Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2006

Книжная полка

Л.И. Маленкова
Классный руководитель (воспитатель):
практические материалы
Учебно-методическое пособие

М.: Педагогическое общество России, 2005

Название книги вряд ли можно считать удачным, не говоря уже о том, что скобки в названии – традиционное редакторское табу. Из него совершенно неясно, какого рода практические материалы предлагаются классному руководителю в помощь. Но автор в кратком предисловии развеивает возможное недоумение, разъясняя: данная книга – это руководство, переводящее в практическую плоскость идеи, ранее сформулированные в книге «Теория и методика воспитания». Словно вопреки названию, в предисловии автор адресует книгу, помимо классных руководителей, учителю-предметнику, руководителю кружка, секции, школьного клуба, лидеру детского объединения, всем взрослым, причастным к процессу воспитания школьников.

Фактически книга представляет собой собрание материалов, способствующих самопознанию и личностному самосовершенствованию учащихся, материалов, которые много лет используются автором в преподавании разработанного ею для старшеклассников учебного курса «Человековедение». Материал структурирован автором в виде последовательности уроков (в ее терминологии – САМОуроков) на разные темы: «Настроение и самочувствие человека», «Что человек может? (задатки и способности)», «Что человек хочет? (направленность личности)» и т.п. В свою очередь каждый урок подразделен на несколько частей: проблемные вопросы (рубрика «Подумай»); мнения сверстников; рубрика «Из мудрых мыслей» (афоризмы, пословицы, отрывки из художественных произведений); извлечения из словарей, справочников, данные научных исследований, высказывания ученых (рубрика «Проверь себя»); практикум – различные методики самопознания, упражнения и т.п.

Судя по обилию и разнообразию предлагаемого материала, Л.И. Маленковой проделана огромная работа по сбору и отбору красивых цитат и интересных фактов, так или иначе касающихся становления личности, решения ею насущных жизненных проблем. Что ни говори, такого рода подборка любому педагогу действительно может быть полезна в его воспитательной работе с юношеством. Но лишь в том случае, если подойти к этому материалу с изрядной долей взыскательности и критичности! Ибо данное собрание скорее напоминает сумбурную «коллекцию» юного филателиста, складывающего в свой альбом любые понравившиеся ему марки. Так, в качестве приемов самопознания предлагаются некие тесты, а на самом деле псевдо-тесты, заимствованные автором из популярных развлекательных сборников и никакой научной ценности не имеющие. Сведения о человеческой природе (например, о направленности личности, «биологических часах» и т.п.) также, похоже, почерпнуты автором из научно-популярных источников, которые скорее популярны, чем научны. То есть книга фактически представляет собою то же, что и многочисленные сборники «Полезные мысли на каждый день», «Познай себя» и т.п., сочетая в себе все их достоинства и, увы, недостатки. Может ли она быть полезна педагогу? Несомненно, если не преувеличивать ее достоинства и отдавать себе отчет в недостатках.

Сергей СТЕПАНОВ

Рейтинг@Mail.ru