Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2006

Школа и власть

«В третьем ящике комода»

Какой директор нужен реформе

Число ополчившихся на реформу образования могло бы быть существенно ниже, если бы к ней вовремя был применен один из основных рекламных постулатов: преподносить информацию потребителям в зависимости от интересов отдельных категорий. Такая персонификация реформы показала бы разные плюсы: одни – педагогической общественности, совсем другие – родителям.
А так как эти целевые группы – главные носители общественного мнения по вопросам модернизации системы образования, то благожелательный отклик страны был бы уже налицо.

Размышляя на данную тему, ведущий специалист отдела развития образования Юго-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области Ольга Сяськина постоянно помнит слова из публицистической статьи Льва Толстого: «Доказывать нельзя тем, что все идет к лучшему, – нужно прежде доказать, идет ли все к лучшему или нет…»

– У нас же, как правило, происходит обратное, – считает Ольга Юрьевна. – Мы говорим: реформа хороша тем, что, когда мы ее проведем, жить станет лучше. Но большая часть населения и педагоги не понимают, к сожалению, почему должно стать именно так. А «лучше, потому что лучше» – это не аргумент.

Педагогическая общественность по существу всегда выражает интересы и родительской части населения. К тому же может достаточно аргументированно и убедительно изложить свою точку зрения. Таким образом, основная задача в работе с учителями – сформировать мотивацию на изменения образовательного процесса и собственной педагогической деятельности. В противном случае в ближайшем будущем угроза саботажа и неадекватного информирования, которое будет исходить от этой целевой аудитории, может существенно возрасти.

Когда учитель слышит о начале преобразований, то главное для него, чтобы «больно не было», то есть не стало хуже, не возникло особых неприятностей.

Безусловно, немаловажный аргумент в пользу проводимых преобразований – это повышение заработной платы преподавателям. Но, как показывает практика, осуществление этого критерия оказывает положительный эффект на незначительное время. Следовательно, необходимо использование рычагов и нематериального стимулирования.

Приведу пример с компьютеризацией. Несмотря на то что в школах России уже прошел первый ее этап и сейчас ведется масштабная работа по повышению квалификации в сфере учителей, эффект заметен незначительный. Педагогов учат работать с компьютером как с информационным ресурсом, а не как со средством обучения. Мы в своем образовательном округе, поняв это, на ближайшее будущее поставили задачу с количественных критериев по измерению развития информатизации школ перейти на качественные. Для этого провели небольшое исследование, в котором посмотрели: как учителя относятся к информатизации, как они используют ее ресурсы.

В частности, рассматривалось отношение педагогов, использующих компьютерную технику, к регламенту доступа в компьютерный класс. У девяти опрошенных школ процент удовлетворенных регламентом не опускался ниже отметки в 41 процент (а верхняя граница доходила до 95 процентов). Но у десятой школы регламент доступа устраивает только 13 процентов учителей. Стали думать: в чем причина? Либо учителям предложено неудобное время посещения компьютерного класса, либо здесь слишком много педагогов, владеющих компьютерными технологиями, и им просто не хватает тех ресурсов, которые есть в школе. И, проанализировав обстановку, подтвердили гипотезу: недовольство регламентом вызвано нехваткой ресурсов. Значит, вышестоящей организации надо подумать, как бы перераспределить ресурсы, перенаправить что-то в эту школу.

Так мы ушли от выяснения, сколько педагогов у нас обучены компьютерной грамоте. Теперь важны другие показатели…

Если переходить на экономическую стезю, заказчиками образовательных услуг являются родители. И их отношение к школе и процессам, в ней происходящим, – важнейший критерий успешности ее работы и соответственно успешности или неуспешности тех нововведений, которые в ней осуществляются. Это означает, что выстраивание отношений с родителями есть не одна из побочных задач системы образования, а во многом ее главная функция.

– Нужно показать реальную выгоду для учащихся от происходящих преобразований, – считает Ольга Юрьевна. – Это можно сделать даже по таким спорным вопросам, как ЕГЭ, профильная и предпрофильная подготовка. Если убеждать, что ЕГЭ расширяет возможности выпускника школы в выборе учреждения для продолжения образования; если приглашать на встречу с родителями родителей и выпускников прошлых лет, по результатам ЕГЭ поступивших в высшие учебные заведения; если говорить о том, что предпрофильная подготовка и профильное обучение позволят учащемуся более осознанно подойти к выбору дальнейшей профессии и сконцентрироваться на тех предметных отраслях, которые будут ему нужны в дальнейшем, то эффективность введения преобразований значительно повысится.

