Школа для «избранных»
Мир детских исправительных колоний закрыт от
нас, обычных людей. Для нас жизнь делится на «там»
и «здесь». Для детей, оказавшихся в тюрьмах,
существует зеркальное отражение этих понятий. И
если в нашем «здесь» школа – это непременный
элемент жизни ребенка, то у детей в заключении
«здесь» наполнено иным содержанием…
Школу в детской тюрьме
нельзя назвать явлением закономерным. Есть масса
исправительных колоний, где юные осужденные не
видят ни учителя, ни доски, ни мела. Не говоря уже
о компьютерах и других современных средствах
обучения. Между тем, в соответствии с Законом «Об
образовании» несовершеннолетние осужденные
имеют полное право получать 11-летнее образование
в средней школе.
Помочь осужденным детям реализовать
это право было решено в некоммерческом
партнерстве (НП) «Телешкола» (подробно о нем и его
проекте «Интернет-школа «Просвещение.ru» см. №№
20, 22/2005). Используя трехгодичный опыт
дистанционного образования российских
школьников, накопленную методическую базу и
умение учителей общаться со своими учениками
виртуально, «Телешкола» «пошла в народ», а точнее
– в исправительные учреждения для
несовершеннолетних и организовала проект «Школа
для всех». По словам директора НП «Телешкола»
Марины Кондаковой, целью проекта стало создание
модели комплексной системы развития образования
и профориентации лиц, отбывающих наказание в
местах лишения свободы, обеспечение
эффективности работы по перевоспитанию и
ресоциализации, а также улучшение доступа к
полноценному образованию на основе современных
образовательных технологий.
После многочисленных переговоров,
объяснений и согласований «Телешколе» для
начала эксперимента была предложена
исправительная колония общего режима в городе
Покров Владимирской области. Именно здесь
осужденные приступили к дистанционному обучению
полгода назад – в сентябре прошлого года.
Рассказывает заместитель
генерального директора по коммерческим вопросам
НП «Телешкола», куратор проекта «Школа для всех»
Владимир СТУПАКОВ:
– В этой колонии отбывают наказание
осужденные старше 21 года. Среди них есть как
абсолютно неграмотные люди, так и те, кто
проучился энное количество лет в школе. И вот для
таких молодых людей мы поставили там компьютеры
и протянули сеть, для чего вели долгие переговоры
с Владимирским управлением связи. К нашему
удивлению, зачастую было быстрее и проще решить
проблемы с офицерами в регионе, нежели в Москве.
Вопросы решали простейшие. Но простейшие – с
точки зрения нас, людей никогда не бывших в
заключении. А ведь на зоне, к примеру, даже
телефон нельзя ставить. Но если нет телефона –
нет модема для выхода в Интернет. А школа-то у нас
дистанционная! Для того чтобы получить
разрешение на телефонную точку, договориться с
местным телефонным узлом о связи, о подключении
модема, надо было обойти массу людей.
Но так или иначе все необходимые
переговоры были проведены, и в сентябре прошлого
года состоялась беспрецедентная акция:
открылась первая в России школа дистанционного
обучения в условиях изоляции, в колонии.
Первые два месяца были сложными. К
новой возможности – дистанционному обучению –
привыкал коллектив колонии, заключенные и,
разумеется, мы сами, так как оказались абсолютно
неготовыми к тем правилам и порядкам, которым
подчинена жизнь колонии. Скажем, мы узнали, что
для осужденного учащегося поход в школу
рассматривается как поощрение, т. е. у начальства
считается наказанием не пускать заключенного в
школу. Мы же никак не могли привыкнуть к тому, что
каждый день в Сети на уроках появляются разные
ученики – сегодня один, завтра – другой, а
послезавтра и вовсе третий.
Начинали мы в сентябре заниматься с
семью учащимися. Сегодня их уже двенадцать.
Постепенно начальство дает возможность все
большему числу осужденных заниматься в нашей
дистанционной школе, потому что иных занятий,
кроме собственно сидения в камере, у заключенных
нет. Представляете: сидит тысяча молодых,
здоровых мужиков, у которых нет никакой работы!
В общем, мы стартовали со своим
проектом, параллельно ведя переговоры о том,
чтобы нам все-таки дали возможность прийти
именно к детям. В результате нам предложили там
же, во Владимирской области, Судогодскую детскую
колонию, в которой нас совершенно поразило
наличие интернет-класса с полноценными
компьютерами.
В этой колонии содержатся дети до 18
лет, при этом на 162 малолетних преступника 175
человек персонала. И порядка 40 детей находятся
как раз в возрасте 10–11 класса. Хотя это, конечно,
совершенно не означает, что они по уровню своего
образования соответствуют уровню этих старших
классов. Кому-то может быть 15 лет, но освоение
школьной программы у него всего лишь на уровне
пятого класса.
Третья наша площадка начала работать
совсем недавно, с января этого года. К обучению в
Интернет-школе приступили несовершеннолетние
подследственные СИЗО-1 Ярославской области. Надо
сказать, что следственный изолятор – это тоже
особое место. Здесь происходит ротация
малолетних осужденных. Сегодня – одни дети,
через месяц-два следственный эксперимент
заканчивается, их увозят – и на их место попадают
новые.
Таким образом, возникает новый поворот
нашего проекта: сделать так, чтобы ребенок из
следственного изолятора, в котором мы его учили,
переходил в детскую колонию, где мог бы
продолжить учиться в нашей дистанционной школе.
Мы хотим договориться об организации рабочей
встречи на эту тему с соответствующим
руководством. Попробуем прописать эту линию,
проговорить ключевые моменты, с тем чтобы
появились нормативные акты, позволяющие
работать дальше именно в этом направлении
продвижения проекта.
С самого начала проект
«Школа для всех» был задуман как
благотворительный. Колонии должны оплачивать
лишь трафик Интернета. Все остальные расходы –
оплата труда учителей, поставка компьютеров,
учебников – лежат на «Телешколе». Даже, несмотря
на то что как таковой полноценный компьютерный
класс в колониях организовать нельзя (нет
больших помещений и потому класс располагают в
камере, в которой помещается не более пяти
человек), удовольствие это, разумеется,
дорогостоящее. А благотворительность самой
«Телешколы», естественно, небезгранична. К тому
же у школы как у образовательного учреждения
есть ряд ограничений, которые она не может
переступить в силу того, что всегда работает
только в правовом поле. И потому здесь всеми
путями пытаются найти тех людей, которые могли бы
помочь дальнейшему развитию и жизни проекта
«Школа для всех».
На сегодня проект поддерживается
издательством «Просвещение», которое выделяет
необходимую учебную и справочную литературу, а
также Американским благотворительным фондом
поддержки информатизации образования и науки.
Появление последнего помощника «Телешколу»,
разумеется, очень обрадовало, хотя и привело в
некоторое недоумение.
– Несколько обидно, что нам помогает
американский благотворительный фонд, а не
российский, – делится Марина Кондакова. – Мы же
понимаем, что в России есть огромное количество
структур и людей, которые могут оказать
содействие начатому нами делу. Но пока у нас люди
тяжело «раскручиваются» на подобные
благотворительные акции. Cделать проект более
массовым нам пока сложно, и потому мы
ограничиваемся лишь тремя колониями. Но все
равно мы сделали невероятный шаг вперед, придя в
колонии и протянув детям руку поддержки. Сегодня
нам есть что показывать, есть с чем идти в
Министерство юстиции. Мы понимаем, как
выстраивать в дальнейшем подобную работу и каким
образом нам могут помочь федеральные структуры.
Опыт работы с малолетними заключенными в течение
полугода дает нам возможность говорить с
чиновниками на одном языке, показывая
необходимость приведения дистанционных
образовательных технологий в систему
специальных учебных заведений...
В «Телешколе» надеются, что им удастся
сдвинуть позицию чиновников и иных
заинтересованных лиц в сторону помощи
оказавшемуся за бортом жизни ребенку. К тому же, к
счастью, этот процесс уже постепенно идет. Как
сказала в беседе юрист НП «Телешкола» Светлана
Горбачева, сейчас в нашей стране происходит
поворот в области ювенальной юстиции. По ее
словам, «государство наконец-то решило
повернуться лицом к несовершеннолетним, которые
находятся в условиях неволи. В рамках системы
ювенальной юстиции запущен ряд программ,
проектов и мероприятий специального
педагогического, юридического, психологического
и медицинского характера, направленных на
профилактику и реабилитацию
несовершеннолетнего».
Ведь об особенностях поведения,
психики и будущего тех детей, которые оказались
за решеткой, общество разве что догадывается. А
между тем полная изоляция таких детей в
дальнейшем может привести к еще более печальным
последствиям.
Вот что говорит по этому поводу
Светлана Горбачева:
– Несовершеннолетние заключенные –
своеобразный контингент. Во-первых, в колонии
попадают дети, которые совершили вооруженный
групповой разбой, групповое изнасилование,
убийство, нанесли тяжкие телесные повреждения,
повлекшие смерть. Во-вторых, это в основном дети
из крайне неблагополучных семей либо дети,
которые были случайно вовлечены в преступную
деятельность. Как правило, у них нет надлежащей
защиты и нет семьи, которая могла бы оказать
поддержку.
А чем страшна изоляция от общества?
Тем, что тюремная субкультура порождает
монстров. Эти несовершеннолетние, пробыв
какой-то период, пусть даже самый незначительный,
в условиях лишения свободы, невольно погружаются
в эту субкультуру.
В том же СИЗО ребенок сидит до суда. У
всех этот срок разный. И хотя по закону следствие
должно идти максимум два месяца, иногда оно
затягивается и до двух лет. А изолятор и колония
– две абсолютно разные по режиму вещи. И если в
колонии он имеет возможность передвигаться по
улице, ходить в столовую, на различные
мероприятия, в храм, то из следственного
изолятора он практически никуда не выходит. Дети
могут пообщаться в это время только на встрече со
следователем. И вот несовершеннолетний, который
еще пока только подозреваемый, а не осужденный,
находится безвылазно в камере. А ведь у 50
процентов детей, которые сидят в СИЗО, вина не
доказана! И только дистанционное образование
дает им возможность общения с внешним миром.
Кстати, в тех колониях, где сейчас
развивается наш проект, выход в Интернет сделан в
усеченном виде, то есть дети имеют возможность
открывать только одну страницу, а именно –
Интернет-школы «Просвещение.ru». Но в рамках этой
страницы они могут и читать тексты уроков, и
выполнять задания, и даже общаться на форуме с
другими учениками Интернет-школы.
Еще один положительный момент для юных
заключенных: учась в обычной школе, они в
большинстве случаев числились отстающими
учениками, ходили в школу из-под палки и были там
изгоями, а в ситуации дистанционного образования
они чувствуют себя по-другому. Здесь они уже в
каком-то смысле избранные, раз им в тюрьме
разрешают заниматься в школе. Здесь они изучают в
данный момент тот предмет, который хотят. Кого-то
интересуют гуманитарные предметы, кто-то,
наоборот, смотрит задания по физике-химии. Они
выполняют домашнее задание, присылают нашим
педагогам выполненные задачи и упражнения, наши
учителя все проверяют, выставляют отметки. Есть у
нас один очень активный ученик во Владимирской
колонии – Бруславский Иван Юрьевич. Он
занимается чуть ли не по всем предметам. Средняя
успеваемость – троечка. Но есть четверки и даже
пятерки. То есть очевидно, что человек очень
старается.
Кроме того, я вижу, как те дети, которые
занимаются в Интернет-школе, начинают оттаивать.
Ведь они все зажаты, боятся буквально всего,
смотрят затравленными глазами. Ими командуют:
«Встать, сесть, руки за спину!» Это страшная
атмосфера. Когда мы приезжали в одну из наших
колоний, я говорила детям: «Не бойтесь задать мне
как адвокату, который защищал
несовершеннолетних, любой вопрос, я отвечу вам
лично, спрашивайте!» Наши учителя охотно с ними
общаются в процессе переписки. Возможность
общения на нормальном языке с нормальными людьми
для них исключительно важна.
