Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2006

Книжная полка

Давыдов Ю.С.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
И РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ

М.: МПСИ, 2004

Одним из важных событий последнего времени, происшедших в российской высшей школе, стало присоединение России 19 сентября 2003 года к Болонской декларации. В связи с этим Болонский процесс и Болонская декларация стали предметом обсуждения на страницах различных педагогических изданий: появились соответствующие статьи и даже книги. Понятно, что эта тема привлекла внимание прежде всего тех, кто имеет самое непосредственное отношение к высшей школе, – преподавателей и руководителей вузов, вынужденных перестраивать образовательный процесс в соответствии с появлением новых ступеней образования – бакалавриата и магистратуры. Следует отметить, что этим содержание Болонского процесса не ограничивается. Однако данное издание, по-видимому, неслучайно рекомендовано в качестве необходимой учебно-методической литературы не только для вузов, но и для школ: перестройка образования в высшей школе не может не отразиться в той или иной степени и на содержании обучения в средней школе.

Небольшая по объему книга хотя и представляет авторское понимание обсуждаемой проблемы, вряд ли нуждается в содержательной оценке, так как интересна прежде всего с информационной стороны. Она состоит из трех частей, название которых точно отражает их содержание.

Статья опубликована при поддержке крупнейшего магазина в России "фаркоп рф". Продажа фаркопов (тсу, прицепных устройств) от мировых производителей для иномарок оптом и в розницу, а также установка фаркопов. Доставка по всем регионам России, а также самовывоз, доступные цены, гарантия качества, большой опыт производства, помощь специалиста при выборе фаркопа. Узнать подробную информацию, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://фаркоп.рф.

В первой части – «Болонский процесс и Болонская декларация» – речь идет об основных направлениях развития европейского образования и тех причинах, которые побудили руководителей стран принять закон о едином образовательном пространстве. Автор утверждает, что начало современным структурным изменениям в высшем образовании Европы положило принятие «Всеобщей хартии университетов» в Болонье в 1988 году, когда праздновалось 900-летие старейшего университета. В книге приводятся составные части документов Болонского процесса, анализируется его содержание.

Название второй части – «Российские реалии» – говорит само за себя: что происходит в современном высшем образовании, каково оно в действительности и насколько политика российского государства отвечает требованиям Болонского процесса – вот далеко не полный перечень поднимаемых автором вопросов. По мнению ректора МГУ В.А.Садовничего, кризиса образования в России нет, а был и остается кризис политики государства в области образования.

Большое место в этой части отводится анализу эксперимента по введению ЕГЭ: цели, которые официально ставятся перед ЕГЭ, весьма благородны, но насколько они достигаются?

Наконец, в третьей части – «Критерии Болонской декларации и российские реалии» – поднимаются вопросы, касающиеся тех существенных изменений, которые последуют за подписанием Россией Болонского соглашения. Автор специально подчеркивает, что решение задач участниками Болонского процесса должно происходить с учетом национальных традиций и не приводить к снижению уровня образования в стране.

В качестве приложений в книгу включены многочисленные документы, в том числе «Всеобщая хартия университетов», сама Болонская декларация от 19 июня 1999 года и др.

В заключение следует сказать, что недавно в журнале «Педагогика» (2005, №7) увидела свет еще одна публикация Ю.С.Давыдова, касающаяся Болонского процесса, в которой он специально подчеркивает, что Болонский процесс направлен на сближение, а не «стандартизацию» или «унификацию» высшего образования в Европе. Так ли это?

Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru