Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2006

Читальный зал

«Сведения, необходимые
для благовоспитанного человека…»

Что изменилось в гимназиях за 200 лет?

Продолжая традиции прошлого, современные гимназии предлагают нынче своим ученикам получение такого образования, которое дает целостное представление о мире, философских основах культуры и науки, помогает овладевать методологией познания.
Все эти задачи были заложены в идею гимназического образования 200 лет назад. Сегодня мы предлагаем совершить небольшой экскурс в историю гимназий. И посмотреть, как и для чего они создавались в царской России, какие их идеи востребованы или, наоборот, забыты сегодня…

Первый тезис, который лежал в основе создания гимназий в России, – это тезис о многообразии. Система образования развивается только тогда, когда в ней есть разность форм, видов, содержания, методов. Ведь многообразие выступает источником развития. Вторая идея заключалась непосредственно в гуманитарном образовании как образовании, которое в наибольшей степени отвечало реалиям того времени. Ну и третья смысловая идея – подготовка детей к получению в дальнейшем университетского образования.

Если говорить об истории гимназического образования в России, то, вне всяких сомнений, начинать надо с 1701 года, когда в Немецкой слободе, в Москве, открывается первая школа, получившая официальное название – гимназия. Ее программа включала в то время, помимо древних и новых языков, философию, политику, риторику, арифметику и географию. С 1703 года по поручению Петра I гимназию возглавлял пастор Глюк. Это имя имеет смысл относить к основателям российского гимназического образования (после смерти Глюка гимназия была преобразована в школу иностранных языков и прекратила свое существование в 1715 году). Что касается Северной столицы, то здесь первая гимназия появилась в 1704 году.

Начало реального перелома в гимназическом образовании связано с 1726 годом. Тогда состоялось открытие академической гимназии при Академии Наук. Перед этим учебным заведением стояла достаточно традиционная задача: подготовка к поступлению в университет, к военной и гражданской карьере. Четко были определены и главные предметы, по которым велось преподавание: латынь, греческий, немецкий, французский, риторика, логика, история, арифметика.

1755 год ознаменован тем, что при Московском университете создается вторая гимназия, получившая название Университетской. Ее цель – подготовка слушателей к чтению лекций в университете. Состояла гимназия из двух отделений – для дворян и для разночинцев, но обучение велось по одинаковой схеме в обоих отделениях. Интересно, что гимназия также подразделялась на четыре «школы». Школа первая – она называлась «российская» – имела три класса: грамматика, стихотворство и красноречие, включавшее изучение русского и церковно-славянского языков. Школа вторая – «латинская» – имела два класса: грамматика и синтаксис. Школа третья – «научная» – представляла четыре класса: арифметика, геометрия, география и философия. Четвертая школа была ориентирована на изучение греческого и европейских языков. В таком виде гимназия просуществовала, к сожалению, недолго. Как писали тогдашние историки, «из-за малого числа желающих учиться в виду труда обучения высокого».

В 1758 году в Казани была создана третья гимназия, названная Казанской. В ней стали преподавать восточные языки – татарский и калмыцкий (в соответствии с географическим месторасположением). Просуществовала гимназия десять лет и была закрыта из-за отсутствия средств. Правда, в 1798 году снова возобновила свою работу, но ориентированную уже на воинскую службу и потому получившую более сильную поддержку.

Начало XIX века ознаменовано в России введением университетских округов. В связи с этим гимназии получили особый статус. Указ императора Александра I гласил: в каждом университетском округе должна быть гимназия, ориентированная на этот университет. Более того, гимназия ответственна была, по указу императора, за качество образования в университетском округе наряду с университетом. Так гимназия становилась своеобразным научно-методическим центром своего сообщества.

Тогда же стали создаваться гимназические уставы. Уставы принимались и переделывались довольно часто, и потому складывается впечатление, что общество не обсуждало никаких других проблем, кроме гимназического образования. То есть гимназии оказывались в центре обсуждения любой общественной встречи, любого кружка, любого объединения (в результате чего зачастую и появлялись уставы).

Первый устав гимназии относится к 1804 году. В нем была закреплена как цель – подготовка к поступлению в университет, а также значилась одна из задач гимназии: «Дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека». В этот период в стране открылись 32 гимназии, в которых обучалось 2338 детей. При этом все гимназии были бессословными и бесплатными. Что касается учебного плана, то в его перечне – математика, история, география, статистика (тогда очень модная новая наука), философия, изящные науки, политэкономия, естественная история, технология, коммерческие науки, латинский, французский и немецкий языки и рисование.

Реформа 1811 года связана с именем министра народного просвещения графа Уварова. Как раз в то время происходит некоторое ужесточение общественных нравов, что не могло не повлиять и на гимназию. В результате в гимназии введен для изучения Закон Божий, исключены политэкономия, мифология, коммерческие науки, эстетика и философия. Однако ведущее назначение гимназии – подготовка к поступлению в университет – сохраняется.

В 1819 году в России впервые во всех гимназиях вводится единый учебный план, устанавливается сословный прием, а также становятся возможными телесные наказания. Обучение продлевается с четырех до семи лет. Учебный план отличается от предыдущего. Из него убираются все, так сказать, политические дисциплины, которые могли порождать «брожение в умах» гимназистов. Образуется строгая, классическая модель обучения с увеличением роли естественных наук: появляется физика, расширяется естествознание.

Следующий значимый устав датируется 1828 годом. Подтверждалось исключение политических наук, продолжало уменьшаться количество уроков, предназначенных для изучения риторики и поэзии. Выбор тем для сочинений решено было оставить исключительно за учителем (раньше темы могли определять сами гимназисты). К тому же все предметы в гимназиях стали преподаваться только на русском языке. Одновременно с этим выдвигается важная задача – воспитание благонравного, законопослушного гражданина.

В 1828 году вводятся должности директора, который находится во главе гимназии, и инспектора, который наблюдает за порядком в классах и ведет хозяйство. А также должность почетного попечителя, который вместе с директором надзирает за гимназией. Впервые создается попечительский совет. Иначе говоря, рождается пресловутый триумвират, с которым мы фактически продолжаем жить и сегодня: директор, инспектор и попечитель – представители учреждения, государства и общества.

Кстати, указом этого же года впервые вводится и гимназическая форма: синий сюртук, однобортный, с белыми (медными) пуговицами, воротник малиновый, погончики на плечах, панталоны синие поверх сапог и фуражка с малиновым околышем. Для благородных гимназистов полагался университетский мундир с треугольной шляпой, но без шпаги.

В 1837 году продолжается упорядочение гимназического образования. В частности, вводится система испытаний при переходе из класса в класс и по окончании гимназии. Впервые проводится аттестация (та самая, которая сохраняется до сегодняшнего дня. Заметьте, как долго сохраняются «педагогические идеи»!).

Итак, многие вещи, с которыми мы сегодня существуем, были введены в нашу практику именно в период с 1828 по 1837 год!

1846 год – рождение пятибалльной системы. Успехи поведения, прилежания и способности начинают оцениваться исключительно по ней. Вводятся и ведомости, которые впоследствии превращаются в аттестат с оценками.

Следующая реформа, которая отражается на гимназическом образовании, произошла в 1849 году. Начиная с 4-го класса все учащиеся разделяются на юридическое и латинское отделения. Первое готовит будущих чиновников, второе – к поступлению в университет. Так у гимназии появляется новая миссия. Становится очевидным, что для управления государством нужно большое количество образованных людей. И правительство впервые делает ставку на гимназию как возможный источник образованных людей. Впервые возникает мысль о том, что нужно подготовить чиновника, способного осуществлять реформы в обществе.

В 1852 году изменяются учебные планы гимназии. Греческий язык остается лишь в 9 гимназиях из 69. Исключается логика, уменьшается объем преподавания математики. Увеличивается плата за обучение, вводится награждение золотой и серебряной медалью. Кстати, награжденные такими медалями получали звание Почетного гражданина.

В уставе 1864 года все более узнаваемы реалии сегодняшних дней. Гимназии стали делиться на классические – с одним или двумя древними языками – и реальные (этот термин вводится впервые). Окончившие классическую гимназию принимались в университет без экзаменов. Окончившие реальную гимназию могли при этом поступать без экзаменов в специальные учебные заведения и на физико-математический факультет университета, что было тоже достаточно важно.

