастная мама, которая еще не разобралась в сути предложения.

3. Подводит черту под этими выступлениями кто-то из мужской половины – папа или дедушка: «Если школа все это сможет, то мы, конечно, будем участвовать».

Разумеется, я излагаю все схематично, но по сути именно так. О чем это говорит? Далеко не все родители готовы сразу броситься, как в омут с головой, в наш проект. Но проходит немного времени, и обе стороны, участвующие в нем, становятся едины в стремлении более эффективно обучать и воспитывать ребенка.

Бабушке надо объяснить, что на первых порах за компьютером будет не ребенок, а мама или… сама бабушка. Мама должна понять, что инициатива исходит от самой учительницы, а значит, не является вредоносной…

На заключительном этапе потребуется объяснить и помочь всем желающим подключить домашние компьютеры к сети Интернет. Научить бабушек и мам элементарным навыкам пользователя ПК. Объяснить, как открыть свой электронный почтовый ящик.

В следующей публикации я расскажу о содержании рубрик сайта, которые еженедельно заполняет учитель и которые ведут специалисты проекта.

2. Роль семьи в реализации проекта

Важно с самого начала объяснить взрослым членам семьи, что они не только потребители информации, которую создает для них школа, но и активные участники проекта. Подчеркну, что за прошедший год четверть семей, которые не имели дома компьютера до вступления класса в проект, приобрели компьютеры и подключились к Интернету.

На сайте действуют два форума: общий – для всех участников и форум конкретного класса – только для своих.

Первое, с чем мы столкнулись, начиная диалог с родителями: они не умеют корректно, конструктивно излагать свою позицию. Иными словами, у целого поколения не сложилась культура письменной речи. Мы стали работать над решением этой проблемы. Психолог опубликовал статью «Деловое письмо». Родителям предоставили возможность обращаться к учителю, используя электронную почту. Из повседневной практики ушли записки учителю, которые передавал ребенок, порой имея возможность читать взрослую переписку.

Еще одна важная вещь для родителей в проекте: всем без исключения интересно, с кем учится и дружит их ребенок. Поэтому на сайте класса есть рубрика «Наш класс». Каждый родитель имеет возможность поместить фотографии и рассказ о своем ребенке. В течение года эта информация пополняется, получается семейный дневник. Дети и родители становятся ближе друг другу. Такая информация служит для многих примером семейной педагогики. Родители читают это вместе с детьми, обращая внимание собственного ребенка на успехи одноклассников.

В одной из школ папы в конце года собрали все рассказы о детях, записали их на диск и вручили каждому ученику. Родилась идея делать так каждый год. И это прекрасно!

Еще за год мы научили родителей участвовать в проектах вместе с детьми. Темы проектов объявляем на сайте. В прошлом учебном году для первоклассников был объявлен проект «Азбука животных». Позволю себе привести высказывание из Книги отзывов мамы Дины Доценко – ученицы 1 класса школы №653.

«Здравствуйте! Спасибо за проект. Идея просто замечательная. Получается познавательная Азбука. Сколько интересной информации! Все такие Молодцы!

Наша дочь учится в 1 классе, и для нас это первый совместный проект, причем семейный. Когда мы искали материал для написания нашего проекта «Верблюд», было приятно смотреть на ребенка, который с таким энтузиазмом прочитывает небольшие рассказы об этом животном! Не знаю, как другие дети относятся к чтению, но мы без особого рвения читаем материал по программе, а здесь ребенок просто увлекся чтением.

А какой был восторг, когда она увидела наш проект в Интернете! Пожалуйста, прочтите наш проект «Верблюд». Не судите строго. Желаю удачи!»

К этому тексту мне нечего добавить.

К роли семьи мы вернемся, когда будем говорить о работе с мультимедийными программами на домашнем компьютере и о детском портале на сайте, который откроем к концу этого учебного года.

3. Роль информационных технологий

Мы уже сказали о рабочем месте учителя, который участвует в проекте, о создании локальной вычислительной сети в школе для обеспечения выхода в Интернет. Аналогичное рабочее место создается и дома у родителей ученика.

Серьезный аспект – антивирусные программы и работа почтового сервера. В первый год мы уделяли большое внимание распространению антивирусных программ, разъясняли, почему это необходимо.

А с почтовым сервером мы ошиблись. Изначально воспользовались услугами провайдера и открыли на своем доменном имени почтовый сервер, но качество работы никого не устроило. В этом году отказались от собственного почтового сервера и каждый участник проекта открывает свой почтовый ящик на любом сервере.

Я умышленно не касаюсь самого сложного вопроса – создания собственно сайта проекта. Одной школе этого не сделать. Но если какой-либо регион решит попробовать запустить у себя такой проект, мы готовы предоставить любую необходимую информацию по структуре базы данных и об иных технических деталях.

В последующих статьях я подробно расскажу о содержании рубрик сайта «Школа Синергия».

Для всех, кто хочет принять участие в обсуждении нашего проекта, электронный адрес: sinergi-info@rambler.ru.

Наталия ОВЧИННИКОВА, руководитель проекта «Школа Синергия», Южный учебный округ, г. Москва

Рейтинг@Mail.ru