Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2006

Опыт

PISA для всех

«Вы про эту школу собираетесь писать? – удивился водитель, который привез меня к ивановскому лицею № 22. – А я думал, про какую-то частную. Смотрите: половина фасада не покрашена. Значит, самая обычная школа…»

В 2003 году ученики этой ивановской школы принимали участие в международных исследованиях TIMSS и PISA. По итогам исследований PISA она вошла в пятерку лучших школ России. Хотя зачисляют сюда всех, независимо от способностей и родительского статуса. Одни говорят про нее – лицей, другие – школа. Одни имеют в виду уважаемые в городе математические классы, другие – школу микрорайона, куда записывают по месту жительства.


В. Самсонян: «Ребенок должен учиться
в тех условиях, в каких ему позволяют
учиться способности»

Так что, если задуматься, школа не обычная.

…Коридоры сияют. В трех корпусах школы работают несколько десятков уборщиц. В прошлом – ткачихи. Массовая текстильная промышленность совет¬ских времен умерла. Теперь Иваново – город безработных. Когда-то на ивановские текстильные фабрики вербовали молодых людей из республик СССР. В 90-е годы кто смог – вернулся на родину. Но большинство не смогли набрать денег даже на обратный билет. Бывшие ткачихи довольны тем, что смогли устроиться в школу. Работу свою эти женщины выполняют на совесть. Так же, как в те времена, когда стояли у станка. «У нас нет такой проблемы – сделать уборку в школе перед приездом гостей, – говорят учителя. – Сами видите: и так все блестит».

Школа родилась в 1926 году и была в то время одной из ивановских фабрично-заводских семилеток. В советское время город ткачей разрастался, и в 1987 году школа № 22 переехала в огромное новое здание: рядом со знаменитым текстильным рынком, куда ежедневно междугородние автобусы привозят паломников, желающих оптом купить раритетный теперь ивановский текстиль.

– Когда я стал директором этой школы, обрадовался: здание большое, теперь все проблемы с ученическими местами решены, можем брать всех, – говорит сегодня директор лицея № 22, заслуженный учитель РФ Виктор Самсонян.

– Зачислять в школу всех – ваш принцип?

– Мне неприятно, если ребенок, живущий рядом со школой, получает отказ. Я не представляю, как можно вести ребенка мимо школы и говорить ему: ты в эту школу не попал, потому что не очень умный. В двух кварталах от нас была бывшая неполная школа. Мы открыли там общеобразовательные классы вплоть до одиннадцатого. Мне говорили: Виктор Михайлович, зачем ты взял этот корпус? Он тебя позорит! Я отвечал: там учатся наши дети, ивановцы. Как они могут меня опозорить?

– На ЕГЭ, в который недавно включилась Ивановская область, выпускники ваших профильных классов получают высшие баллы, а ученики универсальных классов не блещут. Значит, успеваемость школы будет казаться управленцам образования средней. Обидно, правда?

– Выпускники наших математических классов получают такие баллы, что общий результат по школе оказывается высоким.

В 1993 и 1995 годах лицею было присвоено звание «Школа года». В 1995 году он получил Диплом Министерства образования РФ, в 1996 году – грант Сороса. В активе педагогического коллектива – Грамота управления образования администрации города Иваново «За высокую результативность инновационной деятельности в 2004 году», благодарственное письмо ученого совета МГУ и Министерства образования РФ за подготовку призера Всероссийской олимпиады школьников по математике. Из 127 педагогов школы три кандидата наук, три заслуженных учителя РФ, четверо – призеры конкурса «Учитель года» разных лет, четверо – лауреаты гранта «Соросовский учитель», которого учителя удостаивались по опросу студентов-первокурсников.

Какова причина успеха учащихся 8-х и 9-х классов на исследовании PISA? Учителя лицея № 22 видят ее в раннем введении профильного обучения. Однако профильное обучение в этой школе имеет мало общего с реализацией начальственных распоряжений.

В 1990 году школа составила единый научно-образовательный комплекс с Ивановским госуниверситетом. Преподаватели университета вместе с учителями школы начали искать новые решения. Им хотелось сделать школьное обучение интересным и близким к жизни. Уже с 1990 года в лицее начали разрабатывать элективные курсы. В восьмом классе ученики лицея могли выбрать, чем они будут заниматься в старших классах. Учителя посчитали, что, раз программы 8–9 классов являются базовыми для 10–11 классов, в это время следует выбирать профиль.

Старшеклассникам предлагался гуманитарный, социально-экономический, естественно-научный, естественно-математический, технологический профиль, а к ним – более 50 (!) спецкурсов ежегодно.

За пятнадцать лет руководители школы поняли, какие угрозы несет в себе бюрократическая профилизация – та, что делит детей на продвинутых и посредственных в зависимости от учительских симпатий и родительских средств.

В этой школе процесс выбора профиля называется «согласованием позиций» и начинается с поступления в школу. «База данных по каждому ребенку накапливается у нас с первого класса, – говорит психолог Елена Геннадьевна Пугачева. – С годами мы просто дополняем ее». Четыре психолога здесь по очереди ведут досье на каждого ребенка, которое передается из начальной школы в среднюю.

