Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2006

Технологии

«Любимая, родная…»

Центр образования «Царицыно» N№ 548 г. Москвы – это многомодульный образовательный комплекс, в котором реализуются программы дошкольного, начального, основного, полного среднего общего и дополнительного образования. Общеобразовательные программы центра носят вариативный характер.

Начальная, основная, старшая профильная школы расположены в четырех отдельных зданиях, в каждом из которых сформированы возрастно- и культуросообразные среды. В состав центра входит интернат «Видное» – центр проблемных погружений.

Здания центра фактически являются тремя школами, объединенными в единое образовательное пространство, ориентированными на общие ценности и работающими по единой образовательной программе.

Но так как историческим ядром центра стала школа N№ 548, в школьном гимне нет упоминания о центре:

Любимая, родная
Пятьсот сорок восьмая,
Исток не забывая,
По жизни мы пойдем.
Школ много на планете,
Но мы твои лишь дети:
На всем на белом свете
Мы лучше не найдем…

В настоящее время в общеобразовательной школе центра обучается 1567 детей, система дополнительного образования охватывает 1848 человек, в том числе из других школ города. «Царицыно» теперь место повышения квалификации работников образования Москвы и России, региональный и федеральный ресурсный центр инноватики в образовании.

Программа развития ГОУ «Центр образования № 548 “Царицыно”»
на период 2006–2010 гг.
(фрагменты)

1. Введение. Постановка проблемы

Программа обосновывает направления развития образовательного пространства учреждения в условиях модернизации московского образования, векторы изменений и преобразований, формулирует цели и задачи, выявляет ресурсные возможности развития. В Программе представлены способы и технологии изменений, основанные на анализе различных факторов влияния на образовательное пространство Центра. При разработке Программы учитывались результаты достижений, которые формулировались как целевые установки предшествующей Программы развития Центра (2001–2005 гг.), программы «Столичное образование-4», основных направлений развития Российской Федерации в области образования на период до 2010 г. С учетом этих факторов сформулирована главная тема Программы развития: «Управление качеством образования в социально ориентированной школе».

Развитие образовательного пространства Центра на протяжении последних 15 лет привело к необходимости создания собственных стандартов качественного образования. Отсутствие механизмов диагностики реального состояния системы образования, надежных и объективных технологий оценки качества, результирующего и процессуального аспектов школьного образования привели к потребности в разработке целостной концепции качества образования в Центре.

Определяя миссию Центра, мы исходим из того, что сформулировано в основе социальных вызовов к образовательным системам: это требования к результатам деятельности образовательного учреждения, представленным в модельных характеристиках его выпускника. Результат образовательной деятельности есть закономерное следствие уровня качества образовательного процесса – качество процесса приводит к ожидаемому качественному результату. Общество, предъявляя требования к результату, фактически определяет уровни качества процесса.

Мы выделяем 4 группы, с различной степенью определенности формирующие вызовы к образовательным системам: государство, которое формирует свои требования в значениях государственных интересов; родители (семьи), которые ориентируются на перспективные рынки труда, на образование своих детей как семейный инвестиционный проект; учащиеся, которые реализуют личные и общественные потребности и установки, связанные с успешной социализацией; свой вызов к школе обращают работодатели и их профессиональные объединения, которые через требования к персоналу начинают формировать требования и к выпускнику школы. Не удовлетворяясь качеством образования, общего и профессионального, они начинают создавать корпоративные образовательные институты.

«Качество» выпускника не является единственным критерием качества образования. В науке о качестве, квалитологии, принцип динамизма предполагает единство качества процесса (деятельности) и качества результата.

Поскольку образовательный процесс представляет собой сложный комплекс взаимодействующих элементов, нами была взята модель, позволяющая выделить ключевые объекты контроля его качества: КАЧЕСТВО управления образовательным процессом, образовательной среды, содержания образования, методов обучения, организации образования, используемых материальных ресурсов, квалификационного ресурса персонала, целеполагания образовательной деятельности, жизни в семье; факторы социального и культурного воздействия. Выделенные нами объекты не являются бесспорными, но они имеют преимущество в виде возможности их количественных измерений с помощью систем разработанных и разрабатываемых нами индикаторов*.

Качество такого «продукта», как выпускник, никак не может быть измерено балльными оценками. Описывая и сопоставляя идеальную модель выпускника с фактически сложившейся системой требований к профессиям и социо-культурным требованиям гражданина, мы определяем объем и содержание значимых направлений образования учащихся через их модельные характеристики.

Модельные характеристики – это набор измеряемых качеств выпускника, которые должны позволить ему успешно продолжить образование; точно выбрать уровни и содержание профессионального образования; реализовать принципы свободы географического перемещения, академической и профессиональной мобильности; достигнуть предполагаемого социального статуса; приобрести ожидаемое качество жизни; применять освоенные культуры в практике повседневной жизни. Социо-культурную составляющую модельных характеристик выпускника определяют особенности гражданского общества. В нем актуальны: жизненная концепция, базирующаяся на принципах индивидуальности и нестандартности; умение действовать самостоятельно, а значит, осуществлять выбор; быть толерантным, воспринимать и уважать другие культуры; создавать планы (программы, проекты) собственной жизни, в которых реализуется принцип социальной ответственности; умение организовать самообразование; умение пользоваться информацией и вовлеченность в современную информационную культуру; понимание основ современной культуры; владение этнокультурной традицией и историческим кругозором. Специфика социально-экономических отношений, в которых предстоит действовать выпускнику, предполагает: наличие совокупности качеств, делающих выпускника конкурентным; экономическую и правовую готовность к действию; ориентацию на измеряемый и объективный результат; способность конкретизировать проблему, анализировать риски принимаемых решений; лидерство как комплекс качеств, направленных на действия в рыночных условиях.

Выстраивается система взаимовлияющих факторов: качество жизни - социальная успешность - модельные характеристики выпускника - качество образования - качество образовательного процесса.

Не существует дилеммы, в каких значениях описывать качество образовательной деятельности – в значениях услуги (процесса) или в значениях продукта (характеристик выпускника). Опыт показывает, что необходимо иметь показатели двух значений качества: образовательной услуги и образовательного результата.

Мы используем определение образовательной услуги как комплекса целенаправленно создаваемых и предлагаемых населению возможностей. Эти возможности позволяют приобретать определенные знания, умения, компетентности для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей.

Полученный в ходе многолетних наблюдений материал позволяет выявить две ключевые проблемы, на решение которых направлена данная Программа развития.

Первая – обеспечение качества результата образовательной деятельности. При этом результат должен быть обеспечен как в значениях услуги (комплекса обязательных действий в рамках образовательного процесса), так и в значениях продукта (модельных характеристиках выпускника). Решение этой проблемы зависит от принятия всеми субъектами образовательного процесса Центра понятных и измеряемых стандартов выполнения Центром обязательств по качеству процесса и результатов.

Вторая – управление качеством образовательного процесса. Реализация идей качества и управления качеством в школьной практике имеет ряд трудностей: проблемы качества в образовании решаются в отрыве от общих вопросов качества. Но очевидно, что сложные аспекты качества школьного образования можно исследовать и решить, применяя междисциплинарный подход, используя потенциал и понятийный аппарат педагогики, квалитологии, теории управления, теории систем, учитывая богатый опыт, накопленный в других сферах человеческой деятельности: концепцию TQM, стандарты качества ISO серии 9000: 2000.

Метод управления качеством, называемый Total Quality Mana¬gement (TQM) – «всеобщее управление качеством», широко используется в постиндустриальном обществе для непрерывного совершенствования качества продуктов и услуг. TQM введен в международные стандарты систем качества (ISO-9000), которые приняты и Россией, и является методом улучшения управления процессом; он рассматривает улучшение процесса как такового. Поэтому естественно предположить, что образовательные системы также могли бы выиграть от использования модели TQM в управлении качеством обученности. Разработчик философии и технологии TQM Т. Деминг пишет: «...улучшение образования требует применения тех же принципов, которые должны использоваться для улучшения любого процесса, производства или услуги». TQM, перенесенный в образование, получил название Total Quality Education (TQE). Целью TQE является достижение более высокого качества образования. TQE – это ориентированная на школьника учебная философия непрерывного улучшения качества, процесс, который фокусируется на удовлетворении и превышении ожиданий заказчика, предполагает непрерывное улучшение, разделение ответственности с персоналом и исключение издержек и переделок, а также наличие и развитие демократических взаимоотношений между участниками процесса. В связи с этим многие полномочия делегируются учителям, ученикам и их родителям.

Поскольку стандарты качества, принятые в системе TQE, в большей степени динамичны, ориентированы не только на результат, но и на процесс образования, Программа развития Центра, основывается на адаптации, разработке, использовании и применении стандартов TQE с интеграцией элементов стандартов качества JSO-9000.

