Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2006

Коллеги

Трое в классе, не считая собаки

Узнав об ошеломительных успехах школ Финляндии в международном исследовании образовательных достижений PISA, в эту маленькую страну устремились желающие открыть секрет процветания финского образования. Секрет скоро перестал быть таковым: в разных странах были опубликованы подробнейшие отчеты о поездках, проведен их анализ. Но воспользоваться формулой успеха вряд ли удастся всем тем, кто так этого хочет. Финляндия хоть от нас и недалеко, да вот только в географическом плане. В остальном это совершенно другой мир. Впрочем, насколько применим к нам зарубежный опыт, мы предлагаем вам оценить самим, познакомившись с рассказами участников научно-практической конференции «Современная школа и новые образовательные результаты в контексте международного исследования PISA».*

По уверению директора Калаярвинской общеобразовательной школы финского города Эспоо господина Исмо-Олава Чальдмана, его образовательное учреждение – вполне типичное.

Директор «типичной школы» первое педагогическое образование получил как классный руководитель. Вторая магистерская степень позволяет ему обучать детей с трудностями в развитии. Сейчас Исмо-Олава пишет диссертацию, материал для которой собирает прямо на рабочем месте.

– Так, например, я изучал учебные результаты, идеи и устремления детей, не достигших пубертатного периода, и учеников, уже перешагнувших данный рубеж. Выяснил: все, что сформировано у ребенка до подросткового возраста, остается стабильным и в дальнейшем. Соответственно дети, которые показывают хорошие результаты в начале обучения, продолжат хорошо учиться до окончания школы. Именно поэтому я, два моих заместителя и учителя стараемся, чтобы ни с одним из наших 411 учеников не было упущено такого золотого времени в младших классах.

В Калаярвинской школе каждый человек – важная персона. Такой образ мышления проповедует наша национальная образовательная система. Все ученики должны понимать, что в каждом из них нуждаются. Эта тенденция проявилась после Второй мировой войны: Финляндия тоже пострадала от нее, и мы ценили любого вернувшегося человека, учили жить его с фактом увечья. Кстати, наша страна стала лидером в психологическом восстановлении тех, кто вернулся инвалидом.


В учебнике математики не редкость
научно-популярные мини-тексты о животных

Так вот и ученики, столкнувшись с проблемами в обучении, не должны ощущать ущербности. В нашей школе для них открыто пять специальных классов. Как только всплывают трудности с чтением, письмом или запоминанием, к работе учителя сразу подключается психолог, в чьей компетенции решать, нужно ли предложить семье перевести ребенка в спецкласс. Родители, как правило, охотно соглашаются. Дети раскрепощаются, для них создается благотворная атмосфера: если вы зайдете туда, то в небольшом кабинете увидите трех-четырех учеников с преподавателем и тут же двух собак. А дополнительным положительным фактором для родителей является то, что 5–9 процентов детей потом переходят в обычные классы.

И с социальными работниками мы много времени уделяем проблемам детей, в семьях которых наблюдается социальное неблагополучие.

Нужно всегда помнить: школа – не только образовательное учреждение. Помимо знаний она обязана думать о физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. Каким бы профессионалом ни был учитель, нездоровый ребенок не будет воспринимать знания в полной мере.

Мне кажется, этот финский подход к школе – одна из определяющих слагаемых нашего успеха. Но люди из других стран хотят узнать и остальные. Эксперты называют несколько пунктов.

  • В Финляндии малое количество населения.
  • Образовательная система небольшая, и ею легко управлять.
  • Развита культура чтения, много публичных библиотек.
  • Не так сильно, как в других странах, ощутим разрыв между бедными и богатыми.
  • Наше общество очень спокойное.
  • Язык почти не изменяется на территории страны.
  • Население достаточно однородно – в моей школе вообще нет эмигрантов (а те пять процентов, что приехали в страну, живут в столице).

Эту и другие школы Финляндии посетила Евгения Подшивалова, заместитель директора Методического центра «Развивающее обучение (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)»:

– Первое, что замечаешь, – это качество организации школьного пространства. Общеизвестно: архитектура и дизайн среды определяют, как будут вести себя люди в этом пространстве. К примеру, по длинным прямым коридорам школ советской конструкции очень удобно нестись сломя голову, а пустынная рекреация позволяет дежурному учителю бдительно следить за чинно гуляющими парами.

В финской школе все устроено иначе: школа представляет собой совокупность разных пространств, предназначенных для разных видов деятельности. Ребенок чувствует себя в такой школе комфортно, так как пространство демократично по своей сути – в нем есть места и для коллективной и для индивидуальной работы: огромная застекленная студия, где рисуют, ваяют; компактная – на три стола – комната для индивидуальных занятий с детьми ограниченных возможностей; прекрасно оборудованная кухня – здесь учатся быть хозяйками; в коридорах выделены особые места (офисы), где предоставлен широкий доступ к информации через справочники и Интернет (учителя поощряют самостоятельный поиск необходимой информации); в коридоре есть и уголки, где удобно посидеть с книжкой, стеллажи с книгами здесь же...

