Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2006

Профильное обучение

Найти свой поток

Технология предметно-поточной организации предпрофильной дифференциации обучения

Ориентация школы на то, чтобы «учить всех и всему», изжила себя. Сегодня школа должна определить, чему, в каком объеме, на каком уровне сложности и какими способами она должна учить каждого ученика.
Основываясь на этих позициях, в средней школе № 13 города Ульяновска несколько лет назад начали серьезную экспериментальную работу по организации предпрофильной дифференциации обучения в основной школе. В результате на свет появилась модель предметно-поточной организации предпрофильной дифференциации обучения.
Как развивалась эта работа, что за шаги предпринимал педагогический коллектив, какие схемы работы возникли в процессе эксперимента – об этом рассказывают ваши коллеги с Волги.

В процессе создания модели организации предпрофильной дифференциации обучения в старших классах мы опирались на следующие принципы проектирования:

  • принцип профильной направленности;
  • принцип преемственности;
  • принцип прагматизма;
  • принцип адекватности.

Поэтому наиболее соответствующей данным требованиям нам показалась модель предметно-поточной организации образовательного процесса.

Предметно-поточная организация обучения (ППОО) (понятие введено нами совместно с Д.С.Савельевым) – это организация образовательного процесса в старших классах основной школы, основанная на выборе учащимися уровня обучения и объема учебных программ по ряду учебных предметов в соответствии с прогнозируемым направлением их профильного обучения и осуществляемая путем оперативной перегруппировки учебных групп.

Общая идея, лежащая в фундаменте такой организации обучения, не нова. Однако она не была реализована на уровне создания целостной модели, включающей в себя цели, принципы, основные характеристики, компоненты организационно-педагогической деятельности, осуществляемой на общешкольном уровне, а также ресурсное обеспечение.

Реализация предложенной модели ППОО потребовала разработки новой технологии, обеспечивающей проектирование данной модели и выступающей средством перевода ее в практическую деятельность ОУ.

Для того чтобы идентифицировать предметно-поточную организацию обучения как технологию, воспользуемся предложенным Л.Д. Лебедевой способом, согласно которому будет уместным соотнести исследуемый феномен с известными критериями технологичности.

Прежде всего перечислим эти основные методологические требования: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, которые можно дополнить и такими, как предсказуемость и гарантированность запланированного результата.

Рассматриваемая технология отвечает критерию концептуальности, так как она соответствует всем требованиям концепций гуманистической направленности, строится на междисциплинарной основе, позволяет обосновать цели и ценности предпрофильной дифференциации обучения.

Дифференцированное обучение на основе предметно-поточной организации учебного процесса, как и любая педагогическая технология, обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость подтверждается возможностью проектирования учебного процесса, планирования определенных (ожидаемых) результатов и вероятных успехов, также удовлетворяет критерию управляемости еще и в том, что может быть легко адаптирована и допускает при необходимости коррекцию любого этапа работы.

Эффективность подтверждается тем, что данная технология позволяет получать позитивные, запланированные, стабильные результаты, доступна в освоении и использовании, применима ко многим аспектам педагогической деятельности.

Возможность применения выделенных этапов, процедур, техник другими субъектами в сходных условиях и достижения близких по эффективности результатов подтверждает ее воспроизводимость при соблюдении определенных условий.

Следовательно, понятие «технология» адекватно отражает деятельностную составляющую предложенной нами модели организации предпрофильной дифференциации обучения. Поэтому проектирование основных этапов и описание включенных в них процедур позволяют наиболее полно представить основные организационно-педагогические условия реализации разработанной нами модели.

Этап ресурсного обеспечения

Это подготовительный этап организации предпрофильной дифференциации обучения, он включает следующие процедуры:

  • подготовку педагогического коллектива к нововведениям;
  • распределение функциональных обязанностей;
  • разработку нормативно-правовой и методической документации;
  • выявление образовательных возможностей региона и установление связей с учреждениями дополнительного и профессионального образования с целью привлечения их к организации предпрофильного и профильного обучения.

Одним из ведущих условий эффективной организации ППОО мы считаем мотивационную, методологическую и технологическую готовность педагогов к инновациям.

В соответствии с этим целеполагание и целеобразование становятся основным компонентом организации любой деятельности. Для включения педагогического коллектива в процесс ценностно-смыслового, методологического самоопределения, прогнозирования и проектирования стратегии и тактики работы школы в условиях организации предпрофильной дифференциации обучения использовались разнообразные формы образовательной и рефлексивной деятельности: лекции, семинары, организационно-деятельностные (ОДИ) и проблемно-деловые игры (ПДИ).

Процедуру распределения функциональных обязанностей между членами педагогического коллектива проводит руководство школы:

  • анализ возможностей учителей, психологов, социологов, методистов;
  • подбор педагогических кадров для участия в ППОО;
  • возложение ответственности за исполнение на школьные службы: а) психолого-диагностический инструментарий (психологическая служба); б) методика отбора и распределения по потокам (научно-методическая служба); в) процедура комплектования потоков, составления расписания, распределения учебных кабинетов (организационно-педагогическая служба); г) учебный план, предусматривающий необходимое количество часов на освоение предметов, выносимых на поток для изучения на повышенном или углубленном уровне (учебно-методическая служба); д) программно-методическое обеспечение учебного процесса при предметно-поточном обучении (учебно-методическая служба); е) изучение интересов учащихся, выявление социального заказа на образовательные услуги (социально-педагогическая служба); ж) связь с внешкольными образовательными учреждениями (социально-педагогическая служба); з) создание временных научно-исследовательских коллективов (ВНИК) для работы над возникающими в ходе опытно-экспериментальной работы проблемами.

Следующая процедура подготовительной работы связана с разработкой и утверждением нормативно-правовой и программно-методической документации:

  • пункта Устава школы, предусматривающего введение предметно-поточной организации обучения;
  • процедуры комплектования потоков, методики распределения учащихся по потокам;
  • учебного плана, предусматривающего необходимое количество часов на изучение предметов по разноуровневым программам;
  • разноуровневых учебных программ, учебных и методических пособий к ним, дидактических материалов, наглядных пособий, ТСО, диагностического инструментария, учебно-тематического планирования;
  • по предметам, выносимым на поток, отрабатывается разноуровневое содержание образования, а также объективные критерии оценки достижения учеником именно данного уровня;
  • определяются возможности школы в организации профильного обучения (планируемых профилей обучения), поскольку от них будет во многом зависеть выбор предметов, выносимых на поток.

Большое значение для организации предпрофильной дифференциации в основной школе и создания условий для продолжения образования в соответствии с профильным самоопределением учащихся имеет взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, а также профессиональными средними и высшими учебными заведениями.

Прежде всего необходимо использовать возможности районного учебно-производственного комплекса (УПК), который предлагает школе целый спектр курсов по выбору. Продолжение образования в профильных классах и профессиональных учебных заведениях обеспечивается в нашей школе договорами, заключенными с колледжем экономики и информатики УГТУ, с факультетом лингвистики и международного сотрудничества УлГУ, с институтом экономики и бизнеса УлГУ.

Таким образом, создаются условия, при которых предлагаемая модель предпрофильной дифференциации не является тупиковой и обеспечивает выпускникам основной школы реальные возможности для продолжения образования и профессионального самоопределения.

Статья опубликована при поддержке Медицинского центра реконструктивной хирургии и лазерной коррекции "МЦ ЦРЧ". Очень многим из нас знакома такая проблема, как вросший ноготь на большом пальце. Но большинство из тех, кто испытывает дискомфорт и болезненные ощущения при ходьбе, либо предпочитают справиться с проблемой самостоятельно, либо, в лучшем случае, обратившись в маникюрный или педикюрный салон. И зря! Вросший ноготь – проблема медицинская, и помочь справиться с ней может опытный врач! Наш совет - обратитесь в специализированную клинику, профессионально занимающуюся подобными проблемами, например в медцентр "МЦ ЦРЧ" . Уверены, врачи клиники, накопившие большой опыт в самых сложных вопросах заболеваний ног, сумеют помочь и Вам! С подробной информацией об услугах, оказываемых центром, и их стоимости Вы можете ознакомиться на сайте rubca.net.

Информационно-мотивационный этап

Предпрофильная дифференциация, основанная на ППОО, действует в параллелях 8-х и 9-х классов, поэтому процедура подготовки учащихся к выбору возможных вариантов (обучение на определенном потоке или курсы и факультативы по выбору) выполняется среди учащихся 7-х классов.

