Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2006

Позиция

Река без берегов

Российские гимназии идут вперед, но ждут формальных рамок

Вторая Санкт-Петербургская гимназия принимала гостей! Старинные лестницы, напоминающие дворцы Петербурга, просторные и светлые коридоры, уютные школьные кабинеты на три дня весенних каникул заполнились педагогами и директорами российских гимназий. Устроила эту встречу Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга, организовав Вторую всероссийскую гимназическую конференцию «200 лет гимназическому образованию»*.

Конференция проводится в четвертый раз, но лишь второй год имеет статус всероссийской, так как до этого собирались лишь гимназии Петербурга и области. Сейчас же география форума впечатляет: около 300 представителей гимназий Перми и Старой Руссы, Краснодара и Лабытнанги, Екатеринбурга и Вятки, Балашихи и Нижнего Новгорода встретились для обсуждения состояния современного гимназического образования. Стены же Второй Санкт-Петербургской гимназии служили великолепным обрамлением острых и непростых дискуссий.


На пленарном заседании все были серьезны и сосредоточенны

В сентябре 2005 года этому образовательному учреждению исполнилось 200 лет. Начало его истории относится к 1805 году, когда была создана губернская гимназия. Потом здесь были высшее училище, Вторая Санкт-Петербургская гимназия, гимназия Императора Александра I, единая трудовая школа, военный госпиталь в годы войны, средняя мужская школа, школа с углубленным изучением английского языка, и, наконец, в 1991 году гимназии было возвращено ее историческое имя. Не меньше впечатляют и имена выпускников, которые составили истинную славу России. В разное время гимназию окончили министр иностранных дел, канцлер А.Н.Горчаков, поэт П.А.Вяземский, путешественник и первооткрыватель Н.Н.Миклухо-Маклай, семейный врач Николая II Е.С.Боткин, основатель русской школы педиатрии, профессор Н.П.Гундобин… Если бы мы писали статью об этой гимназии, можно было бы вспомнить еще множество интересных вещей как из ее истории, так и из современной жизни. Но… вернемся все же к конференции.

Выступавшая на открытии форума председатель Комитета по образованию СПб Ольга Иванова отметила особое место гимназий в си¬стеме образования города на Неве и вообще в России, подчеркнув, что для развития гимназического образования сегодня необходимо в первую очередь обратить внимание на нормативную базу, в которой не хватает многих документов, способствующих продуктивной работе гимназий. «Среди наших ближайших задач – создание Положения о гимназическом образованиии, развитие попечительских и управляющих советов, системы сетевого образования, – сообщила О. Иванова. – Другая серьезная линия нашей работы касается финансовой самостоятельности директоров. Руководитель школы должен быть хозяином по распределению средств в своей школе, как и любой руководитель серьезной фирмы. Директора гимназий это прекрасно понимают, учатся этому, и мы видим, как растет чувство личной ответственности директоров за развитие своего образовательного учреждения».


Вторая Санкт-Петербургская
гимназия – уникальное
учебное учреждение: это
живая история развития
систематического образования
в России…

Все без исключения руководители гимназий и педагоги в один голос утверждали в беседах, что гимназия – это прежде всего классическое учебное заведение, а среди главных проблем называли сохранение уникальных традиций российских гимназий одновременно с внедрением самых новых, самых продуктивных форм и методик образования и воспитания детей. Для обсуждения этих непростых проблем работа конференции после пленарного заседания была поделена на энное количество секций, работа которых продолжалась и на следующий день. Работали секции «Профильность в гимназии», «Проблемы современного гуманитарного образования», «История гимназического образования: преемственность и новаторство», «Технологии и методики гимназического образования» и т.д.


В коридорах гимназии, в которой
проводилась конференция,
можно увидеть музейные
экспонаты

Одной из интереснейших была, в частности, работа секции «Создание мотивационной среды в ОУ». Согласно исследованиям специалистов, причины мотивации учащихся в России и, скажем, в той же Америке отличаются как небо от земли. Судя по опросам, российские школьники стараются учиться в школе хорошо, для того чтобы потом поступить в хороший вуз, в то время как их американские сверстники учатся для того, чтобы впоследствии устроиться на хорошую работу и успешно продвигаться по карьерной лестнице. Словом, за морем дети ориентированы на жизненный успех уже на школьной скамье. Наши же ребята в школах не представляют дальнейшей карьеры и нацелены только на получение высшего образования. Как сделать так, чтобы ребенок уже в гимназии чувствовал интерес к какой-либо области знаний, углубленно изучал ее, ориентируясь на то, чем он хочет заниматься в жизни? Как обучить школьника рефлексии собственной деятельности? Каким образом выстроить работу учителя с учеником в рамках исследовательского поиска? На эти вопросы и пытались найти ответы собравшиеся.

Участники конференции высказали массу идей о том, какой им видится современная российская гимназия. В следующих номерах «Управления школой» они поделятся рассуждениями, в частности, об образе ученика, которого хотят вырастить, о воспитательной системе, способствующей этому, об учителе гимназии и его готовности к изменениям, смене внутренних установок, сказывающихся на отношениях с детьми и коллегами.

Отдельный «круглый стол» был посвящен функциям общественного управления в образовательном пространстве. Выступавшие директора говорили о трудностях во взаимодействии с родителями гимназистов, о конфликте ценностных приоритетов, а представители гимназии № 72 из Краснодара представили свой опыт разветвленной сети общественного управления в гимназии. Однако конструктивного разговора не получилось: директора, собравшиеся для того, чтобы получить рецепт продуктивного общественного управления, такового не услышали. Оно и понятно: новые формы управления школой – вещь пока слишком хрупкая и именно поэтому каждый здесь только нащупывает свою дорожку. Кроме того, директора адекватно оценивают свою «подневольность» чиновникам и видят возможность доносить свои идеи до них лишь через общественные структуры. Некоторые выводы тем не менее были сделаны благодаря ведущим «круглого стола». Директор московской гимназии № 45 Михаил Шнейдер составил перечень позиций, вызывающих у директоров наибольший интерес:

  • Какие вопросы решает общественное управление?
  • Как совместить общественное управление и ответственность за все директора школы?
  • В чем заключается мотивация представителей общественности, которых можно привлечь к управлению школой?

А хозяйка дома, который принимал гостей, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии Людмила Мардер, заметила, что, по ее собственному опыту, успешное привлечение общественности, и в частности – родителей гимназистов, к сотрудничеству свидетельствует о том, насколько хорошо директор знает «своих» родителей и может делегировать им определенные полномочия. «Родителей надо уметь приглашать, это действительно особое искусство, но если вы овладеете им – родители станут вашими лучшими помощниками», – сказала она.

…В последний день работы форума было принято Решение конференции (см. с. 5). Первым пунктом единогласно внесли наболевший вопрос: многочисленные россий¬ские гимназии парадоксальным образом работают без Положения о гимназическом образовании, поэтому в Минобрнауки в скором времени отправится обращение с предложением его создать.

Этот тип учебных заведений лишен сегодня конкурсного набора. Но если гимназическое образование призвано воспитывать интеллектуальную элиту, которая сохранит и приумножит духовный потенциал нации, можно ли отказываться от конкурса, ведь не во всех детях заложен этот потенциал? Правда, может быть, чиновники считают, что, попадая в гимназическую среду на целых 11 лет, особенной личностью способен стать любой ребенок?..

Без положения не удастся сохранить гимназии как источник формирования целостного подхода к миру. Здесь, в отличие от профильных школ, непозволительно жертвовать универсальным характером образования.

Услышит ли власть голос гимназий или, как метко выразился один из выступавших, разговор крокодила с вегетарианцем невозможен?..

Впрочем, понимая, что гимназические будни не прекратятся и без этого, учителя посещали гостеприимные гимназии Санкт-Петербурга, общались, обменивались идеями и творчески заряжались на педагогических мастерских с надеждой на встречу через год.

Инна АЛЕЙНИКОВА,
Яна САРТАН,
Москва – Санкт-Петербург – Москва

* Конференция организована также при поддержке Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского государственного университета и Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.

Рейтинг@Mail.ru