В учительской три зоны – рабочая (длинный стол для совещаний), зона отдыха (диваны, где удобно пить кофе) и пространство для работы завучей и координаторов. Вся среда «человекосообразна», в ней просто уютно: здание небольшое, компактное. В начальной школе перед каждым классом своя раздевалка. Ботинки оставляют тут же, в классе можно сидеть босиком. У каждого есть контейнер для собственных вещей.

Как, не владея финским языком, понять, чему и какими методами учат в этой удобной финской школе? Беру учебник математики, 4-й класс.

Первое, что бросается в глаза, – множество графиков, диаграмм, таблиц. Понимаю: этих ребят учат обращаться с современными компактными способами представления информации.

Учат работать с текстами: в учебнике есть научно-популярные мини-тексты о животных, содержание которых надо проанализировать, чтобы решить несложные математические задачи.

Учебник насыщен цифровой информацией о реальных объектах (например, численность населения финских городов, расстояние между городами Европы, стоимость товаров и услуг и т.д.). С одной стороны, весь этот материал является объектом математических вычислений, с другой – основой для формирования фоновых знаний.

Особой линией проходят задания на умение оценивать достаточность/недостаточность, ложность/верность данной информации, на ее структурирование. Вообще на структурирование информации в финской школе направлено всё. Большинство страниц учебника промаркированы. Это помогает ученикам ориентироваться в выполняемых видах работ (заданиях): зеленый цвет – новая тема, желтый – задания для самостоятельной работы, синий – для отработки навыков, красный – домашние задания. В рамках одной темы авторы также стараются следовать определенной логике подачи материала: на развороте страниц учебника слева записаны примеры; справа даются тестовые задачи. В конце второй страницы разворота – ссылки в виде стрелки и домика на отработочные и домашние задания. Надо заметить, что даже цвет мела в руке учителя выполняет функцию маркера: условия задачи записаны белым мелом, способ решения и ответ – красным. Ученик, обучаясь по таким учебникам, в такой школе, уже с начальной школы усваивает систему знаков. Он в большей мере способен жить по правилам современного информационного общества, легко ориентируясь в шквальном потоке информации.

Ребенок, прошедший через такую школу, функционально грамотен, эффективно и безопасно действует в обществе: он не помчится на велосипеде по пешеходной дорожке (ибо различает знаки: для пешеходов – для велосипедистов); он может рассчитать бюджет поездки; он навскидку определяет, достаточно ли информации для решения задачи, и знает, где раздобыть недостающую информацию.

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Кстати…


В конференции приняли участие 107 представителей 32 субъектов Российской Федерации, а также из Финляндии и Израиля. В их числе руководители и заместители руководителей ОУ, представители региональных министерств образования, органов управления образованием и методических служб, академий и институтов повышения квалификации работников образования, преподаватели и руководители высших учебных заведений, ученые и журналисты.

Участники конференции отметили, что за последние десятилетия ландшафт мирового бизнеса существенно изменился и продолжает меняться в нарастающем темпе. Глобализация и информационная революция предопределили принципы формирования нового социума, уже получившего название «общества знания». В новых условиях изменилось само содержание понятия «знание»; неизбежно меняются и требования к образованию: от выпускников требуется применять свои знания и умения в нестандартных ситуациях, действовать с неполной информацией, гибко перестраивая привычные способы действия и учитывая точки зрения реальных и потенциальных партнеров.

Международное исследование Programme for International Students Assessment (PISA), проведенное в 2000 – 2003 гг., показало, что массовая школа в России продолжает неплохо обеспечивать только репродуктивный уровень мышления и деятельности. Очевидно, что для преодоления дефицитов отечественного образования, выявленных тестом PISA, требуется перестройка самих оснований образовательной системы.

Обобщив опыт школ, получивших высокий результат в международном тесте PISA, участники конференции выделяют следующие условия успешной деятельности школы, направленной на образование и воспитание компетентных выпускников:

  • Максимально высокие результаты педагогической деятельности достигаются при наличии у коллектива осознанных и реально принимаемых всеми членами коллектива образовательных ценностей.
  • Фундаментом в деятельности школы является построение эффективной контрольно-оценочной политики школы, где акценты переносятся с отметки на процедуры и измерители содержательного оценивания.
  • На основе этих составляющих происходит формирование школьной субкультуры, оказывающей влияние на стиль жизни и мышления учащихся. В работу школы вовлекаются родители, представители социума, которые вступают в партнерские отношения со школой. В результате выпускник школы приобретает характерный для данной школы стиль взаимоотношений с окружающим миром.

Опыт успешных школ показывает необходимость привлечения научно-педагогических кадров для реализации вышеобозначенных положений. Привлечение специалистов к такой работе позволяет при разработке концепции развития школы изучить обновившиеся образовательные потребности общества в целом (для определения стратегии), а также запросы окружающего социума (для выработки конкретных действий). Экспертный анализ, проведенный таким образом, позволяет сделать выводы, насколько образовательно-организационная система школы адекватна заявленным образовательным целям и насколько согласованы между собой различные элементы этой системы. Центральным пунктом экспертной работы является определение ее образовательной (педагогиче¬ской) и организационной (управленческой) модели.


* Организатором конференции выступила Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования (Методический центр «Развивающее обучение (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)»).

Рейтинг@Mail.ru