Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2006

Коллеги

Власть советов по-английски

Новации, осуществляемые и еще только планируемые в сфере образования, вызывают весьма неоднозначную реакцию у всех, кому небезразлична судьба российской школы. В самом деле, кое-какие реформаторские идеи весьма уязвимы для критики. Здравые по своей сути призывы перенимать позитивный зарубежный опыт не всегда находят отклик у российской общественности – в силу того, что и опыт порой не бесспорный, и заимствовать его следовало бы с учетом нашей специфики, да и просто в силу того, что слишком многое не только непривычно, но и знакомо преимущественно понаслышке. Последнее иной раз приводит к тому, что вполне объяснимая настороженность выливается в огульное критиканство.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта газеты "Аргументы и Факты" — одного из самых авторитетных и успешных изданий России, лидера среди общественно-политических еженедельников. "Аргументы и Факты" – самое популярное российское издание не только в нашей стране, но и за рубежом, его читают миллионы людей в самых различных уголках планеты. АиФ — это бренд, это знак качества. Поэтому информации , представленной на печатных или электронных страницах газеты можно доверять. Хотите узнать, что нужно, чтобы получить образование в Англии? Или Вам необходимо быть в курсе самых важных событий в России и мире? А может быть Вы поклонник различных предсказаний и прогнозов? Обо всем этом читайте на сайте aif.ru. Наверное, нет такой темы, которая не поднималась бы, не освещалась и не обсуждалась на страницах АиФ, нет такого вопроса, на который не смогут дать ответ журналисты и сотрудники издания. Пусть не сразу, но они обязательно докопаются до истины и поделятся со всеми нами, своими читателями, полученной информацией и знанием. "Аргументы и Факты" — это интересно, это увлекательно, это важно, это актуально!

Это, в частности, относится к вопросу организации общественных советов при школах с наделением их довольно широкими управленческими полномочиями. Уже не раз в печати высказывалась озабоченность, не подменят ли собой эти советы школьную администрацию, компетентны ли они решать вопросы школьной жизни и вообще – не рискует ли их работа вылиться в самодурство спесивых спонсоров. Руководителям образовательных учреждений, конечно же, необходимо отдавать себе отчет, в чем состоит суть данного новшества. А для этого нелишне более или менее подробно ознакомиться с реальным опытом работы зарубежных школ, где общественные советы существуют уже давно.

Так помогают они или мешают школьному руководству?

Попробуем ответить на этот вопрос на примере английской системы школьного образования, в которой общественным советам отводится весьма заметная роль.

По традиции английскую школу принято считать весьма консервативной и авторитарной. Так оно, пожалуй, и было на протяжении веков. Но сегодня такое представление можно считать безнадежно устаревшим. Начиная с 60-х годов ХХ века во всем западном мире, и Англия тут не исключение, стало набирать силу движение за либерализацию и демократизацию всей общественной жизни, и не в последнюю очередь – образования. Одним из его завоеваний стала демократизация школьного управления за счет разделения полномочий между администрацией и общественными советами. Таким образом, история этого явления насчитывает в Англии уже не одно десятилетие и сегодня о нем можно судить как о вполне сложившейся практике.

В чем же ее суть?

Школьный управляющий совет представляет собой добровольное общественное объединение, ставящее своей задачей помощь школьной администрации в решении управленческих проблем и, с другой стороны, служащее ей своего рода противовесом. Казалось бы, эти противоречивые задачи очень непросто совместить, что и вызывает у нас понятное беспокойство. На самом деле противоречие тут кажущееся. Верно заметил Стендаль: «Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление». Исполнение советом консультативных и контролирующих функций позволяет сбалансировать школьную политику, избегать волюнтарист¬ских решений, обеспечивать интересы всех представителей школьного сообщества. Опасения насчет узурпации советом власти и злоупотребления ею в данном случае совершенно безосновательны: вся его деятельность также регулируется весьма определенными нормами, исключающими причинение школе вреда. Совет не подменяет собою администрацию и не противостоит ей, а выступает с нею в единстве ради оптимального достижения общих целей. Конечно, дискуссии тут случаются довольно острые, но они не носят характер непримиримых противоречий. Наверное, спорно само суждение, будто в спорах рождается истина, – итогом спора нередко бывает ссора. Более разумно звучит суждение английского философа Дэвида Юма: «Истина рождается из разногласий меж друзьями». Так и отношения управляющего совета со школьной администрацией следует рассматривать если не как дружбу, то как стратегическое партнерство и сотрудничество.

Обеспечивается это, в частности, тем, что возглавляет совет, как правило, директор школы (если только совет специальным решением не лишает его этой возможности). В состав совета (который может насчитывать до 20 человек) входят также учителя и другие представители школьного коллектива (это может быть завхоз, библиотекарь, даже уборщица). Обычно не менее пятой части совета – родители. Есть и представители учащихся: они участвуют в заседаниях, отстаивают интересы школьников, имеют право спорить с остальными членами совета, однако их голос – совещательный; по английским законам не достигшие 18-летнего возраста ни в каких официальных структурах права голоса не имеют. Если у школы есть спонсоры, то они сами или их представители также включаются в совет. Это и понятно – совет, в частности, обсуждает и финансовую политику, использование спонсорских средств, и тут голос дарителя обязательно должен быть услышан. Важно отметить, что спонсор пользуется равным правом голоса с остальными членами. Максимум «самодурства» он может проявить, отказавшись от пожертвования. А вот навязать что-либо школе он практически не может – предложение, не отвечающее общим интересам, будет заблокировано при голосовании.

От лица местных властей в совете выступают простые граждане из числа добровольцев, живущие в близлежащем районе (кстати, совсем не обязательно, чтобы в данной школе учились их дети). Их не выбирают, а назначают местные органы образования из числа подавших заявление. Характерно, что недостатка в добровольцах нигде не ощущается – многие граждане считают подобную работу своим общественным долгом и охотно осуществляют ее на безвозмездной основе. Разумеется, их анкеты предварительно подробнейшим образом рассматриваются властями и проверяются в полиции – по английским законам в школах не могут работать лица, когда-либо объявлявшиеся банкротами, люди с криминальным прошлым, особенно те, кто совершил неблаговидные поступки в отношении детей.

Может показаться, что директор, возглавляя и саму школу, и управляющий совет, выступает в их тандеме ключевой фигурой, никому не подвластной. На самом деле совет вправе даже инициировать увольнение директора, хотя практически до этого никогда не доходит – конфликтные вопросы решаются за столом переговоров под эгидой местных органов управления образованием.

В компетенцию совета входит широкий круг организационных вопросов. Совет решает, каким должен быть штат школы, определяет ее политику – носить ли форму, вводить ли факультативные занятия и какие, куда везти детей на экскурсии. Определяет правила поведения в школе, попутно решая, как быть с детьми, которые им не следуют. Наконец, решает, когда начинаются и заканчиваются каникулы. В последнем случае, правда, решение выносится на уровне графств после анализа предложений от каждой школы. Поэтому в разных графствах сроки каникул могут не совпадать, но в каждом графстве они едины.

А вот программы обучения – вне компетенции совета. В Англии справедливо считается, что содержание образования определяется специалистами и никакой общественный орган не вправе их решение корректировать. Если же кто-то из родителей имеет какие-то особые пожелания – например, ввести в учебный план уроки тайского языка или верховой езды, – то совет это предложение рассмотрит и может даже одобрить: соответствующий предмет может быть введен факультативно для желающих.

Важнейшая функция совета – контроль за использованием средств. Некоторую, весьма небольшую часть школьного бюджета директор может расходовать по своему усмотрению, хотя и обязан за это отчитаться. Остальные средства находятся в ведении совета, который постоянно отслеживает: кому заплатили, что купили, зачем, какую пользу это принесет детям, что вообще школа может позволить, и т.д. В этой ситуации, скажем, благоустройство директором личного кабинета, когда спортзалу не хватает инвентаря, было бы просто немыслимо.

Таким образом, как это явствует из зарубежного опыта, управляющие советы вовсе не представляют опасность вкусовщины и произвола, напротив – делают любой произвол в школьной жизни невозможным. Тандем «администрация – совет» представляет собой взвешенную систему сдержек и противовесов, позволяющую школьному локомотиву четко следовать правильным курсом.

Сергей СТЕПАНОВ

Рейтинг@Mail.ru