Концепция управления качеством исходит из посылки, что эффективная школа имеет три основания управления качеством, на которых базируются остальные компоненты: динамичное руководство; продукт преуспевания; непрерывное улучшение результатов.

2. Анализ ситуации. Факторы влияния

За период реализации Программы развития Центра 2001–2005 гг. произошли существенные изменения в обществе, государстве, которые в совокупности являются факторами влияния на все социальные системы, и на образование в частности. Без учета этих векторов изменений затруднительно дать реалистическое определение ситуации, без которого невозможны истинные посылки, служащие основой для следующего этапа развития:

  • социальные изменения <...>
  • политические <...>
  • экономические <...>
  • технологические <...>
  • экологические <...>

Характеристики изменений субъектов образования в Центре «Царицыно»

Ученики:

  • В массе своей – хотят учиться. Традиционное снижение мотивации после завершения начальной школы не наблюдается.
  • Положительно откликаются на усиление учебного давления, если видят в нем смыслы.
  • Обилие информационных потоков учит их принимать «сохранные» решения и делать индивидуальный выбор; демонстрируют рациональный подход к ресурсам времени.
  • Младшие школьники и подростки нуждаются в поле для социальной активности в возможности быть конструктивными лидерами.
  • Довольно высокая приближенность к современной информационной культуре: пользование интернетом, электронной почтой, активное участие в работе сайтов.
  • Учащиеся хотят делать, а не заучивать и отвечать, предпочитают самостоятельные и продуктивные работы. Именно в этом мы видим растущую популярность занятий технологиями, эмпирическим естествознанием, проектами.
  • У большинства детей – здоровые ценностные установки. Они толерантны, терпимы, отзывчивы, жизнерадостны, способны к диалогу, их IQ достаточно высок.

Проблемы:

  • Несмотря на приближенность к современным информационным технологиям, они не всегда умеют самостоятельно искать нужную информацию, систематизировать ее, выделять причинно-следственные связи.
  • Проблемы создания новой информации не столько содержательные, сколько коммуникативные, уровни развития устной и письменной речи?
  • Не умеют организовывать свое время, распределять другие ресурсы.
  • Неэффективно работают в проблемном поле, не умеют разрешать противоречия.
  • Следствием нерешенности этих проблем может стать несоответствие качества образовательной услуги заявленным социальным и государственным вызовам.

Родители:

  • В большинстве – с высшим образованием, их образовательный уровень явно соперничает с культурными возможностями школы, поэтому только диалог и сотрудничество с ними делают Центр привлекательным.
  • Сфера их деятельности часто сопряжена с принятием решений, они имеют высокий уровень информационной культуры, высокую степень коммуникативной включенности.
  • Связывают будущее ребенка с уровнем полученного образования, имея в виду не столько знания, сколько поведенческие модели, умение работать в проблемном поле, принимать ответственные решения, коммуникативность, навыки успешного проживания в различных видах социума, способность к рискам и умение их прогнозировать.
  • Безопасность, физический и психологический комфорт – важнейшие приоритеты.
  • Готовы сотрудничать со школой потому, что озабочены средой обитания собственного ребенка, и готовы к взаимодействию в общинном (community) варианте.
  • Рост их правовой культуры содействует все большему осознанию ими себя и своего ребенка как правовых субъектов образования.
  • Образование начинает восприниматься ими как инвестиционная сфера, они рассматривают перспективы ресурсных вложений в своего ребенка.

Проблемы:

  • Настороженно относятся к инновационным шагам со стороны школы, хотят предсказуемости и планомерности: необходимость понятной, открытой и простой системы оценки качества образования на любом этапе обучения.
  • Требовательны в защите прав ребенка необходимы соглашения об участии «потребителя» в управлении качеством предлагаемой услуги, развитие общественного соуправления. Проблема качества образования переходит из узкопрофессиональной сферы в общественную и требует соответствующих индикаторов.

Педагогический персонал:

  • До 70% педагогов обладают «рабочим» ресурсом в сфере современных информационных технологий, т.е. на уровне пользователя знают компьютер и умеют с ним работать, коллектив способен осваивать высокотехнологичные процессы обучения.
  • Большинство учителей являются активными носителями общей культуры «кругозорного» уровня, это важный ресурс Центра, он создает предпосылки перехода к «надпредметным» моделям преподавания, особенно в основной школе.
  • Большинство учителей готовы участвовать в инновационных процессах. Значительное число публикаций наших педагогов свидетельствует об этом.
  • Наблюдается стабильный приток молодых учителей, особенно выпускников Центра.
  • Работа по формированию корпоративной культуры привела к тому, что ее признаки явно присутствуют и выражены у значительной части педагогов.