В начале учебного года для родителей семиклассников и для самих учащихся проводятся общее родительское и общее ученическое собрания, на которых как родители, так и ученики получают полную информацию о предлагаемой им модели предпрофильной дифференциации со следующего учебного года: о предметно-поточной организации учебного процесса, механизме распределения учащихся по потокам и возможностям перехода учащихся с одного потока на другой, межшкольном учебном комбинате (МУК), участвующем в предпрофильной подготовке и получении начального профессионального образования.

Основной целью информационно-мотивационного этапа является включение учащихся и их родителей в прогресс смыслообразования и целеполагания... Делается все, чтобы подготовить как родителей, так и учеников к переходу со следующего учебного года к предпрофильному дифференцированному обучению. Решается вопрос о целесообразности замены предметов, выносимых на поток, или включения новых в соответствии с потребностями детей и родителей, возможностями школы.

Для обеспечения психологической готовности учащихся к процедуре перехода на предметно-поточную модель предпрофильной дифференциации обучения они информируются о содержании образования на разных потоках обучения, сроках проведения диагностик, срезов, опросов, контрольных работ, знакомятся со специалистами, которые будут проводить обследования в классе.

Этап диагностики и предварительного самоопределения

Он включает две основные процедуры: создание условий для предпрофильного самоопределения учащихся на основе изучения учебных возможностей и профессиональных намерений учащихся; распределение учащихся для изучения отдельных предметов по потокам.

Основным содержанием и результатом данного этапа становится предпрофильное самоопределение учащихся, которое начинается в конце обучения в седьмом классе. Учащимся предлагается сделать выбор между уровнем обучения по предметам, выносимым на поток, или другим вариантом обучения. Конечно же, в силу возрастных психологических особенностей детей, не исключена опасность выбора уровня обучения на основе симпатии или антипатии к учителю (добрый – злой, требовательный – мягкий). На первых порах нельзя исключить также родительского давления. Поэтому важной является помощь, которую учащимся оказывают администрация школы, учителя, классные руководители и психологи.

После состоявшегося выбора начинается процедура распределения учащихся по потокам. Она достаточно трудоемка, требует больших затрат времени (почти целый учебный год) и предусматривает проведение педсоветов, собраний родителей и учащихся 7-х классов, психолого-педагогического анализа, отборочных срезов, контрольных работ. Поэтому на августовском педсовете утверждается циклограмма процедур создания условий для предпрофильного самоопределения и распределения учащихся по потокам обучения, оговариваются все этапы их проведения (см. табл. 1).

Таблица 1

Циклограмма процедур создания условий для предпрофильного самоопределения и распределения учащихся по потокам

В работу включаются психологи, социологи, учителя-предметники и классные руководители, хорошо знающие детей. Согласно утвержденному плану, эти специалисты школы поэтапно проводят психолого-педагогическую диагностику, направленную на помощь учащимся в осознанном выборе варианта предпрофильного обучения.

Одна из наиболее сложных задач, которую необходимо решить на данном этапе, связана с определением оснований распределения учащихся на потоки. Для того чтобы это решение было оптимальным, необходимо учитывать несколько факторов:

  • познавательный интерес и профильные намерения учащихся;
  • согласие их родителей;
  • учет познавательных (учебных) возможностей школьников.

Для помощи учащимся в выборе варианта предпрофильного обучения психологами школы разработана комплексная диагностическая методика, включающая анкетирование учащихся с целью изучения их познавательных интересов и профильных намерений; опрос родителей, позволяющий выявить их отношение к будущим образовательным планам детей; критерии, логическая структура и методы оценки учебных возможностей школьников.

Диагностика познавательных и профессиональных интересов и намерений учащихся важна не только для распределения их по временным группам, но и для определения состава предметов, которые будут изучаться на разных уровнях в данных группах (потоках). Так, в 1998/1999 уч. году на поток выносилось шесть предметов: русский язык, литература, математика (алгебра и геометрия), история и иностранный язык, а в 1999/2000 и 2000/2001 уч. годах на потоке изучались русский язык, математика (алгебра и геометрия), история и иностранный язык (английский или немецкий).

Результаты выбора учащимися изучения определенных предметов на углубленном или повышенном уровне объясняются тем, что в старшей школе реализуется программа профильных специализированных классов: экономического (углубленное изучение математики и истории на повышенном уровне) и гуманитарно-лингвистического (углубленное изучение иностранного языка – английского или немецкого – и русского языка на повышенном уровне), которые комплектуются на основании четырехстороннего договора с ГОО, УлГУ, РОО и школой.

Таким образом, данный блок диагностики играет существенную роль в определении вариантов содержания образования, организационных условий, учитывающих интересы и потребности учеников.

Выделяя основные компоненты учебных возможностей учащихся (от них во многом зависит готовность школьника обучаться на потоках повышенного или углубленного уровня по тем или иным предметам), мы остановились на следующих позициях:

  1. Характеристики состояния здоровья: заболеваемость, физическое развитие.
  2. Интеллектуальные способности: системность знаний, качества мыслительной деятельности, способность к самоорганизации.

В соответствии с определенным процентным соотношением, удельным весом каждого компонента методики оценки учебных возможностей и количеством уровней оценки параметров каждый из них получил следующие числовые значения (см. табл. 2). Обработка результатов измерения проводится в соответствии с числовыми значениями указанной таблицы путем сложения оценок.

Таблица 2

«Цена» рангов основных параметров диагностической методики оценки учебных возможностей учащихся для распределения по потокам

Схема 1

Структурная схема управления школой с предметно-поточной организацией предпрофильной дифференциации обучения

Процедура диагностики осуществлялась как школьными психологами, так и учителями-предметниками на основе стандартизированных методик: методики Ю.А. Самарина; теста ШТУР; методики оценки способности к самоорганизации В.И. Моросановой, а также экспертной оценки.

Классные руководители составляют рейтинговые листы класса, заполняют диагностическую карту, которая отражает психологический портрет каждого ребенка: характеристика основных познавательных процессов, мотивации учения, какие предметы особенно нравятся, какие хотел бы изучать на повышенном уровне, какие – по программе углубленного изучения, профильная ориентация и т.д.

Данные диагностики служат средством педагогической поддержки предпрофильного самоопределения подростков, с помощью которых (и на основе рекомендации учителей), с учетом желания родителей и, главное, желания самих учеников, формируются подвижные группы (потоки) из учеников каждого класса параллели для изучения ряда предметов на повышенном или углубленном уровне. Для этого на итоговом психолого-педагогическом собрании (апрель) обсуждается каждый ученик 7-го класса. Участники собрания рекомендуют продолжение обучения на том или ином потоке в зависимости от способностей, склонностей, состояния здоровья учащегося.

Итоги собрания сообщаются родителям и учащимся, и на основе их выбора формируются разноуровневые группы для изучения отдельных предметов на углубленном, повышенном или общеобразовательном уровне, вывешиваются списки учащихся по потокам. При этом один и тот же ученик может выбрать один-два предмета на углубленном или повышенном уровне, другой – на базовом в зависимости от планируемого в будущем профиля обучения.

Завершается процедура отбора работой апелляционной комиссии, призванной обеспечить право школьника на пересмотр своего решения или защиту выбора, если он не совпадает с рекомендациями педагогов. Возможность перехода из потока в поток сохраняется на протяжении двух-трех месяцев обучения.

Схема 2

Модель предметно-поточной организации предпрофильной дифференциации обучения

Этап организации учебно-воспитательного процесса в условиях ППОО

Данный этап состоит из нескольких частей:

  • конструирования и отбора содержания образования;
  • разработки техники составления расписания, ведения журналов, распределения учебной нагрузки учителей и т.д.;
  • выбора форм и методов организации дифференцированной учебной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся.

Одна из наиболее сложных проблем в условиях предметно-поточной организации обучения связана с составлением расписания, обеспечивающего одновременное изучение всей параллелью предмета, вынесенного на поток; с необходимостью координации деятельности педагогов и учеников разных классов; с организацией учета и контроля результатов обучения.

На занятия по предметам, которые выносятся на поток, приходят учащиеся из трех разных классов, избравшие программу определенной глубины и сложности. После утверждения списка учащихся по потокам «А», «В», «С» и учебного плана распределяется учебная нагрузка учителей, составляется расписание и определяется для каждого потока особый классный журнал, в котором учитель-предметник ведет записи и выставляет оценки (на странице, отведенной для выставления оценок по предмету, выносимому на поток, записывается не список учащихся класса, а список школьников из всех трех классов, изъявивших желание изучать данный предмет на потоке).

При заполнении сводной ведомости успеваемости, расположенной в конце журнала, классный руководитель переносит оценки по предметам, изучаемым на потоке, из трех журналов в журнал класса, классным руководителем которого он является.

Распределение учащихся на потоки, безусловно, не в состоянии полностью решить основные задачи предпрофильной дифференциации.

Поскольку возможность создания временных групп по другим предметам для удовлетворения потребностей каждого школьника ограничена временными рамками и отсутствием достаточного для деления на три группы количества педагогов по отдельным предметам, перед школой встала задача поиска других форм предпрофильной дифференциации. Для учащихся, проявляющих интерес к изучению на повышенном уровне физики, химии, биологии и других предметов, организуются спецкурсы, факультативные занятия и предметные кружки, самообразовательная деятельность.

В пределах предметно-поточной организации обучения создаются особые условия для максимально полного удовлетворения потребности учащихся во внеурочной и внеучебной деятельности: самореализация через творческую деятельность в ученическом научно-исследовательском обществе «Эврика», проектную деятельность, клубную, кружковую работу по интересам, участие в предметных олимпиадах, конкурсах, выставках. Только сочетание учебной (урочной и внеурочной) деятельности с разнообразной внеучебной позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал школьников и использовать все имеющиеся возможности для решения задач их предпрофильной подготовки.

При такой организации учебного процесса и внеурочной деятельности единая образовательная траектория для всех учащихся меняется на множество вариантов для различных групп. Ученик, определяя свою образовательную программу в учебном процессе с опорой на свои склонности, интересы, будущую профилизацию, ценностные ориентации, субъективный опыт, выбирает уровень обучения и объем программы, по которой он хотел бы изучать предмет на потоке, во внеурочной деятельности пробует себя в различных элективных курсах, таких как «Основы домашней экономики и предпринимательства», «Основы профессионального самоопределения», «Техника прямого и обратного перевода», «Экономика», «Статистическая математика», «Пользователь ЭВМ», «Оператор ЭВМ» и др., в клубах общения по интересам, организованных совместно с ЦДТ.

Предпрофильное самоопределение и подготовка учащихся, потребности которых не удовлетворяют полностью предложенные школой варианты, осуществляются на базе межшкольного учебного комбината по следующим направлениям:

  • естественно-научное (медицина, экология, лекарственные растения, основы выбора профессии);
  • индустриально-технологическое (автомобилестроение, черчение, основы экономики, ЭВМ, основы выбора профессии);
  • социально-экономическое (основы медицинских знаний, уход за ребенком, культура общения, социология, ЭВМ, основы выбора профессии);
  • гуманитарное (правоведение – трудовое законодательство; социология, психология, педагогика, ЭВМ, основы выбора профессии);
  • художественно-эстетическое (уют дома, флористика, перспективы интерьера, ЭВМ, основы выбора профессии).

Решение целого комплекса образовательных задач в условиях предпрофильной дифференциации обучения обеспечивает организация научного общества учащихся «Эврика». Оно включает в себя творческие группы учащихся, объединенных по направлениям: лингвистика, литература и мировая художественная культура, общественные дисциплины, естественно-научные дисциплины и математика.

Основная форма работы научного общества – секция, объединяющая ребят, у которых общие интересы в той или иной области знаний.

Таким образом, возможность выбора «своего» учебного плана из нескольких предложенных вариантов и наличие разнообразных форм внеурочной, внеучебной и внешкольной деятельности позволяют реализовать ведущие функции и принципы предпрофильной дифференциации обучения, создают условия для осознанного и свободного выбора дальнейшей образовательной траектории.

Итак, спецификой предметно-поточной технологии организации предпрофильной дифференциации обучения становится ее направленность на системное построение вариативного и в то же время целостного образовательного процесса, полноту реализации и взаимодействие всех структурных компонентов: целевого, информационного, ценностно-ориентационного, содержательного, технологического, диагностического, а также всех ресурсов, обеспечивающих реализацию ее основных функций и целей.

Нина ЮЖАНИНА,
директор СОШ № 13,
г. Ульяновск
Фото А.СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru