Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2006

Экономика образования

Тариф на проживание

Экономисты спорят, регионы выжидают…

«Накануне нового учебного года хотелось бы поговорить о «хлебе насущном». Узнать не о процентах, на которые собираются повысить ставку учителя, а о том, сколько получает учитель – согласно своей ставке – сегодня. Не могли бы вы опубликовать ставки учителей по разрядам, которые действуют в сфере образования в настоящее время, и их соотношение со средней по России и по региону заработной платой…»
Это фрагмент из письма, пришедшего в редакцию из села Краснощеково в Алтайском крае. Понимая, что эта тема волнует абсолютно всех, мы подготовили данный материал.

Наверное, вы удивитесь, но сегодня даже специалисты по экономике образования не могут дать однозначный ответ на вопрос, как определяется зарплата учителя в разных регионах и как соотносятся учительские оклады с разрядами Единой тарифной сетки. Сходятся в одном: рядовой учитель получает мало. Иногда – ниже прожиточного минимума.

В 2006 году федеральный центр всячески подчеркивает, что уже не несет ответственности за низкую зарплату педагогов. Каждый случай в каждом регионе нужно рассматривать индивидуально. Главным измерителем педагогической зарплаты более десяти лет в России являлась Единая тарифная сетка.

Единая тарифная сетка была принята постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки». Она представляет собой 18 разрядов, по которым распределены должности работников бюджетной сферы. Каждому разряду соответствует разрядный коэффициент. Смысл дифференциации состоит в определении (точнее, законодательном установлении) размера должностного оклада по 1-му разряду. Наполнение остальных разрядов определяется путем умножения первого оклада на соответствующий тарифный коэффициент.

Принятие ЕТС в 1992 году позволяло разрешить проблемы, связанные с начислением и выплатой зарплат работникам бюджетной сферы. Однако образование оказалось слишком сложной системой, чтобы регулироваться коэффициентами ЕТС.

«Насколько единая тарифная сетка соответствует нашим представлениям о дифференциации в оплате труда работников образования – это предмет отдельного исследования», – так в конце 90-х годов комментировали ее специалисты по экономике образования.

Становилось очевидным, что бюджетные расходы на сферу образования растут, а учительская зарплата, начисляемая по ставкам ЕТС, остается на уровне середины 90-х.

Сегодня зарплата учителей в России составляет 50–60% от средней заработной платы по стране.

По данным Госкомстата, в конце 2005 года средняя начисленная заработная плата по Российской Федерации составляла 8299 рублей.

В Центральном и Северо-Западном федеральных округах официальный средний заработок равнялся 9116 и 9508 рублям, в Сибирском – 7908 рублям, в Приволжском – 6341 рублям, в Южном федеральном округе – 5691 рублям, в Уральском и Дальневосточном округах – 11347 и 11023 рублям.

При этом средняя учительская зарплата в некоторых регионах не дотягивала даже до 2,5 тысяч рублей.

С конца 90-х раздавались голоса, что тарифные ставки ЕТС консервируют учительские зарплаты и отбрасывают педагогов к уровню жизни беднейших слоев населения.

4 февраля 1999 года вышел Федеральный закон № 22-ФЗ, в п.4 которого говорилось о применении отличной от ЕТС системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. В ряде регионов им воспользовались, чтобы начать разрабатывать новые способы финансирования школы и тем самым немного повысить учительскую зарплату.

Однако на принципиальные эксперименты с начислением учительских зарплат на сей день решились только два региона. Первый – Санкт- Петербург, об опыте которого было много написано в «Управлении школой». Второй эксперимент, базирующийся на стоимости педагогической услуги, сегодня проходит в Тюмени.

В других российских регионах либо ждут от Минобрнауки методических рекомендаций, либо пытаются – с большим или меньшим успехом – приспособить к новым условиям традиционную систему школьного финансирования.

После принятия в 2005 году закона о разграничении полномочий руководители каждого региона решают сами, какую систему оплаты труда применять в образовательных учреждениях. Они могут оставить оплату труда в соответствии с тарифными ставками ЕТС или повысить ставки ЕТС на региональном уровне.

В 2006 году региональное начальство также решает, какие надбавки будут выплачиваться работникам общеобразовательных учреждений области и будут ли они выплачиваться вообще.

Например, Правительство Белгородской области сообщило агентству Интерфакс, что установило учителям, имеющим звание «Народный учитель», «Заслуженный учитель», «Заслуженный преподаватель», ежемесячную надбавку в размере 3 тысяч рублей, а обладатели звания «Отличник народного просвещения» имеют право на ежемесячную надбавку в 500 рублей. Педагоги, выпустившие выпускников, показавших высокие баллы на ЕГЭ, получат надбавку в тысячу рублей, подготовившие призеров всероссийских и международных олимпиад – по три тысячи рублей.

Кроме того, установлена региональная доплата учителям, имеющим 10 разряд – 300 рублей, 11 разряд – 400 рублей, 12 разряд – 500 рублей, 13 разряд – 700 рублей, 14 разряд – 1000 рублей. При выходе на пенсию, как сообщило правительство области, белгородскому педагогу полагается 15 тысяч рублей.

Таким образом, сегодня вопрос с зарплатой учителей относится к проблемам регионального, а зачастую местного значения. И решается эта проблема не всегда успешно.

В послании Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2007 году» Президент России подчеркнул, что «переход к нормативно-подушевому финансированию оказания государственных и муниципальных услуг затянулся. В бюджетных учреждениях по-прежнему превалируют уравнительные подходы к установлению заработной платы работников».

В последнем докладе на тему учительской зарплаты (июнь 2006 года) эксперты Министерства образования и науки РФ констатировали: «В этой ситуации существует реальная опасность, что в дальнейшем может быть утрачена единая система оценки квалификации работников образования и сложности выполняемых ими работ в различных регионах страны».

Экономисты спорят…

Однако выполнить поручение Президента страны и внятно разъяснить региональным руководителям образования, как перейти к нормативно-подушевому финансированию и новой системе оплаты учительского труда, оказалось не так-то просто. Экономисты Министерства образования и науки несколько месяцев бились над этой задачей.

Их развернутый доклад, представленный в июне 2006 года на заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при президентском совете по реализации нацпроектов, вызвал резкую критику Министра образования и науки Андрея Фурсенко.

Основная претензия сводилась к тому, что представленные экспертами Минобрнауки «Методические рекомендации» предложили порядок расчета, основанный на… старой тарифной системе. К тому же она была увязана с БУПом от 9 февраля 1998 года. А Базисный учебный план предопределяет не только недельную сетку часов работы педагога в школе, но и работу по класс-комплектам. Таким образом, предложенная система сохраняла принцип «урокодательства», препятствующий внедрению новых технологий обучения.

Уровень зарплаты был увязан с количеством учащихся в классе (25 детей для городских школ, в том числе гимназических классов, и 20 учеников для сельских школ). Сегодня в городских и сельских школах классы гораздо меньше.

И самое главное. Расчет учительского оклада базировался на… величине прожиточного минимума.

Министр образования и науки заявил, что меняет разработчиков проекта.

Теперь новыми формами оплаты учительского труда поручено заниматься департаменту государственной политики в образовании, которым руководит Исаак Калина.

Будет ли до конца 2006 года выполнено поручение Президента России? Смогут ли регионы в 2007 году платить учителям по-новому? Это остается под вопросом…

…Регионы выжидают

Теперь о ситуации, в которой оказался автор письма, упомянутого в начале статьи. Он не знает о том, какие ставки ЕТС сегодня действуют у него на родине.

На его вопросы могло бы ответить постановление администрации Алтайского края от 6 мая 2006 года № 197 «О размере тарифной сетки (оклада) первого разряда», принятое 6 мая 2006 года, сразу после выхода постановления Правительства от 29 апреля 2006 года № 256.