Как показывает практика, обычно вызывающий сопротивление со стороны родительской общественности процесс реструктуризации школы тоже должен быть правильно очерчен. Конечно же, нельзя представлять родителям реструктуризацию как способ экономии средств на ребенке: какому родителю понравится, чтобы на его детях экономили! Следует в центр внимания поставить возможность удовлетворения потребностей населения в лучшем образовании и более полноценной социализации ребенка. Если работать в таком ключе, то противодействий почти не возникает. Раньше приходилось уговаривать, почему это новшество необходимо; почему той или иной школе, тем или иным детям будет лучше после реструктуризации. Сейчас же мы сталкиваемся с ситуацией, когда родители сами выходят на муниципалитет и просят переводить учащихся начальной школы в другую школу только потому, что там качество образования выше. Теперь мы приводим доводы не родителям и педагогам, а руководителям муниципальных образований (для этих руководителей школа чаще всего единственное, чем им осталось управлять, – больше на селе ничего нет. И пусть в школе шесть человек, но ее стараются сохранить).

Была школа, с которой пришлось воевать при проведении реструктуризации. Дело доходило до вмешательства губернской думы и депутатов Государственной думы. А несколько месяцев спустя совершенно случайно в газете обнаружили письмо, в котором родители благодарят директора той школы, куда детей стали подвозить на учебу: «В нашем районе почти в каждом селе прошла реорганизация школ. Летом прошлого года нас, родителей и учащихся, поставили в известность, что из-за малокомплектности нашу школу переводят. Конечно, было много волнений, переживаний, тревог. Проучившись восемь лет в родной школе, нашим детям на последнем году обучения нужно привыкать к новым учителям, детскому коллективу, совсем к другой обстановке. Это было очень непросто… Однако нам всем очень повезло: благодаря удивительно чуткому, доброму, отзывчивому, мудрому директору школы дети быстро почувствовали себя здесь родными. Она нашла подход к каждому ребенку, сумела завоевать сердца, стать другом, помощником, советчиком. Мы ей очень признательны!

Надо отметить, что и педагогический коллектив в школе высокопрофессиональный, творческий, педагоги работают слаженно. Нашим детям с ними интересно. Кроме того, вместе с учениками сюда перешли учителя из старой школы... Все учителя стараются дать ученикам качественные знания. Желаем всем дальнейшних творческих успехов, здоровья, благополучия!

Теперь учебный год позади, и нас ждут новые испытания. Хочется пожелать нашим детям, чтобы и в дальнейшем им везло на встречу с добрыми людьми».

Увидев статью, мы решили сделать «пиаровский» ход: пригласили одну из мам, подписавших это пи¬сьмо, выступить на августовской конференции перед педагогами и родителями, которых мы тоже приглашаем на конференцию. И когда эта мама сказала, что помимо ребенка, уже посещающего основную школу, в этом году у нее туда же в первый класс будут ездить двое близнецов, очень много вопросов по реструктуризации и для педагогов, и для родительской общественности было снято (см. табл. 1).

Таблица 1

Итак, главное в персонификации реформ – показать преобразования, происходящие в системе, выгодной для каждого из субъектов образовательного процесса стороной. Перечисленные аудитории, о которых говорилось, не являются исчерпывающими для формирования позитивного общественного мнения. Но родительская и педагогическая общественность выделена как своего рода индикатор успеха и неудач всех существующих преобразований.

– Конечно, для того чтобы заниматься персонификацией, каждый управленец, начиная с директора школы и выше, должен стараться предусматривать, что именно и какой эффект может произвести в обществе. Хороший управленец, на мой взгляд, – это специалист, обладающий стратегическим мышлением, умеющий не только реагировать на ситуацию, но планировать, к каким последствиям эта ситуация может привести (см. табл. 2).

Таблица 2

«Портрет» управленца современной школы

Здесь уместно привести короткий пример из области истории. Это замечательное свидетельство стратегического планирования. В ночь, когда Наполеон III напал на Пруссию, военный помощник Отто Бисмарка спал. Его разбудили и сообщили о нападении. «План в третьем ящике комода», – сказал тот, повернулся на бок и уснул.

В российском образовании сложился парадокс. С одной стороны, всем нам присуща тревога за будущее. С другой – планируя это будущее, мы не предусматриваем всех объективных факторов, которые могут оказать негативное влияние на то или иное нововведение. Это и отличает самый распространенный, к сожалению, интуитивный подход к управлению от менеджерского подхода.

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru