Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2006

Опыт

«Ученики – это чей-то сын и чья-то дочь»

Педагогическое образование бесценно для семьи. И в гимназии № 631 Санкт-Петербурга считают важным наладить контакт с семьей и углублять его. Это сотрудничество, единомыслие – решающий фактор эффективности воспитательного процесса. А кто как не классный руководитель лучше других может связать невидимой нитью ученика, родителей и учителей? Формами и методами взаимодействия делится учитель высшей категории Ольга Степановна МИРОШНИЧЕНКО.

Я работаю в этой школе с самого первого дня, успела сделать два выпуска. Постепенно накапливала опыт, но осмысливать его, мне кажется, начала только сейчас. Иногда думаю: как жаль, что многое начинаешь понимать так поздно...

Но вот у меня новые дети – достался удивительный класс! Наступает самый сложный момент – момент передачи начальной школы в среднее звено. И как важно наладить добрые отношения в классе, сохранить преемственность в коллективе и не дать ребенку, переходящему в пятый класс, перешагнуть этот рубеж болезненно.

Узнав, что тебя назначают классным руководителем, начинаешь привыкать к этой мысли, знакомишься с классом, теснее общаешься с первой учительницей.

Просиживая с ней с утра до ночи, я получила характеристику на каждого ребенка: узнала о семье, особенностях характера, услышала рассказы о каких-то поступках... И первого сентября у меня было такое впечатление, что я этих детей знаю уже давно.

Класс, с учительской точки зрения, наверное, не совсем «правильный». Конечно, у нас было бы беспроблемное существование, если бы все ученики ходили только прямо и никуда не сворачивали без разрешения. Но они интересны как раз своей «неправильностью». А когда я поняла, что, возможно, придется тяжко, мне помогла одна простая мысль: «Оля, ведь твои ученики – это чей-то сын и чья-то дочь, они же кому-то дороги. Это не поле, на котором ты должна отрабатывать воспитательные и образовательные методики...» И как только я перестала видеть в детях исключительно объект для воспитания и образования, все встало на свои места и в голове, и в душе. Потекла наша совместная жизнь...

Я сразу же решила сохранить детские традиции, чтобы дети почувствовали: резких перемен не последует, я не пытаюсь разрушить старое, создавая что-то новое (на этом мы, кстати, часто обжигаемся). Мы оставили все игры, в которые они играли, праздники, которые отмечали. Тематику классных часов корректировали в зависимости от возникающей ситуации, от возрастных психологических особенностей учеников. Ни к чему из проводимого нами не подходило казенное слово «мероприятие». Добавили классные часы в неформальной обстановке и творческие работы. Мне вспоминается одна цитата: «Творя, я познаю мир». А я бы добавила: «Творя, я познаю мир и себя». И когда у нас возникали трудные моменты, мы всегда разрешали эти проблемы в творчестве, потому что оно дает возможность высказаться, проявить себя.

Скажем, был совершен некий поступок. Его нужно проанализировать. Можно сделать это поговорив. Но я предложила ребятам тему литературной работы «Поступок рождает привычку, привычка рождает характер». Они осмыслили произошедшее, выстроили цепочку событий. «Чем же я не угодил другим? – пишет ученик. – Попав в такую ситуацию, вначале не понимаешь, как все получилось, а потом как будто проснешься и поймешь. Увидишь, что ты никому не нужен, не можешь гулять, играть, смеяться вместе с другом. Ты становишься злым, завидуя тем, кто дружит. Потом драки и прочая возня. А вместо того чтобы впасть в депрессию, лучше сесть и подумать над своим поведением. Мое сочинение – небольшой совет, как изменить себя».

Это не обязательное задание. Я объявляю его всему классу, однако кто-то не пишет. Да и не надо! Он не написал, но задумался. Оценки я за это не ставлю.

Недавно перелистывала подборку работ «Человек сам для себя загадка». Тема родилась из традиционного ответа «не знаю» на вопрос «Почему ты это сделал?». И загадку нужно разгадывать мне, родителям или самому ребенку...

Марина КАБАНОВА, педагог-психолог гимназии:

– Ольга Степановна подводит к сложному подростковому периоду своих учеников, уже имея хороший контакт с родителями, обладая их доверием. Семьям нужна помощь в сохранении контакта с взрослеющим ребенком. Им непросто: был такой покладистый мальчик или девочка – и вдруг наталкиваешься на какую-то ершистость, ребенок закрывается в комнате, не разрешает заходить к нему, самым сокровенным делится только с друзьями. Родители чувствуют растерянность в такой момент, ждут шагов от учителя и полностью готовы к тому, чтобы сотрудничать с классным руководителем.

Пишут ребята о школе. Набрались и дневниковые записи, и эссе, и рассказы. На мой взгляд, гимназия – то место, где формируется образовательная и воспитательная среда, где можно создать атмосферу доверия, повлиять на развитие личности. «Мы, поступая в родную гимназию, – пишут они, – даже не подозревали, какая жизнь нас ждет, к чему мы будем стремиться. Но жизнь школьная увлекает, покоряет. Это особенная жизнь, способная сделать из человека поистине достойную личность. Радует, что в будущем мы, когда захотим, откроем дверь этого второго родного дома, пролетим снова по шумным коридорам с уже другими детьми и осознаем: тебя здесь помнят и ждут».

От непростого мальчишки ждала нелицеприятного эссе. А он пишет: «Моя школа, моя! Это слово не значит, что я владею школой. Это значит, что школа является частью меня, любого учителя и ученика. Она живет, меняется, как огромное озеро, в нее вливаются новые струйки. Уходящий не исчезает бесследно – он оставляет память о себе. И в его сердце школа оставляет каплю, которая будет связывать ее воспитанников, образуя великое братство. Даже если озеро высохнет, оно будет жить в каплях – в сердцах его учеников». Может быть, я слишком сентиментальна, но слезы наворачиваются на глаза...

Чтобы не плакать, вспомню шутливое стихотворение, которое мои ученики сочинили все вместе в 10-м классе:

Школа моя – дом мой второй.
Сюда я с утра бегу как шальной.
Но вот опоздал я. Дверь – на замок.
Никак не попасть в живой уголок.
С повинной запиской иду на урок,
Но физик не пустит, ведь он очень строг.
Томлюсь в коридоре, ломлюсь на урок,
Быстрей прозвени, зловещий звонок!
И вот перемена. Как же мне быть?
Потом биология. Надо зубрить.
Решить я контрольную просто не смог.
Сейчас перемена. Вокруг все друзья –
И снова доволен и радуюсь я.
Четвертый урок.
В желудок кольнет –
Ведь скоро столовая дверь распахнет.
А после столовой – любимый урок.
Сюда опоздать я просто не смог.
И восемь стихов легко расскажу,
И кучу пятерок в журнал получу.
И буду я радостный, добрый весь день.
Я буду учиться, мне будет не лень!

Но взаимодействие учителя с классом – также и отношения с родителями. Мы не можем, как в Пушкинском лицее, отобрать себе детей, изолировать их от семьи, социума и создать педагогический идеал. У меня в классе есть и полные семьи, и неполные. Из 25 учеников восемь – из неполных семей. Это серьезно, особенно сложно с мальчиками...

Как заручиться поддержкой родителей? Как сделать их своими сторонниками?

На первое родительское собрание я пришла с вопросами анкеты, которую мне помогла подобрать педагог-психолог. Вопросы предполагали продолжение: «Школа – это место, где ребенок...», «Самое главное, чтобы учитель...», «Учитель ни в коем случае не должен...», «Я опасаюсь, что в школе будет...». Мне хотелось выяснить, что ждут они от меня как от классного руководителя. И ни в коем случае сразу не звучало: вы и ваш ребенок должны... Расположение родителей можно получить, если ты печешься об их ребенке, о родном человеке, который им дорог.

Родительские собрания и клас¬сные часы иногда объединяет одна тема. К примеру, «Опять двойка». Что у нас обычно огорчает родителей? Плохая оценка. Что мешает ученику ходить в школу с радостью и удовольствием? Двойка, которая у тебя была вчера, ждет сегодня и наверняка будет завтра. Я верю в искренность детей, кающихся и обещающих учиться лучше. Но корень зла, как правило, не в них самих. Родители приходят в замешательство, когда слышат от меня: «Это двойка не ребенка, а ваша, родительская». Недоумение на лицах: «Виновата школа! Это же учитель пришел и поставил низкую оценку. Ну, ребенок немножко не выучил, вчера мало позанимался, был занят». А разве не от родителей зависит вовремя положить ребенка спать, проконтролировать, чем он занимается: у компьютера сидит или все-таки учит уроки? Утром проспали, родители начинают день с крика: «Давай быстрее, мы опоздаем, на дорогах пробки». Ребенок опоздал и вдобавок забыл сменную обувь, тетрадь не положил, позавтракать не успел. В школу пришел человек, уже с утра выбитый из колеи. А тут его встречают грозный администратор: «Где сменка?» – и учитель, отрицательные эмоции которого, конечно, вполне объяснимы. Отсюда и нежелание в следующий раз идти в школу. Есть в этом родительская недоработка? Конечно, есть. Нельзя перекладывать всю воспитательную работу на учителя, учителю необходимо делить эту ответственность с родителями.

Серьезный разговор о режиме дня мы с ребятами заменили сочинением «Один день из моей жизни». Как интересно было потом на родительском собрании, без указания фамилий, прочитать выдержки: какими словами детей будят, какими – встречают после школы. Оказалось, родителей не интересует, чем был богат школьный день. «Какие оценки сегодня получил? А Петя Иванов? Почему же Петя пятерку, а ты нет? Ты разве глупее?»

Мне помогает работа родителей в группах на собраниях. Они делятся проблемами, видят чужой опыт: «А вы знаете, мой...», «А как у вас...» И когда пошло это взаимодействие между ними, они перестали смотреть друг на друга настороженно, больше не слышно: «Вам хорошо – у вас пятерочник». Теперь никто не смешивает оценки, полученные по предмету, с характером и личностью. Дети все хороши. Ни про кого не могу сказать, что он плох.

Родители приглашаются на уроки. Закрытых дверей нет: ждем их в любое время, на любой урок. И тогда у родителя формируется другой взгляд на своего ребенка, что вкупе с прежними собственными представлениями рождает целостную картину.

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru