Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2006

Книжная полка

Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ:
ОТ А ДО Я

М.: Просвещение, 2006

Традиционное деление педагогики на две части – теорию обучения и теорию воспитания – привело к тому, что укоренилось представление об обучающей функции школы и воспитывающей роли семьи. Условность подобного разделения семьи и школы очевидна, а его критика вполне справедлива. Однако акцент на важности и необходимости воспитательной работы в школе имеет наряду с позитивным и противоположный эффект, так как закрепляет относительно самостоятельное и потому независимое существование воспитания от обучения.

Авторы книги поставили перед собой задачу «восстановить в правах первоначальную истину: воспитательная система школы – это школа как воспитательная система, а не как некая часть школы». Они рассматривают школу как образовательную систему, в которой имеют место воспитание, обучение, взросление и стихийная социализация (в тексте книги содержится объяснение упомянутых понятий). При этом в качестве системообразующего процесса выделяется воспитание, вокруг которого объединяются все остальные, в том числе и обучение. Тезис о дополнительном положении школьного обучения по отношению к воспитанию, по-видимому, даже самим авторам книги представляется настолько смелым, что они спешат добавить: процесс воспитания не подавляет другие образовательные процессы, а лишь придает им воспитывающую направленность. Но… «локомотивом» развития школы является воспитание. Авторы утверждают, что многие школы развиваются как воспитательные системы. Знают ли об этом школы?

Однако авторы не решили проблему соотношения обучения и воспитания в школе, а лишь заменили одну доминанту другой, что, весьма вероятно, свидетельствует о неверно заданной установке на поиск ведущего среди одинаково значимых процессов.

Обращает на себя внимание тщательная продуманность построения воспитательной системы школы. В частности, специальный раздел книги посвящен вопросам управления таким образовательным учреждением. По мнению авторов, в данном случае управление школьной организацией имеет специфические особенности. К последним относится прежде всего обеспечение «единства школы как организации и школы как общины», – даже после подробного объяснения остается не совсем ясно, какой смысл вкладывают авторы в это положение.

Хочется обратить внимание читателей на практико-ориентированный характер издания и, в частности, на возможность использования авторских рекомендаций (без принципиального изменения системы школы). Например, авторы рассказывают о переходе от «добровольно-принудительных» мероприятий к практике коллективных творческих дел. Иллюстрации и примеры из опыта работы разных школ говорят о продуктивности такого направления воспитательной работы.

По прочтении книги не остается сомнения, что при ее написании авторы старались повысить воспитательную функцию школы, но не стоит при этом недооценивать «вклад» в развитие личности ребенка его семейного окружения, широкой социальной среды, СМИ.

Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru