Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2006

Опыт

Компьютерная презентация как образовательный инструмент

Компьютер – инструмент универсальный. И использовать его в школе только для изучения информатики неэффективно. С его помощью можно и нужно сохранять интерес детей к прекрасному, помогая развитию у них всевозможных талантов и способностей. В московской школе № 1926 это не только понимают и реализуют на практике, но и стараются приобщить к своему опыту другие школы. Например, с помощью семинара «Формирование образовательной среды во внеурочное время с использованием информационных технологий», который был проведен здесь с помощью Восточного окружного управления образования столицы.

Уникальный сплав лирики и физики

Как это ни покажется странным, главным «застрельщиком» в активном использовании информационных технологий в 1926-й школе стал преподаватель мировой художественной культуры (МХК). Именно Маргарита Фролова предложила знакомить школьников с искусством посредством компьютера, заинтересовав своим опытом коллег. Помогло в этом, очевидно, ее первое техническое образование. Окончив Институт связи, Маргарита Львовна пятнадцать лет отработала программистом. Изобретенным и запатентованным ею устройством для реставрации пластинок в свое время интересовались специалисты Дома звукозаписи. Но ее всегда влекло к искусству. Окончив после института курсы экскурсоводов, она работала еще и гидом по выходным, а спустя какое-то время с отличием окончила исторический факультет педагогического института и в 1998 году пришла в школу № 1926 преподавать МХК.

Директор школы – Нэлли Духновская – оценила универсальный профессионализм нового учителя и стала всячески способствовать распространению в школе ее опыта. Это совпало и с наличием в школе соответствующей техники.

Не было ни гроша, да вдруг… Макинтош!

В 1926-й школе начали с того, что помогли детям увидеть разнообразные и полезные возможности такого инструмента, как компьютер. Рассказывает Маргарита Фролова:

– Этот процесс идет у нас по двум направлениям. С одной стороны, есть предмет «информатика». А с другой – я всегда понимала, что говорить с детьми об искусстве, не имея возможности показать им то, о чем рассказываешь, – безумно трудно, особенно зная безграничные возможности компьютера в этом смысле. В нашей школе администрация поддержала мое начинание, я нашла дружеский отклик среди других педагогов-предметников.

Мы начали с того, что организовали внутри школы постоянно действующие курсы, предполагающие изучение компьютера практически с «нуля». Тем более что в нашем арсенале оказались не совсем обычные компьютеры, а именно – Macintosh. Для понимания их операционной системы необходимы особые знания, которых не найти в популярных изданиях. И это не удивительно. Ведь эти компьютеры, выпускаемые фирмой Apple, на мировом рынке занимают всего 3%. Зато за счет простоты в эксплуатации компьютеры типа Macintosh и по сей день удерживают прочные позиции в издательском деле, образовании, создании мультимедиа-программ и многих других областях.

КПД общения на уроке-презентации

Как известно, на языке компьютерных пользователей «презентацией» называют специальный файл, создаваемый определенной программой. Такие материалы используются для подготовки докладов и сообщений, которые могут быть включены всевозможные иллюстрации, сопровождаемые текстами в виде основных тезисов. И именно форма презентации была выбрана учителем МХК для занятий с детьми.

– Одним из важнейших положений нашей концепции внедрения информационных технологий для формирования образовательной среды во внеурочное время стало то, что каждый учитель должен сам создавать урок-презентацию, – поясняет Маргарита Львовна. – Более того, урок надо создавать с самого начала с учетом вариативности и задания в нем должны быть подобраны для каждого урока в классах разных уровней исходя из тех объемов, которые пройдены на тот или иной момент.

Учителя в этой школе уже второй год обучаются в системе практических индивидуальных занятий. По словам директора Нэлли Яковлевны, работу она выстраивала таким образом, чтобы любой учитель мог не только раз в неделю поучиться на полуторачасовом занятии, но и заглянуть к Маргарите Львовне тогда, когда возникал какой-либо вопрос в процессе подготовки презентации.

Сегодня и педагоги, и директор школы свидетельствуют: когда их ученики получили возможность прочитать изучаемый материал на экране компьютера, КПД общения с классом стал совсем иным, поскольку концентрация внимания достигла у детей высшей точки. Выяснилось также, что зрительная память для многих детей намного эффективнее: они помнят детали тех презентаций, на которых обучались год назад.

Соавторство с классиками

Довольно быстро педагогический коллектив школы обнаружил, что компьютер – помимо своих прямых функций – стал выполнять еще и функцию «мостика», так как явно сближал детей со школой.

Стало почти привычным видеть на перемене в кабинете Маргариты Львовны одиннадцатиклассников, которые быстренько доделывают какую-либо свою работу или проект под классическую музыку, ставя музыкальный диск в компьютер. Одним нравится Бах, другим – Альбиони. Третьи просто приносят свои любимые композиции из дому. Вместе с однокласссниками и учителем они слушают музыку на перемене, серьезно обсуждают, спорят, объясняют, пытаясь, к примеру, разобраться, чем хороший рэп отличается от ерунды. В ходе таких жарких дискуссий между педагогом и учащимися возникает доверительный контакт. Дети видят, что учитель их понимает, а значит, уже внимательнее слушают его и на уроке.

– Однажды, – рассказывает Маргарита Фролова, – у меня на занятиях произошел необычный случай рефлексии. Когда мы знакомились с творчеством Данте и читали сонеты Петрарки в 9-м классе, одному ученику – Андрею Строкову – захотелось положить их на музыку. Через некоторое время он принес самостоятельно написанную музыку. И теперь, говоря о сонетах Петрарки, я всегда включаю музыкальное сочинение Андрея. В результате дети видят, насколько шире можно смотреть на давно написанные произведения. И культура прошлого перестает быть для них далекой архаикой.

Живительная сила улыбки

Освоив работу с компьютером на уроках МХК, ученики 1926-й довольно быстро стали выполнять компьютерные презентации и по другим предметам. Демонстрируя презентацию на большом экране во время урока, ребенок реально повышает свой статус в классе. Кроме того, форма презентации заставляет учащегося делать свой доклад максимально структурированным. Здесь уже не накидаешь картинок как попало. Ученик должен уметь логично выстраивать свой рассказ, писать небольшой, тезисный текст, так как никто кроме него не сможет прокомментировать выстроенный им самим видеоряд. Формирование такого навыка на школьной скамье более чем важная вещь в современном мире: сегодня практически любое выступление в любой сфере не обходится без презентации.

– В процессе создания презентации мы сочиняем, рисуем, фотографируем и даже ставим кукольные сценки, которые потом используем во фрагментах анимаций, время от времени появляющихся в наших презентациях, – добавляет Маргарита Львовна. – Часто процесс обучения оживляет улыбка – то есть работа детей с двигающимися изображениями или с анимацией. Главное здесь – научить детей не «перебарщивать» и развивать хороший вкус.

Банк творческого обмена

– Сейчас мы собираемся создать в школе банк презентаций для всей начальной школы, – делится педагог ближайшими планами. – Благодаря этому каждый учитель сможет брать некую заготовку-презентацию, менять ее по своему вкусу в соответствии с задачей урока, дополнять другим материалом с учетом конкретной задачи. Словом, у нас уже складывается технология создания урока-презентации.

На мой взгляд, у нас вообще сложилась уникальная по нынешним временам обстановка, когда никто не заинтересован таить свои секреты. Атмосфера творческого обмена способствует укреплению коллектива.

Темы же для презентаций возникают у каждого педагога по-разному. Например, когда я начала проводить факультативные занятия с малышами 1-4-х гимназических классов, то стала думать, как интереснее повести с ними разговор об искусстве. Начала издалека – с наскальной живописи. Естественно, возник вопрос о происхождении человека; затем мы вспомнили об археологии и обратились к динозаврам. Шаг за шагом мы пришли к тому, что оказалось интересно детям. К тому же сами по себе обозначились и линии будущих межпредметных связей.

Ведь в режиме презентации учитель может показать все что угодно. Даже, например, процесс сочинения стихов в стиле хокку. Тема «Поэзия хокку» есть не только в программе по литературе, но и возникает при знакомстве девятиклассников с японской культурой в рамках МХК. Я когда-то нашла в Интернете две любопытные презентации на тему хокку. Показала детям. Всем стало интересно. Вместе с Любовью Леонидовной Лущай, включившей в свои занятия по литературному чтению с заинтересованными детьми из начальной школы поэзию хокку, мы добавили в найденную презентацию аналогичные стихи из других источников. В итоге дети стали сочинять свои хокку, а затем по трехстишиям, сочиненным детьми на уроке, мы сделали новую, самостоятельную презентацию…

Учитель плюс художник

– Не секрет, что многим детям тяжеловаты задания, связанные с рифмованными стихами, – начала свой рассказ Любовь Леонидовна. – Но в литературном чтении по программе Занкова среди других произведений я увидела хокку и решила ухватиться за эту идею, так как давно заметила: малые литературные формы детям всегда понятнее больших. Но поскольку сам по себе жанр хокку необычен, пришлось самой погружаться в него, чтобы проследить, как эмоции из одних трехстиший переливаются в другие. Ведь я хочу не просто научить читать, отрабатывая технику чтения, но помочь ребенку эмоционально почувствовать произведение.

Начинала я с того, что просто читала с детьми хокку. Затем стала предлагать им сравнить одно и то же хокку в переводах нескольких авторов. А когда я показала детям в компьютерной презентации хокку, написанные древними поэтами триста лет назад на те же самые темы, которые они выбрали для своих стихотворений, это было для них потрясением. Они обнаружили, что может измениться облик городов, внешний вид человека, обстоятельства его жизни, но человеческие чувства остаются неизменными.

Подобные занятия дают ощутимый результат. По своему развитию и работоспособности дети стали заметно отличаться от своих сверстников.

Задача учителя – не просто научить, но заинтересовать ребенка. Ведь все знают, что, придя в начальную школу, дети рвутся к знаниям, у них серьезная мотивация, но спустя какое-то время они остывают к процессу обучения. Мы же, применяя современные информационные технологии, показываем детям, что с переходом в среднюю школу их возможности открытия мира расширяются, и видим, что их творческая жилка не только не иссякает, но укрепляется и совершенствуется.

Разумеется, подготовка урока-презентации занимает не меньше времени, чем стандартная подготовка с написанием конспектов. Некоторые кадры презентации подчас приходится переделывать по нескольку раз. Но лично мне очень нравится чувствовать себя не только учителем, но и художником!

***

– Начав серьезно заниматься внедрением компьютерных технологий в начальной школе, мы думаем, что через пару лет эффект будет заметен и в средней, – считает Маргарита Фролова. – А со старшеклассниками мы решили двинуться еще дальше. Сейчас занимаемся с ребятами из 10-го класса изучением технологии создания презентаций. Для этого выбрана группа из шести учеников, практиковаться решили на теме «Декабристы в Москве». Вначале сделали презентацию. А чтобы усилить интерес ребят, задачу для них решили усложнить: теперь эту тему надо представить в форме сайта. Уже сходили с ребятами на прогулку по Москве, сфотографировали места, так или иначе связанные с темой, пишем тексты к снимкам. Надеюсь, что в следующем году ребята смогут уже самостоятельно поддерживать работу сайта в реальном времени.

Еще одно направление нашей сегодняшней работы – тема «Вхождение и пользование Интернетом». Мы хотим научить детей отличать качественную информацию от «мусора», как говорится – «отделять зерна от плевел». Ведь Интернет – невероятно огромный стихийный информационный рынок, где рядом с текстом уникальной книги может оказаться ссылка на статейку сомнительного происхождения. Так что разумное использование возможностей Интернета должно также быть одной из приоритетных тем при обучении детей.

Владимир ЖУЛЁВ

Рейтинг@Mail.ru