Уставом 1871 года признаются только классические гимназии с двумя древними языками, обучение в которых положено вести восемь лет. Тогда же появляется устав реальных училищ ведомства Министерства народного просвещения. Реальные гимназии переименовываются в реальные училища.

В 1910 году на образовательной арене появляется очень интересная фигура – министр Шварц. Почему-то именно в его адрес было направлено больше всего шуток в публицистической литературе, хотя он был достаточно прогрессивен в отношении гимназического образования. И по сути дела, его перу принадлежат черты облика нынешних гимназий.

Какие тенденции можно выявить из наиболее значимых указов, касающихся гимназий?

Во-первых, гимназическое образование на всех этапах существования в России было преимущественно ориентировано на дальнейшее образование в университете. Связка «гимназия – университет» была очень тесной.

Во-вторых, гимназическое образование базировалось на изучении языков – именно они были фундаментом гимназического образования. Позиции древних языков слабели, но они долго держались в качестве основополагающего компонента обучения. Новые языки постепенно вытеснили древние и заняли прочное место в образовательной модели гимназии.

В-третьих, гимназическое образование на всех этапах российской культуры рассматривалось как важнейший компонент общественной жизни. Качество гимназического образования было в центре общественных дискуссий. И государство ясно понимало, что гимназия – мощный фактор влияния на общество. В частности, именно гимназия рассматривалась, с одной стороны, как источник вольнодумства, с другой –как ресурс для дальнейшего государственного развития.

В-четвертых, в гимназии раньше, чем в любой другой форме образовательных учреждений, проявилось сочетание общественного и государственного управления. Гимназии, располагая уважительным отношением за качество преподавания, а также высоким статусом, сочли необходимым добиваться выверенного баланса между общественной оценкой (попечительские советы) и государственной оценкой (роль инспектора гимназии всегда была значима).

Среди важнейших, определяющих характер гимназического образования всегда были в центре инновационные процессы.

На разных этапах развития гимназии были очень разными, но всегда общедоступными. Да, они периодически становились дорогими. По крайней мере, не было времени, когда гимназия не была хотя бы частично датируемой из средств родителей. А увеличение или уменьшение платы зависело от стадии развития общества. Были периоды, когда общество инвестировало большие средства в развитие гимназий (например, когда государство стало готовить государственных чиновников через гимназии, плата значительно уменьшилась, но увеличился вклад государства).

Конечно же, на становление гимназического образования в России влияли европейские модели, которые тоже были ориентированы на университетское образование: так называемый французский университет и немецкий университет, принципиально различные. Две эти модели, собственно говоря, и находили отражение в истории нашего гимназического образования.

Еще один вывод: гимназическое образование всегда оставалось элитарным. Любим мы или не любим это слово, его придется употреблять. В обществе всегда есть элита. И всегда было и образование для определенной элиты. При этом оно казалось доступным по форме, но было трудоемко по содержанию. И это был главный способ отбора элиты – отбора детей, способных выдерживать тяжелую учебную нагрузку. Что предоставляло широкие возможности, но не гарантировало успеха. Успех гарантировала всегда лишь напряженная работа самого гимназиста. Поэтому в гимназии всегда делалась серьезнейшая ставка на самостоятельную работу ученика, а также на вклад семьи в образование ребенка. Поступление ребенка в гимназию для семьи становилось важным событием. Но одновременно повышалась и ответственность за то, что ребенок учится в гимназии, так как семья должна была обеспечить ребенка не только материально, но и поддержать его с точки зрения дополнительного образования.

Кроме того, гимназия в России всегда была автор¬ским проектом. Во главе гимназии стоял директор – личность яркая, мощная, неординарная, оказывающая влияние на гимназию. И потому при всей унификации, при всех типовых учебных планах и технологических стандартах большинство российских гимназий называлось по именам их директоров. Зачастую с уходом директора закрывалась гимназия. Она сохраняла номер и место под солнцем, но прекращала существование как уникальное явление.

Интересен и такой факт. Оказывается, в большинстве городов при решении об открытии гимназии заранее проводились архитектурные конкурсы на лучшее здание. Мне попался один документ, в котором губернатор хвастается перед другим губернатором, каким дворцом выглядит в его городе новая гимназия. Приятно было, что города гордились уникальностью своих образовательных учреждений!..

Вернемся в наши дни. Закон РФ «Об образовании» в свое время ясно определил несколько ведущих идей, которые и стали двигателем новой волны возрождения гимназий.

Вспомним их. Качественное образование, позволяющее продолжать образование в университете. Гимназия предоставляет высокий уровень гуманитарного образования. Гарантирует сочетание основного и дополнительного образования. Предполагает высокую квалификацию преподавательских кадров, их способность к самообразованию, методическому творчеству, общечеловеческие ценности, гражданскую позицию, связь с университетской наукой. Ну и, конечно же, любую гимназию отличают собственные традиции и уникальный гимназический дух.

Давайте вкратце остановимся на этих характеристиках.

Гимназическое образование как ценность – для кого? В первую очередь – для общества. Обществу принципиально важно сохранить качественное образование, направленное на сохранение и развитие самого общества, его духовной культуры, на сохранение интеллектуальных элит общества. Гимназическое образование, вне всяких сомнений, ценность для семьи как образование, гарантирующее в некоторой степени дальнейшие социальные и личностные блага и развитие.

Сегодня нам надо ясно ответить себе: что же такое гимназия? Это новое массовое образование, в результате чего все школы превратятся в гимназии и мы начнем бороться за статус школы, так как он станет самым высоким? Или это все-таки какое-то другое образование, сохраняющее жесткую связь с университетом? Естественно, встает важнейший вопрос о сети гимназий. В сегодняшнем обществе выживают только те объединения, которые носят сетевой характер.

Если размышлять над проблемами педагогического процесса в гимназии, то снова встает вопрос: что же является основой современной гимназии? Сохранили ли языки свое главенствующее положение в гимназии или таким ядром, фундаментом стало что-то другое? И если «да», то что? Принципиально важным вопросом становится и вопрос о методах обучения. При этом приходится учитывать, что мы живем не просто в стремительно меняющейся эпохе. Еще в 1992 году мы говорили, что живем в информационном обществе и надо учиться информационной культуре. Сегодня информационная эпоха вновь перерождается, и все чаще рядом со словом «информационная» звучат слова «открытость», «креативность». Выясняется, что главный талант личности не в том, чтобы переработать информацию, а в том, чтобы переработать информацию и породить новую модель, новую идею. Творческая личность, способная выбирать яркие, оригинальные, новые направления и пути развития, оказывается в центре общества.

Недавно мы опросили некоторое число родителей, задав им единственный вопрос: «Каким вы видите результат гимназического образования сегодня? На что ориентированы? Чего ждете от гимназии?» Оказалось, родители ожидают, что выпускнику гимназии будет легко поступить в университет, причем в тот, который он выберет. Что он будет знать несколько иностранных языков (два как минимум). Что он будет блестяще владеть родным языком, обладать компьютерной грамотностью, широко образован (имеются в виду музыка, живопись, литература, танец). Родители ждут, что их ребенок по окончании гимназии сохранит здоровье, будет любить и уметь учиться.

Мы также опросили представителей нескольких университетов, попробовав выяснить, чего они ожидают от гимназии. Из их слов следует, что выпускник гимназии должен обладать исследовательской и проектной культурой, знанием родного и иностранного языков, умением и потребностью в самообразовании. Он должен быть широко образован, с тем чтобы сведения из одной области знаний легко интегрировались с другой. У него должно быть углубленное образование, выбранное в сфере будущего развития. И еще он должен уметь оценивать себя адекватно…

Что такое гимназия сегодня? От чего мы отталкиваемся и куда надо идти? Над этими вопросами нужно размышлять, искать ответы и рисовать портрет современной гимназии, который пока выглядит следующим образом.

Это прогимназия, связанная с начальным этапом обучения. Это гимназия с 5 по 9 класс, которая предо¬ставляет качественное, академическое образование. Фундаментом этого образования выступают гуманитарные науки (филология и общественные науки), иностранные языки. Гимназия также предоставляет широкое поле дополнительного образования. И, самое важное, она учит учиться и учит выбирать свое будущее. А гимназия 10–11 класса, сохраняя гуманитарный уклон, тем не менее начинает создавать глубину в той образовательной области, которая необходима для будущего университетского образования…

Елена КАЗАКОВА,
профессор СпбГУ,
г. Санкт-Петербург

Рейтинг@Mail.ru