Однако развернутый текст этого документа отсутствует и в Интернете, и в библиотеке документов на www.regnum.ru, где собираются документы многих региональных правительств и законодательных собраний.

Согласно закону, постановления областных правительств и решения законодательных собраний должны публиковаться в официальных печатных органах области. Но, к сожалению, случается, что решения региональных правительств не только не комментируются, но даже не публикуются. А бывает и так, что газеты местного уровня просто проходят мимо сообщений, появившихся в официальной прессе. И тогда руководители школ и учителя оказываются в информационном вакууме.

Однако в нашем случае можно не сомневаться: краевое правительство хотя и не опубликовало текст документа, но, подобно руководителям многих российских регионов, привело низшую ставку ЕТС в соответствие с той, что была предложена с 1 мая 2006 года федеральным центром.

А далее руководители школ Алтайского края сами могут сравнить, какова же зарплата их учителей по сравнению со средним уровнем жизни в регионе. Так, по данным территориального органа госстатистики по Алтайскому краю, средняя заработная плата в середине 2006 года составляла в крае 5997 рублей. В конце 2005 года она равнялась 5634 рублям. По отношению к 2005 году номинальная средняя зарплата в крае выросла на 24,8% По уровню зарплаты Алтайский край отстает от большинства сибирских регионов. Однако аналитики отмечают, что в 2006 году инфляция в регионе была одна из самых низких в России…

Играем на повышение!

Сегодня тарифные ставки ЕТС (если в регионе применяется ЕТС) утверждаются областным законодательным собранием или администрацией области. После выхода постановления Правительства по поводу ЕТС во многих регионах РФ прошли обсуждения новой ставки ЕТС. В некоторых местах отцы города уверенно делают вид, что это не правительство, а сами они «сыграли на повышение».

Новое телеграфное агентство «Приволжье» 24 мая 2006 года сообщило: «Депутаты Думы Нижнего Новгорода на заседании в среду утвердили тарифные ставки ЕТС бюджетников. Как сообщалось ранее, администрация Нижнего Новгорода предложила увеличить тарифные ЕТС работников бюджетной сферы. Далее в сообщении агентства перечисляются все тарифные ставки ЕТС, предложенные федеральным правительством. У читателя возникает чувство, что депутаты добились еще более высоких тарифных ставок ЕТС, чем предложено в постановлении Правительства РФ.

Материал подготовила Светлана КИРИЛЛОВА

В последний раз тарифные ставки ЕТС были пересмотрены весной этого года

Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 года № 256 с 1 мая 2006 года установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений в размере 1100 рублей.

Поэтому с 1 мая 2006 года тарифные ставки по разрядам выглядят так:

для первого – 1100 рублей,

для второго – 1144 руб.,

для третьего – 1199 руб.,

для четвертого – 1256,2 руб.,

для пятого – 1394,8 руб.,

для шестого – 1547,7 руб.,

для седьмого – 1700,6 руб.,

для восьмого – 1868,9 руб.,

для девятого – 2052,6 руб.,

для десятого – 2251,7 руб.,

для одиннадцатого – 2466,2 руб.,

для двенадцатого – 2665,3 руб.,

для тринадцатого – 2879,8 руб.,

для четырнадцатого – 3094,3 руб.,

для пятнадцатого – 3339,6 руб.,

для шестнадцатого – 3584,9 руб.,

для семнадцатого – 3861 руб.,

для восемнадцатого – 4950 руб.



От первого лица


Президент России Владимир Путин 5 октября 2002 г. отмечал, что загрузку преподавателей и учащихся – как старших, так и младших классов – можно считать «запредельной» и что следует продумать, «как снизить загрузку, не уменьшая при этом зарплату учителям».

19 декабря 2002 г. В. Путин, в ходе президентской «прямой линии», отметил: «В связи с тем, что оплата учителей привязана к объему работы, они стремятся работать больше и соответственно увеличивают нагрузку на учеников».

5 сентября 2005 г. Президент В.Путин в своем выступлении перед Правительством РФ, руководством Федерального собрания и членами президиума Государственного Совета РФ поставил задачи: «Необходимо ликвидировать прямую зависимость труда учителя от количества проведенных им уроков и перейти на новую систему оплаты труда. В ее основе должно быть качество преподавания. В течение 2006 года надо завершить переход к так называемому нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися».

В Перечне поручений Президента РФ (ПР-2065 от 10.12.2005) Правительству Российской Федерации поручается «предусмотреть при переходе на нормативную систему финансирования образовательных учреждений меры по увеличению размера оплаты труда и снижению учебной нагрузки учителей».



Мнение


Проректор ГУ Высшая школа экономики Борис РУДНИК:

– Мы уже много лет безрезультатно спорим о том, как оплачивать труд учителей. Я не понимаю, почему такой простой и очевидный, с точки зрения экономиста, вопрос обсуждается столь долгий срок. Это какой-то российский феномен. За рубежом проблема, которую мы обсуждаем, имеет совершенно очевидное решение. Существуют две системы оплаты труда: окладная и сдельная. Мы же, вместо того чтобы спроецировать обе системы оплаты на сферу образования, проанализировать все достоинства и недостатки обеих, а затем принять с соответствующими коррективами одну из них, много лет изобретаем какой-то третий, российский путь. И меня не удивляет, что на этом пути мы так ничего и не добились.

Сегодня все наперебой заговорили: мы – против окладной системы оплаты труда учителей... Если вы против окладной, значит, вы за сдельную оплату для педагогов? Хорошо. Но, между прочим, зарплата современного российского учителя – по факту – как раз является сдельной. Учитель набирает себе часов и на это живет. Все мы знаем, что принцип «побольше часов любой ценой» ни к чему хорошему школу и педагогов не приведет. Так за что же борются противники окладной системы? Как они представляют себе то, что они защищают?

Я привожу этот пример для того, чтобы стало понятно: сегодня в России обсуждается животрепещущий вопрос, который много значит для страны и содержится в поручении Президента на 2006 год, но не все участники дискуссии понимают, о чем они вообще спорят.

На мой взгляд, для объективной оплаты труда школьных преподавателей следовало бы разработать подробные, внятные и четкие критерии, подобные тем, которые существуют для оплаты труда вузовских преподавателей. Многим не нравится слово «стандарт». Однако тщательно разработанные – с учетом медико-психологической составляющей – стандарты учительской деятельности дадут нам прекрасную возможность оценивать труд педагогов в школах. Количество часов, количество учеников на одного учителя, уровень программ, количество выпускников-медалистов и так далее…

Обратите внимание, как мало претензий к принципам оплаты профессорско-преподавательского состава в вузах. Это происходит потому, что все критерии оплаты труда в вузах предельно прозрачны и понятны, в том числе существующая в высшей школе норма студентов на одного преподавателя.



Для расчета новых учительских ставок экономисты Министерства образования и науки использовали данные по состоянию образовательной системы на 1 сентября 2005 г.

  • Численность педагогических работников общеобразовательных учреждений, кроме руководящих работников, – 1 395 399 человек.
  • Численность руководящих работников общеобразовательных учреждений – 157 800 человек.

Для педагогических работников среднесхемная ставка заработной платы (оклад) по ЕТС (7–14 разряды) – 2 296,8 рублей.

  • Фонд оплаты труда педагогических работников в 2005 году (с учетом надтарифа 20%): 1 39 399 x 2 296,8 + 20% = 3,8 млрд. рублей в месяц. 4 Для руководящих работников общеобразовательных учреждений среднесхемная ставка заработной платы (оклад) по ЕТС (13–15 разряды) – 2 666,4 рубля.
  • Фонд оплаты труда руководителей общеобразовательных учреждений в 2005 году (с учетом надтарифа 20%): 157 800 x 2 666,4 + 20% = 0,5 млрд. рублей в месяц.


Рейтинг@Mail.ru