«С самого начала мы покупали и создавали сами диагностические психологические программы, которые могли помочь определять склонности и интересы детей, – рассказывает научный руководитель учебно-научно-педагогического комплекса «Университет-лицей № 22» Тамара Воронова. – Необходимо было переубедить учителей-предметников, которые волюнтаристски определяют способности детей. Но ведь есть же дети, которые даже в девятом классе не раскрыли своих возможностей! Мы долгие годы пытались гармонизировать стремление школы, желания учащегося и родителей. Любое рассогласование в этом вопросе порождает конфликтную ситуацию в семье. Необходимо было сгладить конфликт между позицией учителя-предметника и ребенка, который хочет учиться у него в классе, но имеет невысокие баллы. Поэтому наша практика – проводить педагогические консилиумы и педсоветы по каждому школьнику, который высказывает желание идти в тот или иной класс».

Еще задолго до перехода в старшую школу, в 8–9 классах, учителя, методисты, родители и, конечно же, сами ученики приступали к «согласованию позиций». Иногда позиции согласовываются много месяцев. Но результатом учителя довольны. У ребят повышается успеваемость, и в старшей школе они редко меняют профиль. Старшеклассники результатом довольны тоже.

А результат таков. 181 призовое место в городских и областных олимпиадах. Дипломы лауреатов Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия. ХХ век». Первое место в московской олимпиаде школьников «Экоэрудит». 20% выпускников ежегодно оканчивают школу с золотыми и серебряными медалями. Ежегодно несколько выпускников поступают на бюджетные отделения вузов Москвы и Петербурга.

Сегодня в школе ищут другие модели предпрофильной подготовки, чтобы вводить профильное обучение – как и положено – только к десятому классу. Правда, покажут ли тогда восьми- и девятиклассники такие же высокие результаты, участвуя в исследовании PISA?

– Ребенок должен учиться именно в тех условиях, в каких ему позволяют учиться способности, – рассуждает Виктор Самсонян. – Если нет способностей – он будет мешать учиться другим. Мне нравится германская система образования: она предусматривает классы для детей, которые не могут осваивать программу наравне с другими. Этим школьникам на определенном этапе начинают давать профессиональные навыки. Детей нужно разводить по разным классам. Но это должно быть сделано с учетом мнения психологов, врачей, родителей, учителей. Мы разработали целую систему, и она – как показали результаты по исследованию PISA – сработала.

…Сейчас у лицея № 22 три здания, в которых обучаются полторы тысячи человек. Фасад главного здания выкрашен ровно наполовину. На остальное у школы не хватило средств. А денег с родителей в лицее № 22 не берут. Администрация считает, что платные образовательные услуги разделят учащихся на тех, у кого деньги есть, и тех, у кого их нет. Ведь родителям большинства учеников платить за образование нечем.

Но в эту же школу на дорогих машинах привозят детей из нового микрорайона, где ни одного образовательного учреждения так и не построили. Хотя могли бы построить – с бассейном, теннисным кортом, конюшней и т.д. Только зачем обитателям богатого микрорайона новая школа? Ведь лицей № 22 и так всех примет.

Но здесь уже хронически не хватает аудиторий для занятий. Даже составление расписания для такого количества занятий и элективных курсов – труд поистине героический.

В надежде, что распределить всех по часам и классам помогут компьютерные технологии, в школе купили программу «Аверс-расписание». Заложили в нее все данные и получили от компьютера ответ: «Ваша задача неразрешима».

Завуч Нелли Владимировна Мишина взяла все данные, посидела одну ночь – и составила новое расписание…

Светлана КИРИЛЛОВА

Что такое PISA?

    Аббревиатура PISA расшифровывается как Programme for International Student Assessment. Это международное исследование уже на протяжении многих лет проводит Организация Экономического Сотрудничества и Развития (Organization for Economic Cooperation and Development – OECD).

    Цель исследования PISA – определить функциональную грамотность 15-летних учащихся из разных стран. В большинстве стран мира подростки этого возраста завершают школьное образование и приступают либо к получению профессии, либо к подготовке в университет.

    Тесты PISA составляются консорциумом, представляющим ведущие международных организации, которые занимаются тестированием. В 2003 году работой консорциума руководил Австралийский совет педагогических исследований. В консорциум входили также Нидерландский национальный институт измерений в области образования, Служба педагогического тестирования США, Японский национальный институт в области образования и др.



В чем смысл тестов PISA?

    PISA – это тесты измерения компетентности 15-летних школьников. Главная задача, которую решают их создатели, – определить, «обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе».

    В отличие от тестов IQ (определяющих уровень интеллекта) тесты компетентности строятся на школьном материале. Однако PISA ничем не напоминает обычную контрольную работу.

    Тесты рассчитаны на применение школьных знаний в жизненных ситуациях либо в необычных условиях, отличающихся от тех, которые предлагаются на традиционных уроках. Таким образом, создатели тестов определяют, научились ли дети применять к своей жизни знания и умения, полученные в школе.

    Исследование PISA проводится во всем мире раз в три года. Каждый цикл исследования посвящен отдельным приоритетам. В 2003 году, когда в исследовании PISA приняли участие около 300 тысяч 15-летних учащихся из 41 страны мира, этим приоритетом стала математическая грамотность. До этого проводились исследования, посвященные чтению и естественно-научной грамотности.

    PISA по своей сути – это мониторинговое исследование. Оно позволяет странам-участницам теста сделать выводы о состоянии своей системы образования и принять соответствующие управленческие решения.

Рейтинг@Mail.ru