Проблемы:

  • необходимо изменить корпоративную систему стимулирования педагогического труда, ориентированную на качество образовательного процесса;
  • развивать альтернативные системы повышения квалификации;
  • создавать учительские «группы качества» как инициативные группы изменений;
  • увеличить количество АРМ учителя, информационный ресурс педагогов;
  • культивировать системы независимых экспертных оценок.

Анализ факторов влияния, качественных характеристик субъектов образования, условий и ресурсов образовательного процесса приводит к постановке проблемы, которая должна быть разрешена в ходе реализации программы «Управление качеством образования в социально-ориентированной школе.

3. Анализ ситуации. Итоги пятилетки 2001–2005 гг.

Образовательные программы Центра, ориентированные на качество модельных характеристик выпускника

Программа развития 2001–2005 гг. решала задачу формирования многомодульной образовательной сети Центра, в которой нет ситуации «образовательных тупиков»; дающей возможности для полноты выбора учащимися индивидуальных образовательных программ. Новая программа развивает достижения предыдущего этапа, которые логично укладываются в пять основных модулей образования, реализуемых в Центре: дошкольное, начальное, основное, полное среднее, дополнительное.

Дошкольное образование охватывает детей в возрасте 5–6 лет – задачи – подготовка к общему образованию посредством развития базовых способностей детей через активные занятия с педагогами, психологами, логопедами. В дошкольной ступени – «Родительская школа», цель которой – помочь родителям стать подготовленными и реальными субъектами и соучастниками образовательного процесса.

Программа дошкольного образования позволяет осуществить органичный переход от дошкольного детства к системе школьной жизни со всеми ее ограничениями и нагрузками.

Начальная школа является ключевой ступенью в образовательной вертикали Центра и решает задачи развития базовых способностей ребенка, с которыми он пришел из дошкольной ступени, формирует главные инструменты познания. На этом этапе Программа предполагает включение механизмов управления качеством и мониторинга движения к модельным характеристикам выпускника начальной школы.

Критериями достижения качества в начальной школе являются: развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка; развитие его базовых способностей; укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия.

В предыдущее пятилетие были достигнуты следующие качественные результаты:

  • все выпускники начальной школы сохраняют высокую мотивацию к обучению, активной познавательной, креативной и социальной деятельности;
  • выпускники начальной школы являются субъектами высокого уровня коммуникативной включенности, о чем свидетельствуют свободное межличностное общение, высокая способность к монологичной речи, развитие навыков и способностей к письменной речи, освоение на пользовательском уровне основ компьютерной грамотности, начальное владение иностранным языком;
  • учащиеся являются носителями культуры здоровья;
  • дети знают культуру своей страны, отличаются толерантностью, воспитанностью, высокой организованностью;
  • выпускники начальной школы отличаются готовностью к активному непрерывному образованию.

Основная школа реализует задачу сохранения и развития базовых способностей детей, создает ситуации выбора и познавательной ориентации через системы дополнительного образования и предпрофильной подготовки. В основной школе получают дальнейшее развитие информационная культура, основы проектной деятельности, языковая подготовка, основы материальной культуры, функциональная грамотность, предметное обучение. Исследование PISA показало, что у российских школьников «наряду с наличием уверенных математических и естественно-научных знаний не хватает навыков применения имеющихся знаний в реальных жизненных ситуациях». В ходе анализа результатов PISA был поставлен вопрос: каковы те мыслительные действия, которые должен выполнить ученик, чтобы решить предложенную задачу? Каково индивидуальное учебное действие, которое должно привести к успеху в решении задачи? (15-летние учащиеся Центра образования «Царицыно» в 2003 г. и 2004 г. показали высокие результаты в исследовании PISA.) Сегодня существует тенденция противопоставлять школу знания школе деятельности, но мы осознаем, что деятельность без знания или без инструментария, позволяющего добывать или создавать знания, невозможна и бессмысленна. Речь идет о соотношении временного и технологического ресурсов, затрачиваемых школой на формирование знаний и на обучение деятельности через деятельность. Это – ключевая задача формирования качественных характеристик выпускника в ситуации, когда информационные лавины становятся гигантскими и никакие учебные планы и программы не вместят в себя всю информацию. Поэтому знания должны быть фундаментальными, они есть знания основ, а школа должна развивать базовые способности, которые на основе этих знаний позволяют осуществлять продуктивную деятельность.

Были достигнуты следующие качественные результаты:

  • реализованы программа «Переход» для 5-х классов; развитие коммуникативных навыков и способностей привело к качественному повышению языковой культуры;
  • стала системной работа над культурой устной и письменной речи, навыками функционального чтения;
  • введена технология групповых видов работ как шаг к развитию самостоятельной проектной работы;
  • апробирован и введен курс «Технология учебного труда школьников»;
  • изменено содержание информационных технологий в обучении подростков;
  • используются новые КИМы в системах оценки качества учебных достижений;
  • ресурсы дополнительного образования используются для оптимизации выбора индивидуальных образовательных программ в старшей школе.

Старшая школа. В старшей школе – сочетание общекультурного ядра общего образования с избранными профилями обучения. Единство этих составляющих даёт возможность для успешного образования в профессиональной школе, закладывает основы для самореализации в персональных программах непрерывного «пожизненного» образования. Старшеклассники Центра активно включены в проектную деятельность. Она учит определять стратегию решения проблемы, анализировать ресурсы и потребность в планируемом результате, справляться с кризисами взаимодействия; требует умения работать с информацией, развивает способность разрешать противоречия, приводить аргументы, публично предъявлять результаты работы. Общее образование в старшей школе, формируя ключевые компетенции, должно формировать главную из них: готовность к мобилизации внешних и внутренних ресурсов для решения жизненной задачи. Включение проектов в учебную деятельность школьников стало возможным благодаря интеграции ресурсов дополнительного и общего образования. Наряду с проектами учебно-познавательного характера стали появляться социальные и научные. К их числу мы относим групповые проекты: «Проблема транспортной разгрузки Каширского шоссе, способы и варианты решений», «Совет старейшин как форма ученического соуправления Центром», «Решение проблемы весовой разгрузки ранцев учащихся 5-х и 6-х классов», «Комплект универсальных приборов для начального курса естествознания». Вторая группа проектов получила научное признание на престижных конкурсах, чтениях, конференциях. В то же время выявлены проблемы:

  • время, затрачиваемое на проектную и исследовательскую деятельность, не нормируется и не учитывается;
  • работа над проектом должна учитываться при оценивании учебной деятельности школьника;
  • проектная деятельность требует специальных знаний и компетентностей, что привело к созданию курса «Основы проектной деятельности»;
  • необходимо стимулирование педагогов и тьюторов, организующих проектную деятельность учащихся;
  • результаты проектной деятельности школьника должны влиять на его перспективную образовательную карьеру.

Дополнительное образование в Центре вариативно, свободно и является необходимым компонентом индивидуализации учебного процесса. Предметные области общего, дополнительного, профессионального образования и образовательно-культурного досуга пересекаются между собой. Область пересечения и представляет собой естественную область дополнительного образования. Дополнительное образование на успешность общего воздействия тремя способами:

  • расширяя предметные области, добавляя к ним новые компоненты;
  • оснащая учащихся иными, более совершенными средствами познания;
  • повышая мотивацию познавательной деятельности.

Системой дополнительного образования охвачено свыше 1800 детей Центра и других школ города.

Социологические исследования, проведенные в 2004 г. в Центре, показали, что дети, занимавшиеся в той или иной форме в системе дополнительного образования, оказывались более успешными, более креативными, более мотивированными в сфере общего образования. Качественные результаты:

  • дополнительное образование стало основой для профильного самоопределения подростков (например, математический клуб для подростков «Пифагор»: работа начинается с ребятами 5-х классов из общеобразовательной школы Центра, приглашаются дети из других школ округа. К 9-му классу из 150 участников клуба формируется основа математической школы Центра в количестве 50 человек);
  • комплекс дополнительного образования стал системой воспитывающего характера: активная деятельность приводит к формированию лидерских качеств у школьников;
  • дополнительное образование – необходимая составляющая индивидуальных образовательных программ учащихся и неотъемлемый элемент сети Центра.

В Центре 7 лет работает целевая программа «Элита» – постоянный мониторинг личных и групповых достижений учащихся вне зависимости от сферы их деятельности: олимпиады, проектные и исследовательские работы, спорт, искусство и пр. Ежегодное подведение итогов позволяет отмечать сильные стороны школьников, награждать их за успехи. Неудачи в системе общего образования не означают неуспешность. Таким образом выполняется значимая педагогическая задача – отмечаются и стимулируются сильные стороны детей, формируются их лидерские качества, исключается ситуация социального аутсайдерства

Реализация программ общего и дополнительного образования в 2001–2005 гг. привела к необходимости решать задачи, влияющие на качество образования в Центре и нашедшие свое выражение в настоящей Программе развития.

4. Инновационные программы Центра, работающие на повышение качества образования

В последнее десятилетие Центр образования «Царицыно» стал ресурсным центром, на базе которого педагоги региона, России повышают свою квалификацию, заимствуют опыт.

В Центре проходят практику и стажировку выпускники и студенты МПУ, МПГУ, ЦИОПа, других образовательных учреждений; ежегодно на базе Центра проводятся окружные и городские семинары по физике, информационным технологиям, русской словесности, иностранным языкам, математике, искусству, начальному образованию, психологическому обеспечению образования, системные семинары по использованию информационных технологий. Регулярно проводятся семинары по теории и практике управления образовательным учреждением для слушателей Центра изучения образовательной политики. В 2005 г. проведены круглый стол «Экономическое образование в России и США» с преподавателями экономики России и США, семинар для психологов г. Москвы по теме «Создание адаптивно-развивающей среды при переходе из начальной школы в основную», семинары АПК и ППРО для директоров школ из регионов, цикл семинаров по проблемам организации профильной школы и повышения качества образования. В 2001–2005 гг. в Центре проводились семинары и стажировки для руководителей образования Краснодарского края, Чукотки, Тверской обл., Китайской Народной Респ., Северного Кавказа, Таджикистана, Респ. Молдовы, Московской обл. и др., В марте 2004 г. была проведена Всероссийская конференция по проблемам дистанционного образования, в мае 2005 г. окружная конференция по проблемам государственно-общественного управления школой.

С 1999 г. в Центре модернизируется система оценивания учебных достижений учащихся. Цели программы: объективность оценивания учебных достижений, снижение негативных психологических последствий акта оценивания, создание стимулирующей составляющей оценки, повышение уровней технологичности оценочной системы, ее надежности и достоверности.

За 5 лет созданы комплекты контрольно-измерительных материалов (КИМ) по истории, биологии, граждановедению, русскому языку, математике, информатике; разработаны методика создания КИМов, новые варианты заданий для текущих и промежуточных аттестаций, технологии для болевших детей, критерии отбора заданий для создания КИМов; принято положение «О порядке проведения текущего и итогового контроля и оценки уровня учебных достижений учащихся Центра образования «Царицыно».

Результаты, которые влияют на содержание программы по управлению качеством: создание для родителей, учеников, учителей четких критериев оценивания; формирование у школьников потребности в системном учебном труде; снижение стрессовых последствий оценивания; создание разнообразных критериев успешности, снятие негативных ярлыков неуспешности, отказ учителей от оцениваемых показателей, связанных с традиционной позицией «проверяю то, чему учу»; снижение оценочной нагрузки за счет уменьшения количества контрольных работ.

Инновационные программы Центра основаны на детальном анализе комплекса образовательных ожиданий социума, перспективном анализе его развития, прогностическом планировании возможных изменений в системах непрерывного образования. Центр образования «Царицыно» является структурно сложным многомодульным построением, его программа, помимо общего целеполагания и планирования развития образовательного пространства, включает в себя программы развития каждой из ступеней общеобразовательной школы Центра, его структурных подразделений – центра информационных ресурсов, центра проблемных погружений «Видное», систем дополнительного образования, системы дошкольного образования и др.

Программы включают в себя перспективное планирование образовательного менеджмента, направленное на результативное взаимодействие структурных подразделений Центра в контексте образовательных сетей окружного, городского и межрегионального пространства. Помимо учебных задач, комплексно решаются проблемы воспитания, развития учащихся, основанные на интегративных возможностях общего и дополнительного образования, элементов открытого образования.

В решении образовательных задач программы ориентируются на такие ресурсы, как ресурсы времени и здоровья обучающихся, информационные ресурсы, квалификационный запас персонала, ресурс коммуникативной культуры, финансово-экономические ресурсы.

Принципы отбора инновационных программ основаны на следующих положениях:

  1. Знания, умения и навыки должны формировать поведенческие модели, призванные создавать ситуации успешности в социуме.
  2. Коммуникативная включенность учащихся является основой степеней свободы в познании и жизненной практике.
  3. Функциональная грамотность определяет социальную успешность человека.
  4. Информационная культура должна содействовать равному доступу к образовательным ресурсам и является определяющим фактором в повышении качества образования.
  5. Здоровьесберегающие технологии, привитие культуры здоровья, безопасного существование является условием успешности в образовании и практике.
  6. Нравственные ценности должны проявляться в поведенческих моделях, основанных на общечеловеческих гуманитарных принципах.

В Центре работает комплекс инновационных программ:

  • Программа интеграции родителей в образовательные процессы дошкольной и начальной ступеней образования через системную работу «Родительской школы».
  • Программ расширения содержания предметов эстетического содержания в начальной школе («Каждый ребенок – художник»).
  • Программ информационной культуры в начальной школе.
  • Психолого-педагогическая программа «Переход» для 4-х и 5-х классов.
  • Программа использования проектных и исследовательских методов обучения.
  • Программа дистанционного обучения с использованием Интернет-технологий;
  • Программы «Город как школа», «Музейная педагогика», «Экология России».
  • Программа обучения и сертифицирования школьников и сотрудников на основании европейских стандартов ECDL.
  • Программа формирования поликультурной образовательной среды.
  • Программы развития технологий проблемных погружений.
  • Программа развития школьного уклада как главной составляющей образовательной среды.
  • Программа комплексного мониторинга и анализа уровня обученности школьников, систем управления и ресурсного обеспечения Центра.
  • Программа развития ИКТ среды Центра с включением Центра информационного доступа.
  • Программа формирования культуры здоровья обучающихся и их семей.
  • Программы формирования и развития сетевых принципов обучения в образовательном пространстве Центра и за его пределами.
  • Программа формирования навыков и способностей к безопасной жизнедеятельности школьников.
  • Программа оптимизации ресурсной базы Центра в условиях нормативно-бюджетного подушевого финансирования.
  • Программа обучения детей со специальными потребностями в условиях массовой школы.
  • Программа управления качеством образовательного процесса.
  • Программа формирования персональных портфолио учащихся и педагогов.
  • Корпоративная программа повышения квалификации педагогического персонала Центра.
  • Программа развития государственно-общественного управления через управляющий совет школы.

Комплексное воздействие перечисленных программ направлено на управление качеством образовательного процесса. <...>

5. Программа управления качеством <...>

6. Системные задачи, решение которых позволит реализовать цели программы развития

Таблица

7. Календарный план проведения работ с указанием сроков их реализации по этапам и перечнем ожидаемых результатов <...>

Реализация программы в период 2006–2010 гг. требует затрат на общую сумму 4,45 млн руб.

Структура предполагаемых затрат:

  • создание системы индикаторов качества образовательного процесса – 740 000 руб.;
  • модернизация Центра информационного доступа – 1 млн руб.;
  • повышение квалификации персонала – 430 000 руб.;
  • создание программного продукта по системе комплексного мониторинга уровня обученности – 440 000 руб.;
  • развитие ИКТ-насыщенной среды – 1,11 млн руб.;
  • создание нормативов и протоколов внутренних стандартов управления качеством – 270 000 руб.;
  • создание ИКТ-структуры управления качеством 110 000 руб.;
  • развитие лаборатории качества в структуре службы мониторинга Центра – 130 000 руб.;
  • издание методического пособия по проблемам управления качеством в общеобразовательном учреждении – 140 000 руб.;
  • создание системы общественной и профессиональной экспертизы системы управления качеством – 70 000 руб.

Поскольку перечисленные направления в структуре предполагае¬мых затрат имеют определенные заделы в консолидированном бюджете Центра образования «Царицыно» № 548, а неотложным элементом программы развития является модернизация Центра информационного доступа, мы выделяем в отдельный финансовый план эту часть программы развития. <...>

Инновационный потенциал Программы состоит в ее востребованности и реалистичности, в способно¬сти непосредственно влиять на управление качеством образовательного процесса, на организацию и обеспечение его составляющих, на оптимизацию образовательных технологий, и создание ясных критериев достижимости результата. Программа создает возможности оперативно корректировать образовательный процесс, персонализировать и индивидуализировать его формы.

Проект содержит в себе потенциальные возможности для создания стандартов качественного образования и может внести серьезный вклад в общенациональную систему оценки качества и эффективности образования.

  • Использование Центром образования № 548 «Царицыно» модели управления качеством образовательного процесса позволит в ближайшее время:
  • используя принцип концентрации и универсальности ресурсов, повысить качество и, следовательно, доступность образования, создать систему, в которой действуют понятные принципы и признаки качества, как процесса образования, так и образовательного результата;
  • создать ситуацию управляемого и планируемого развития, ориентированного на социальные ожидания;
  • создать механизм контроля и управления качеством в сложной многомодульной и вариативной образовательной среде, являющийся условием групповых и индивидуальных успехов в образовании;
  • создать организационную архитектуру управления качеством, применимую как в образовательной модели аналогичных ОУ, так и в других, включая образовательные сети.

Центр образования № 548 «Царицыно» является ресурсным и сетевым методическим и инновационным центром для образовательных систем различных уровней по проблемам:

  • управление качеством образовательного процесса;
  • индикаторы эффективности ОУ;
  • индикаторы качества и достижения модельных характеристик выпускника;
  • многомодульное построение открытой образовательной сети;
  • единое информационное пространство многомодульного образовательного учреждения;
  • использование информационных технологий при дистанционном обучении детей со специальными потребностями (с 2001 г.)

Центр осуществляет дистанционное обучение русскоязычных детей-старшеклассников из стран СНГ и Балтии с использованием Интернет-технологий);

  • технологии управления образовательным учреждением в условиях развития конкурентности в отрасли;
  • предпрофильная подготовка и профильное обучение как технология формирования индивидуальных образовательных программ;
  • повышение качества образования школьников в условиях внешней оценки;
  • оптимизация ресурсов образовательной сети в условиях государственно-общественного управления школой – создание управляющих советов;
  • эффективность школы в условиях полной финансово-хозяйственной и правовой самостоятельности.

Опыт Центра образования «Царицыно» используется в сотнях школ Москвы и Российской Федерации, в странах СНГ. Его тиражирование позволяет решать задачи повышения эффективности и качества образовательного процесса, удовлетворения личных, общественных и государственных интересов в образовании.

Перечень документов и приложений

В программе развития центр образования «Царицыно» был как на ладони.
Во многом это произошло благодаря приложениям, список которых даст вам представление о том, с каких позиций можно изучать и освещать деятельность своего учебного заведения.

ДОКУМЕНТЫ

1. Заявление

2. Лицензия с приложениями на образовательную деятельность

3. Свидетельство о государственной регистрации

4. Устав 2006 г.

5. Устав 2000 г.

6. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе

7. Свидетельство о внесении в реестр

8. Справка о наличии компьютерных классов

9. Подтверждение наличия экспериментальных площадок

10. Учебный план на 2002/2003 уч. г.

11. Учебный план на 2003/2004 уч. г.

12. Учебный план на 2004/2005 уч. г.

13. Учебный план на 2005/2006 уч. г.

14. Справка об отсутствии вакансий

15. Тарификационный список

16. Письмо поддержки МОО «Круг»

17. Аналитическая справка

18. Программа развития

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1. «Модельные характеристики учащихся»

Приложение № 2. «Результаты социологического исследования в Центре образования “Царицыно”, 2005»

Приложение № 3. «Медицинская статистика Центра»

Приложение № 4. «Таблицы кадровой службы»

Приложение № 5. «Список публикаций сотрудников центра»

Приложение № 6. «Проблемный анализ системы дошкольного образования»

Приложение № 7. «Проблемный анализ начального образования»

Приложение № 8. «Проблемный анализ ступени основной школы»

Приложение № 9. «Проблемный анализ ступени старшей школы»

Приложение № 10. «Проектные работы учащихся Центра образования “Царицыно” и достижения»

Приложение № 11. «О порядке проведения текущего и итогового контроля и оценки уровня учебных достижений учащихся Центра образования “Царицыно” № 548»

Приложение № 12. «Положение о портфолио»

Приложение № 13. «Схемы системы управления»

Приложение № 14. «Совет старейшин»

Приложение № 15. «Правила школьной жизни»

Приложение № 16. «Достижения учащихся центра»

Приложение № 17. «Форма 1»

Приложение № 18. «Учебный план ДО»

Приложение № 19. «Достижения ДО»

Приложение № 20. «Отзывы родителей и выпускников»

Приложение № 21. «Предписания государственных органов и служб»

Приложение № 22. «Положения о наборе»

Приложение № 23. «Справка о движении учащихся»

Приложение № 24. «Локальные акты МТО и техники безопасности»

Приложение № 25. «Описание сайта»

Приложение № 26. «Данные о центре в соответствии с критериями»

Приложение № 27. «Индикаторы»


* Индикаторы – см.: «Управление школой» № 4/2006.

Рейтинг@Mail.ru