Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2006

ОПЫТ

Школа для «избранных»

Мир детских исправительных колоний закрыт от нас, обычных людей. Для нас жизнь делится на «там» и «здесь». Для детей, оказавшихся в тюрьмах, существует зеркальное отражение этих понятий. И если в нашем «здесь» школа – это непременный элемент жизни ребенка, то у детей в заключении «здесь» наполнено иным содержанием…

Школу в детской тюрьме нельзя назвать явлением закономерным. Есть масса исправительных колоний, где юные осужденные не видят ни учителя, ни доски, ни мела. Не говоря уже о компьютерах и других современных средствах обучения. Между тем, в соответствии с Законом «Об образовании» несовершеннолетние осужденные имеют полное право получать 11-летнее образование в средней школе.

Помочь осужденным детям реализовать это право было решено в некоммерческом партнерстве (НП) «Телешкола» (подробно о нем и его проекте «Интернет-школа «Просвещение.ru» см. №№ 20, 22/2005). Используя трехгодичный опыт дистанционного образования российских школьников, накопленную методическую базу и умение учителей общаться со своими учениками виртуально, «Телешкола» «пошла в народ», а точнее – в исправительные учреждения для несовершеннолетних и организовала проект «Школа для всех». По словам директора НП «Телешкола» Марины Кондаковой, целью проекта стало создание модели комплексной системы развития образования и профориентации лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, обеспечение эффективности работы по перевоспитанию и ресоциализации, а также улучшение доступа к полноценному образованию на основе современных образовательных технологий.

После многочисленных переговоров, объяснений и согласований «Телешколе» для начала эксперимента была предложена исправительная колония общего режима в городе Покров Владимирской области. Именно здесь осужденные приступили к дистанционному обучению полгода назад – в сентябре прошлого года.

Рассказывает заместитель генерального директора по коммерческим вопросам НП «Телешкола», куратор проекта «Школа для всех» Владимир СТУПАКОВ:

– В этой колонии отбывают наказание осужденные старше 21 года. Среди них есть как абсолютно неграмотные люди, так и те, кто проучился энное количество лет в школе. И вот для таких молодых людей мы поставили там компьютеры и протянули сеть, для чего вели долгие переговоры с Владимирским управлением связи. К нашему удивлению, зачастую было быстрее и проще решить проблемы с офицерами в регионе, нежели в Москве. Вопросы решали простейшие. Но простейшие – с точки зрения нас, людей никогда не бывших в заключении. А ведь на зоне, к примеру, даже телефон нельзя ставить. Но если нет телефона – нет модема для выхода в Интернет. А школа-то у нас дистанционная! Для того чтобы получить разрешение на телефонную точку, договориться с местным телефонным узлом о связи, о подключении модема, надо было обойти массу людей.

Но так или иначе все необходимые переговоры были проведены, и в сентябре прошлого года состоялась беспрецедентная акция: открылась первая в России школа дистанционного обучения в условиях изоляции, в колонии.

Первые два месяца были сложными. К новой возможности – дистанционному обучению – привыкал коллектив колонии, заключенные и, разумеется, мы сами, так как оказались абсолютно неготовыми к тем правилам и порядкам, которым подчинена жизнь колонии. Скажем, мы узнали, что для осужденного учащегося поход в школу рассматривается как поощрение, т. е. у начальства считается наказанием не пускать заключенного в школу. Мы же никак не могли привыкнуть к тому, что каждый день в Сети на уроках появляются разные ученики – сегодня один, завтра – другой, а послезавтра и вовсе третий.

Начинали мы в сентябре заниматься с семью учащимися. Сегодня их уже двенадцать. Постепенно начальство дает возможность все большему числу осужденных заниматься в нашей дистанционной школе, потому что иных занятий, кроме собственно сидения в камере, у заключенных нет. Представляете: сидит тысяча молодых, здоровых мужиков, у которых нет никакой работы!

В общем, мы стартовали со своим проектом, параллельно ведя переговоры о том, чтобы нам все-таки дали возможность прийти именно к детям. В результате нам предложили там же, во Владимирской области, Судогодскую детскую колонию, в которой нас совершенно поразило наличие интернет-класса с полноценными компьютерами.

В этой колонии содержатся дети до 18 лет, при этом на 162 малолетних преступника 175 человек персонала. И порядка 40 детей находятся как раз в возрасте 10–11 класса. Хотя это, конечно, совершенно не означает, что они по уровню своего образования соответствуют уровню этих старших классов. Кому-то может быть 15 лет, но освоение школьной программы у него всего лишь на уровне пятого класса.

Третья наша площадка начала работать совсем недавно, с января этого года. К обучению в Интернет-школе приступили несовершеннолетние подследственные СИЗО-1 Ярославской области. Надо сказать, что следственный изолятор – это тоже особое место. Здесь происходит ротация малолетних осужденных. Сегодня – одни дети, через месяц-два следственный эксперимент заканчивается, их увозят – и на их место попадают новые.

Таким образом, возникает новый поворот нашего проекта: сделать так, чтобы ребенок из следственного изолятора, в котором мы его учили, переходил в детскую колонию, где мог бы продолжить учиться в нашей дистанционной школе. Мы хотим договориться об организации рабочей встречи на эту тему с соответствующим руководством. Попробуем прописать эту линию, проговорить ключевые моменты, с тем чтобы появились нормативные акты, позволяющие работать дальше именно в этом направлении продвижения проекта.

С самого начала проект «Школа для всех» был задуман как благотворительный. Колонии должны оплачивать лишь трафик Интернета. Все остальные расходы – оплата труда учителей, поставка компьютеров, учебников – лежат на «Телешколе». Даже, несмотря на то что как таковой полноценный компьютерный класс в колониях организовать нельзя (нет больших помещений и потому класс располагают в камере, в которой помещается не более пяти человек), удовольствие это, разумеется, дорогостоящее. А благотворительность самой «Телешколы», естественно, небезгранична. К тому же у школы как у образовательного учреждения есть ряд ограничений, которые она не может переступить в силу того, что всегда работает только в правовом поле. И потому здесь всеми путями пытаются найти тех людей, которые могли бы помочь дальнейшему развитию и жизни проекта «Школа для всех».

На сегодня проект поддерживается издательством «Просвещение», которое выделяет необходимую учебную и справочную литературу, а также Американским благотворительным фондом поддержки информатизации образования и науки. Появление последнего помощника «Телешколу», разумеется, очень обрадовало, хотя и привело в некоторое недоумение.

– Несколько обидно, что нам помогает американский благотворительный фонд, а не российский, – делится Марина Кондакова. – Мы же понимаем, что в России есть огромное количество структур и людей, которые могут оказать содействие начатому нами делу. Но пока у нас люди тяжело «раскручиваются» на подобные благотворительные акции. Cделать проект более массовым нам пока сложно, и потому мы ограничиваемся лишь тремя колониями. Но все равно мы сделали невероятный шаг вперед, придя в колонии и протянув детям руку поддержки. Сегодня нам есть что показывать, есть с чем идти в Министерство юстиции. Мы понимаем, как выстраивать в дальнейшем подобную работу и каким образом нам могут помочь федеральные структуры. Опыт работы с малолетними заключенными в течение полугода дает нам возможность говорить с чиновниками на одном языке, показывая необходимость приведения дистанционных образовательных технологий в систему специальных учебных заведений...

В «Телешколе» надеются, что им удастся сдвинуть позицию чиновников и иных заинтересованных лиц в сторону помощи оказавшемуся за бортом жизни ребенку. К тому же, к счастью, этот процесс уже постепенно идет. Как сказала в беседе юрист НП «Телешкола» Светлана Горбачева, сейчас в нашей стране происходит поворот в области ювенальной юстиции. По ее словам, «государство наконец-то решило повернуться лицом к несовершеннолетним, которые находятся в условиях неволи. В рамках системы ювенальной юстиции запущен ряд программ, проектов и мероприятий специального педагогического, юридического, психологического и медицинского характера, направленных на профилактику и реабилитацию несовершеннолетнего».

Ведь об особенностях поведения, психики и будущего тех детей, которые оказались за решеткой, общество разве что догадывается. А между тем полная изоляция таких детей в дальнейшем может привести к еще более печальным последствиям.

Вот что говорит по этому поводу Светлана Горбачева:

– Несовершеннолетние заключенные – своеобразный контингент. Во-первых, в колонии попадают дети, которые совершили вооруженный групповой разбой, групповое изнасилование, убийство, нанесли тяжкие телесные повреждения, повлекшие смерть. Во-вторых, это в основном дети из крайне неблагополучных семей либо дети, которые были случайно вовлечены в преступную деятельность. Как правило, у них нет надлежащей защиты и нет семьи, которая могла бы оказать поддержку.

А чем страшна изоляция от общества? Тем, что тюремная субкультура порождает монстров. Эти несовершеннолетние, пробыв какой-то период, пусть даже самый незначительный, в условиях лишения свободы, невольно погружаются в эту субкультуру.

В том же СИЗО ребенок сидит до суда. У всех этот срок разный. И хотя по закону следствие должно идти максимум два месяца, иногда оно затягивается и до двух лет. А изолятор и колония – две абсолютно разные по режиму вещи. И если в колонии он имеет возможность передвигаться по улице, ходить в столовую, на различные мероприятия, в храм, то из следственного изолятора он практически никуда не выходит. Дети могут пообщаться в это время только на встрече со следователем. И вот несовершеннолетний, который еще пока только подозреваемый, а не осужденный, находится безвылазно в камере. А ведь у 50 процентов детей, которые сидят в СИЗО, вина не доказана! И только дистанционное образование дает им возможность общения с внешним миром.

Кстати, в тех колониях, где сейчас развивается наш проект, выход в Интернет сделан в усеченном виде, то есть дети имеют возможность открывать только одну страницу, а именно – Интернет-школы «Просвещение.ru». Но в рамках этой страницы они могут и читать тексты уроков, и выполнять задания, и даже общаться на форуме с другими учениками Интернет-школы.

Еще один положительный момент для юных заключенных: учась в обычной школе, они в большинстве случаев числились отстающими учениками, ходили в школу из-под палки и были там изгоями, а в ситуации дистанционного образования они чувствуют себя по-другому. Здесь они уже в каком-то смысле избранные, раз им в тюрьме разрешают заниматься в школе. Здесь они изучают в данный момент тот предмет, который хотят. Кого-то интересуют гуманитарные предметы, кто-то, наоборот, смотрит задания по физике-химии. Они выполняют домашнее задание, присылают нашим педагогам выполненные задачи и упражнения, наши учителя все проверяют, выставляют отметки. Есть у нас один очень активный ученик во Владимирской колонии – Бруславский Иван Юрьевич. Он занимается чуть ли не по всем предметам. Средняя успеваемость – троечка. Но есть четверки и даже пятерки. То есть очевидно, что человек очень старается.

Кроме того, я вижу, как те дети, которые занимаются в Интернет-школе, начинают оттаивать. Ведь они все зажаты, боятся буквально всего, смотрят затравленными глазами. Ими командуют: «Встать, сесть, руки за спину!» Это страшная атмосфера. Когда мы приезжали в одну из наших колоний, я говорила детям: «Не бойтесь задать мне как адвокату, который защищал несовершеннолетних, любой вопрос, я отвечу вам лично, спрашивайте!» Наши учителя охотно с ними общаются в процессе переписки. Возможность общения на нормальном языке с нормальными людьми для них исключительно важна.

Разумеется, сейчас пока еще нельзя говорить о каких-то результатах нашего эксперимента. Пока мы сами лишь начинаем понимать их, отличный от нашего мир, его законы и проблемы детей, которые в нем находятся. Но то, что эти малолетние заключенные уже сегодня могут задать нам любой вопрос юридического характера, а также получить психологическую помощь (и когда мы их посещаем в колонии, и дистанционно), причем абсолютно бесплатно, уже немало…

Очевидно, что заключенным детям не хватает человеческого общения. Наверное поэтому они с огромным удовольствием общаются со своими сверстниками на форуме Интернет-школы «Просвещение.ru». Парадокс, но ребенку, сидящему в колонии, на форуме отвечает девочка, которая находится даже не в России, но учится в Интернет-школе дистанционно. Что спрашивают сидящие в заключении дети? Как оказалось, вполне прозаические вещи: «Помогите разобраться с такой-то темой по информатике», «Где найти ответ на такой-то вопрос такого-то урока?» и т.д. То есть задают абсолютно адекватные вопросы, используют нормальную, общеупотребительную лексику.

– На самом деле мы очень боялись, когда открыли наш форум для заключенных детей, – рассказывает Марина Кондакова. – Мы думали о том, насколько это правомерно по отношению к нашим постоянным ученикам. Но оказалось, что мы беспокоились напрасно. Лишь единственный раз у нас на форуме возмутился один из наших учащихся, который сказал: «Как это так? Я учусь в Интернет-школе – и вместе со мной какой-то уголовник!» Мы провели совещание, написали письмо этому ученику, объясняя необходимость такого шага. И пока на этом все успокоилось…

Другая проблема – поддержание работы Интернета в самих колониях. Например, в декабре в одной из колоний Интернет не работал, потому что руководство не оплатило трафик. Потом случилась другая беда – заключенные, обучающиеся у нас, что-то сломали в системе, пытаясь «выйти» на другие страницы Интернета. Разумеется, начиная эксперимент, Интернет-школа «Просвещение.ru» понимала, что ей предстоит работать с совершенно особым контингентом и что они идут на риск, давая таким детям допуск к своей системе, материалам, форуму. Тем не менее этот шаг был сделан. И даже когда в системе был обнаружен сбой, нарушителей не стали наказывать и отстранять от дистанционного обучения. Напротив, им дали возможность продолжить обучение, надеясь, что в следующий раз, если дети захотят что-то испортить, они все-таки подумают о доверии, которое им оказывают.

По мере продвижения проекта «Школа для всех» вскрывается все больше вопросов и проблем, расширяется направление эксперимента. Но определенную помощь в совершенствовании структуры ювенальной юстиции этот эксперимент уже оказывает. Так, одна из задач ювенальной инвестиции состоит именно в том, чтобы отслеживать судьбу несовершеннолетнего лица, отбывшего наказание в изоляции и вновь попавшего в обычную среду обитания. На сегодня сбором таких сведений не занимается никто. И в этом смысле «Школа для всех» может сыграть вполне определенную роль.

Особую надежду возлагают руководители «Школы для всех» и на Фонд «Евразия», в котором есть направление «гражданское общество». В настоящий момент оформляется заявка на получение гранта для развития проекта. Если удастся его получить, можно будет говорить о расширении поля эксперимента, о новых колониях, которые могут быть в него включены.

Намерена «Школа для всех» попытаться приступить к решению и другого важного вопроса – об аттестации несовершеннолетних заключенных. Хотя в этом поле существует масса серьезных процедурных моментов, связанных с перевозкой заключенных, охраной и так далее. Какие-то вопросы могут быть решены совместно с департаментом образования и теми образовательными учреждениями, которые смогут принять экзамены у отбывающих наказание детей. Такие процедуры должны быть прописаны на уровне локальных актов, а это зависит от желания конкретных исполнителей на местах.

Что может быть важнее, чем повернуться лицом к детям, от которых отвернулись все? К счастью, далеко не все, кто попадает в СИЗО и колонии, являются закоренелыми преступниками. Некоторые попадают туда случайно. Но, для того чтобы развенчать существующий в обществе миф, должна быть проведена соответствующая работа. И не такая, какую проводит наше телевидение, показывая сериалы о бандитах. Надо искать другие подходы, особенно когда речь идет о несовершеннолетних. Ведь кого-то из этих детей еще можно спасти…

Подготовила Яна Сартан

Рейтинг@Mail.ru