Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2006

Книжная полка


Как построить профильную школу.
Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений
(серия «Профильное обучение»).

СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2005

Не является секретом, что наметившийся в последнее время переход к профильному обучению вызывает неоднозначное, а порой резко негативное отношение со стороны руководителей образовательных учреждений. Причины самые разные: настороженное восприятие всего нового, слабая научная обоснованность и практическая проработанность реформ образования вообще, отсутствие необходимых знаний о самом профильном обучении.

Что касается последнего, то недостаточно оценить профильное образование как хорошее или плохое, главное – разобраться в его сильных и слабых сторонах, с тем чтобы определить целесообразность соответствующих нововведений для своей школы. В этом отношении издательский проект «Профильное обучение», задуманный как практическое руководство по переходу к профильному обучению, видится своевременным и полезным. По мнению создателей проекта, книги этой серии должны быть рассчитаны на три категории читателей: школьную администрацию, учителей и учеников.

Авторы книги старались убедить читателя, что профильная школа – не школа с углубленным изучением ряда предметов в соответствии с выбранным профилем, а иное качество образования. Насколько у них это получилось, можно узнать, лишь прочитав книгу.

Книга состоит из трех частей. В первой в форме вопросов-ответов речь идет о Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Каковы функции и особенности организации элективных курсов? Какие изменения внесены в Базисный учебный план? Какие существуют варианты профильного обучения в старшей школе? Вторая часть книги позволяет разобраться в содержательной стороне профильного образования: это и готовность школы к введению профильного обучения, и возможные шаги по реализации идеи, и проблемы, которые возникают в связи с переходом к профильной школе, и т.п. Конкретизация изложенного на базе сельской школы – предмет обсуждения в третьей части.

Нормативно-правовая база, знание которой – непременное условие успешной организации профильного образования, представлена в четвертой главе. В частности, хочется обратить внимание на постановление Правительства РФ о введении профильного обучения в качестве эксперимента и, следовательно, о возможности существования универсальных (непрофильных) школ, а также специализированных общеобразовательных учреждений. Конкретные модели профильного обучения, а также опыт работы школ в системе профильного образования описаны в «Приложении».

Из всего сказанного видно, что это – практико-ориентированное пособие, призванное прежде всего помочь разобраться в сущности сравнительно нового явления в современном образовании. Но в силу того, что данная книга – первая в серии, по ее прочтении остается немало вопросов, в частности – относительно места профильного обучения в общей системе образования.

Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru