Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2006

Коллектив

Работаем по схеме

Роль школьной управленческой команды
в повышении качества образования

Понимание того, что управление школой – работа командная, все чаще встречаешь в образовательных учреждениях. Ваши коллеги из Норильска попробовали описать свои схемы такой работы. Возможно, кому-то покажется это знакомым, а кто-то, напротив, позаимствует какие-то идеи…

На наш взгляд, решить задачи, предъявляемые реформой образования, сегодня возможно только в том случае, если кардинальным образом изменить смысл и содержание деятельности управленческой команды школы. Сегодня уже недостаточно владеть такой технологией управления, которая представлена на схеме 1.

Администрация школы нуждается в освоении новых управленческих функций, которые позволят не только создавать более совершенные образовательные системы, но и переходить к управлению процессами их развития:

  • проектирование и моделирование образовательного процесса;
  • разработка личностно ориентированного подхода к управлению на разных уровнях;
  • проектирование горизонтального мотивационного целеполагания;
  • разработка системы внутришкольного контроля с опорой на самоанализ и самооценку педагогов и учащихся в целях стимулирования их деятельности.

Мы думаем, что каждый член управленческой команды должен непременно обладать определенными личностными качествами и профессиональными компетенциями. То, как мы это видим, представлено в табл. 1.

Исходя из того, что приоритетным направлением государственной политики в сфере образования признано обеспечение доступности качественного общего образования, управленческой командой совместно с методической службой нашей школы была определена концепция направления деятельности и основные проблемы школы, которые мы представили в табл. 2.

Управленческая команда нашей школы (директор, заместители, заведующие кафедрами, руководители методических объединений) решила поработать над поиском новых подходов в методической деятельности и управлению школой, попробовать создать гибкую структуру методической службы, мотивирующей и побуждающей педагогов к профессиональному саморазвитию.

В результате у нас получилась такая служба, где собраны единомышленники, а полномочия и ответственность делегированы как по вертикали, так и по горизонтали (см. схему 2).

Основным документом, определяющим направление методической работы нашей школы, является Программа развития школы на пять лет. В ней определены задачи обеспечения продуктивного развивающего обучения, повышения квалификации и профессионального роста педагогических кадров.

Так как судьба проводимых реформ зависит от профессионального потенциала личности педагога, мы выстроили систему методической работы таким образом, чтобы у учителя возникала производственная потребность в повышении квалификации, в профессиональном росте и тем самым достигалась основная цель – через обновление образования обеспечить существенное влияние на гуманизацию общественно-экономических отношений, формировать новые жизненные установки личности школьника.

Елена Мартынцева,
директор МОУ СОШ № 36, г. Норильск

Рейтинг@Mail.ru