Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2006

Модернизация

Школа, клуб, детсад – в одном лице

Как на Ставрополье модернизировали образовательную сеть

Эксперимент по реструктуризации сельских школ проходил в России
с 2002 по 2004 год. Его опыт был обобщен на межведомственном совете
«О прогнозировании и проектировании сетей массового обслуживания»
в ноябре 2005 года. Разработка новых предложений по реструктуризации школьных сетей была поручена экспертам Института развития образования ГУ-ВШЭ. Соисполнителями выступили Красноярский край, Московская область, республики Карелия и Чувашия, а также Ставропольский край, где реструктуризацию успешно проводили с 2004 года. Итоги совместной работы ученых-экономистов и руководителей образования пяти регионов планируется подвести в конце этого года.
А о своих результатах директора школ Ставропольского края рассказали на межрегиональной научно-практической конференции
«Модели и технологии создания и функционирования интегрированных образовательных учреждений». Ее провели нынешней осенью в Пятигорске ГУ-ВШЭ, Министерство образования Ставропольского края, Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования.

Почему для доработки концепции было выбрано именно Ставрополье?

Этот край в составе Южного федерального округа болен типичными российскими болезнями. Сельское население, трудные условия передвижения, безработица, спад рождаемости… Например, в школе старинной казачьей станицы Старопавловская Кировского района в 1999 году учились 600 детей, в 2006 году – 390. Среди 88 субъектов РФ Ставропольский край находится на 82 месте по финансированию на одного ученика.

«У нас серьезные проблемы со структурой городской и сельской школьной сети, – призналась на конференции заместитель министра образования Ставропольского края Людмила Капралова. – Основная причина – демографическая ситуация. За последние годы число школьников на Ставрополье сократилось почти на 38 тысяч. Мы потеряли 1890 класс-комплектов. По расчетам экономистов, до 2010 года учащихся станет меньше на 20 тысяч. Расходы на обучение каждого школьника растут, возрастают и требования родителей к образовательным услугам».

«Существующая сегодня сеть образовательных учреждений не может обеспечить школьникам и их родителям доступность образования, – рассказала на конференции замначальника отдела образования Петровского муниципального района (г. Светлоград) Ольга Якунина. – По нашим опросам, 70,8 процентов родителей и 55 процентов учащихся города считают, что школа не может в полном объеме реализовать выросшие за последние годы образовательные запросы».

А по словам Людмилы Капраловой, «сельская школа может предоставлять услуги многопрофильного характера, быть координатором культурной и образовательной подготовки». Именно поэтому с экспертами Института развития образования ГУ-ВШЭ в Ставропольском крае в 2004 году была запущена реструктуризация сетей. В ее основу легла базовая опорная школа с сетью филиалов – малокомплектных сельских школ. За 2005 год были реорганизованы 14 школ, создано 20 межшкольных методических ресурсных центров.

Образцом стала модель сетевого взаимодействия, разработанная в Андроповском районе (о ней мы рассказывали в № 10/2006). А вот, скажем, в Шпаковском районе объединили маленькую сельскую школу и детский сад на 12 детей. Теперь за малышами из детсада наблюдают школьный психолог и логопед, заведующей садом идет педагогический стаж (поскольку ее новая должность – заместитель директора комплекса). «С марта мы стали краевой экспериментальной площадкой, – рассказывает директор школы-детсада Шпаковского района Евгений Сиденко. – Скоро нам передадут сельский Дом культуры, и мы станем культурно-образовательным центром. Пока что делаем свой сайт, на котором будем делиться опытом».

Реформа школьных сетей на Ставрополье проходит в условиях действия 131 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Сегодня в крае насчитывается 26 муниципальных районов, 9 городских округов, 14 городских и 281 сельское поселение. Муниципальные образования получили больше возможностей самостоятельно решать вопросы своего уровня. В Ставропольском крае это не новость: в 1998 году здесь уже был создан союз муниципальных образований, который внес свой вклад в развитие местного самоуправления.

Новые принципы местного самоуправления порождают свои трудности. Учреждения образования, спорта и культуры, находящиеся в одном муниципалитете, сегодня финансируются с разного уровня.

«Выходом из положения мог бы стать закон об интегрированном социальном учреждении, – заявила в своем докладе на конференции заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина. – Но пока такого закона нет, надо думать об ассоциации, об объединении муниципальных образований. На сегодняшний день ни у кого нет практического опыта объединения бюджетных средств».

«У нас мало исследований по практике моделирования сетевого взаимодействия, – признала Ольга Якунина. – Чтобы построить в городе рациональную сеть образовательных учреждений, нам пришлось обращаться за моделями к менеджменту (сетевое взаимодействие фирм). После этого в Светлограде началась пошаговая разработка алгоритма формирования сети. В ходе исследования был сформирован пакет родительского «заказа» на образовательные услуги. У нас постоянно действует телефонная линия с родителями и учащимися. Мы разработали систему учета посещений, ввели зачет образовательных услуг. Внутри новой образовательной сети педагог должен остаться в своем учреждении. Учащиеся идут на часы той школы, чей педагог ими выбран. С сентября 2006 года сеть стала функционировать. Теперь отрабатываем организационные моменты. Мы заключили между образовательными учреждениями договоры простого товарищества. Перспектива – образовательный консорциум».

…В Пятигорске, где проходила конференция, на каждом шагу можно видеть светящиеся стенды: «Национальные проекты – пятигорские решения». Еще в 90-е годы в некогда престижном советском курортном регионе царило уныние: россияне отправились отдыхать и лечиться в другие края, поскольку Чеченская война и угроза терроризма отвадили отдыхающих. Тысячи людей потеряли работу. Теперь в крае наблюдается некоторое оживление.

17 января 2006 года вышло постановление Правительства РФ «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения». Теперь экономисты, бизнесмены, а также руководители образования подсчитывают, какие перспективы это сулит. В Пятигорском технологическом университете, который готовит кадры для курортной сферы, постановление правительства комментируют с оптимизмом.

«Курортное дело – это один из самых перспективных секторов в крае, – говорит Виктор Казначеев, председатель Совета ректоров Ставропольского края, президент Ставропольского государственного технологического университета. – Работы хватит на всех. Одно из направлений – работа со школами. Выпускникам надо получить хорошее образование в школе – и тогда добро пожаловать в наш университет. До 90 процентов выпускников уже трудоустроены».

Публикация статьи произведена при поддержке Туристической компании «Баттерфляй» На сайте компании представлен широкий выбор вариантов отдыха на курортах Кавказских Минеральных Вод, а если вы не хотите отрываться от цивилизации, то вас, несомненно, заинтересуют Санатории Ессентуков с бесплатным интернетом. Более подробную информацию можно посмотреть на сайте компании «Баттерфляй», который располагается по адресу http://butterfly-tour.ru

Подготовила Светлана КИРИЛЛОВА

Мнение


На семинаре пресс-секретарей органов управления образованием субъектов РФ, состоявшемся в Москве, руководитель департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Исаак Калина перечислил важнейшие направления реформирования системы образования.

Для введения грамотной системы профильного обучения, по словам Калины, нужны учителя высокой квалификации, хорошо оборудованные лаборатории и нормально наполненные классы.

Такое обучение возможно лишь при формировании сети многокомплектных разнопрофильных образовательных учреждений. Однако создание такой сети – не повод для закрытия маленьких сельских школ.

По мнению И.Калины, важнейшим элементом модернизации является привлечение общества в систему аттестации учителей и в управление системой образования. Руководители образования должны стремиться не к административно-командному, а к мотивационному управлению.

Рейтинг@Mail.ru