Разумеется, сейчас пока еще нельзя
говорить о каких-то результатах нашего
эксперимента. Пока мы сами лишь начинаем
понимать их, отличный от нашего мир, его законы и
проблемы детей, которые в нем находятся. Но то,
что эти малолетние заключенные уже сегодня могут
задать нам любой вопрос юридического характера,
а также получить психологическую помощь (и когда
мы их посещаем в колонии, и дистанционно), причем
абсолютно бесплатно, уже немало…
Очевидно, что заключенным детям не
хватает человеческого общения. Наверное поэтому
они с огромным удовольствием общаются со своими
сверстниками на форуме Интернет-школы
«Просвещение.ru». Парадокс, но ребенку, сидящему в
колонии, на форуме отвечает девочка, которая
находится даже не в России, но учится в
Интернет-школе дистанционно. Что спрашивают
сидящие в заключении дети? Как оказалось, вполне
прозаические вещи: «Помогите разобраться с
такой-то темой по информатике», «Где найти ответ
на такой-то вопрос такого-то урока?» и т.д. То есть
задают абсолютно адекватные вопросы, используют
нормальную, общеупотребительную лексику.
– На самом деле мы очень боялись, когда
открыли наш форум для заключенных детей, –
рассказывает Марина Кондакова. – Мы думали о том,
насколько это правомерно по отношению к нашим
постоянным ученикам. Но оказалось, что мы
беспокоились напрасно. Лишь единственный раз у
нас на форуме возмутился один из наших учащихся,
который сказал: «Как это так? Я учусь в
Интернет-школе – и вместе со мной какой-то
уголовник!» Мы провели совещание, написали
письмо этому ученику, объясняя необходимость
такого шага. И пока на этом все успокоилось…
Другая проблема – поддержание работы
Интернета в самих колониях. Например, в декабре в
одной из колоний Интернет не работал, потому что
руководство не оплатило трафик. Потом случилась
другая беда – заключенные, обучающиеся у нас,
что-то сломали в системе, пытаясь «выйти» на
другие страницы Интернета. Разумеется, начиная
эксперимент, Интернет-школа «Просвещение.ru»
понимала, что ей предстоит работать с совершенно
особым контингентом и что они идут на риск, давая
таким детям допуск к своей системе, материалам,
форуму. Тем не менее этот шаг был сделан. И даже
когда в системе был обнаружен сбой, нарушителей
не стали наказывать и отстранять от
дистанционного обучения. Напротив, им дали
возможность продолжить обучение, надеясь, что в
следующий раз, если дети захотят что-то
испортить, они все-таки подумают о доверии,
которое им оказывают.
По мере продвижения проекта «Школа для
всех» вскрывается все больше вопросов и проблем,
расширяется направление эксперимента. Но
определенную помощь в совершенствовании
структуры ювенальной юстиции этот эксперимент
уже оказывает. Так, одна из задач ювенальной
инвестиции состоит именно в том, чтобы
отслеживать судьбу несовершеннолетнего лица,
отбывшего наказание в изоляции и вновь попавшего
в обычную среду обитания. На сегодня сбором таких
сведений не занимается никто. И в этом смысле
«Школа для всех» может сыграть вполне
определенную роль.
Особую надежду
возлагают руководители «Школы для всех» и на
Фонд «Евразия», в котором есть направление
«гражданское общество». В настоящий момент
оформляется заявка на получение гранта для
развития проекта. Если удастся его получить,
можно будет говорить о расширении поля
эксперимента, о новых колониях, которые могут
быть в него включены.
Намерена «Школа для всех» попытаться
приступить к решению и другого важного вопроса –
об аттестации несовершеннолетних заключенных.
Хотя в этом поле существует масса серьезных
процедурных моментов, связанных с перевозкой
заключенных, охраной и так далее. Какие-то
вопросы могут быть решены совместно с
департаментом образования и теми
образовательными учреждениями, которые смогут
принять экзамены у отбывающих наказание детей.
Такие процедуры должны быть прописаны на уровне
локальных актов, а это зависит от желания
конкретных исполнителей на местах.
Что может быть важнее, чем повернуться
лицом к детям, от которых отвернулись все? К
счастью, далеко не все, кто попадает в СИЗО и
колонии, являются закоренелыми преступниками.
Некоторые попадают туда случайно. Но, для того
чтобы развенчать существующий в обществе миф,
должна быть проведена соответствующая работа. И
не такая, какую проводит наше телевидение,
показывая сериалы о бандитах. Надо искать другие
подходы, особенно когда речь идет о
несовершеннолетних. Ведь кого-то из этих детей
еще можно спасти…
Подготовила Яна Сартан
|