Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2006

Партнерство

Осторожно: двери открываются!

Виртуальная школа объединяет семью и учителя

Имя: школа «Синергия». Дата рождения: сентябрь 2005 года. Место жительства: Южный округ города Москвы. Задачи: сделать интересной жизнь первоклассников, помочь советом родителям и главное – объединить педагогический и административный потенциал разных образовательных учреждений Южного учебного округа, чтобы создать современную образовательную среду на основе информационных технологий.

Так выглядит краткая визитная карточка школы «Синергия» – образовательного учреждения, чьи кабинеты разместились в сети Интернет. Нет-нет! Не стоит думать, что первоклассники в Южном округе столицы не ходят в школу и учатся лишь дистанционно с помощью Интернета. Создание «Синергии» – попытка сделать школу ближе для родителей, увлечь ребенка учебой, дать возможность учителям оценивать дополнительные достижения ребенка, а не только то, что ему удается (или не удается) сделать в классе во время урока.

Сегодня, спустя почти полгода после открытия этой виртуальной школы, можно точно сказать, что замысел ее организаторов удался на все сто. В основе замысла была мысль о том, как сделать полезными для ребенка компьютеры, стоящие нынче практически в каждой семье. Одно дело, когда ребенок играет в бесконечные «стрелялки-догонялки», и совсем другое, когда он имеет возможность потратить время за компьютером с пользой: порешать задачки, поучить буквы и слова, почитать или послушать какой-то текст.

Статья опубликована при поддержке Группы компаний Арис, занимающейся производством, продажей и установкой стальных дверей и металлоконструкций в Москве, а также в ряде районов Московской области. Поэтому если Вам необходимы железные двери в Пушкино, Сергиевом Посаде или Ивантеевке можете смело обращаться в Арис и заказывать надежное и качественное изделие, которое прослужит Вам долгие годы. После получения Вашей заявки мастер компании выедет по указанному Вами адресу, произведет необходимые замеры, поможет с выбором наиболее подходящей для Вашего случая модели и оценит объем предстоящих работ. Предварительно ознакомиться с предлагаемой компанией продукцией можно в собственных выставочных залах Ариса, а также на сайте arisdoors.com.

Мы беседуем с руководителем проекта «Школа «Синергия» Наталией ОВЧИННИКОВОЙ.

– Чем вы руководствовались, создавая школу «Синергия»?

– Задумывая виртуальную школу «Синергия», мы поставили перед собой задачу: максимально эффективно использовать домашние компьютеры и средства коммуникации в семьях первоклассников, для того чтобы обучение в реальной школе стало открытым и понятным. Если представить образно, то экран домашнего компьютера – это открытая дверь в учебный класс, возможность для родителей знать, кто, чему и как учит детей в школе.

Ведь об открытости школы для родителей и общества в целом говорится все чаще и чаще, а вот на практике реализуется не всегда. А родители первоклассников – вообще особая каста. Они переживают за своего ребенка, хотят знать, что было в школе.

На сегодня в нашем проекте участвуют более 700 семей первоклассников из 112 школ Южного округа. Назвав школу «Синергия», что в переводе с греческого означает «самоорганизация», «содружество», мы решили, что дадим семье ученика первого класса, который переступит порог школы 1 сентября 2005 года и у которого дома есть персональный компьютер, доступ к комплексу современных информационных, дидактических и методических технологий для создания образовательной коммуникативной среды. Эта среда обеспечит учащимся начальных классов, родителям и учителям открытый доступ к информационным образовательным и коммуникативным ресурсам и сервисам, использование их не только в учебно-воспитательном процессе в школе, но и дома.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как ведется работа в вашей школе.

– За полгода у нас сформировалось несколько направлений работы.

Первое – активная работа учителей начальных классов на страничке своей школы на сайте «Синергии». Каждая школа округа, первоклассники которой участвуют в проекте, обязана иметь свою страничку с такими разделами, как например: «расписание уроков», «на этой неделе изучаем» (учитель пишет о том, чему именно он будет учить первоклашек), «наш класс» (содержится информация об учащихся класса), «учитель» (педагог презентует себя, свой опыт работы, свои достижения и т.д.). Особо стоит отметить раздел «На этой неделе изучаем», который пользуется настоящей популярностью. Недавно первоклассник одной из школ был вынужден поехать с мамой в Смоленск, где ему должны были делать операцию. И пока они были там, мама нашла в городе интернет-кафе и читала на страничке своего учителя, чем ей надо с ребенком в этот день заниматься. На самом деле совсем не обязательно, чтобы ситуация была столь экстремальной. Даже если ребенок каждый день ходит в школу, родители с огромным интересом читают рекомендации своего учителя.

Второе направление – общение родителей первоклассников с учителем (посредством электронной почты) и возможность задать вопросы на форуме сайта специалистам (психологу, детскому врачу).

В нашем договоре четко прописано, что учитель не реже одного раза в десять дней обязан сообщать по электронной почте родителям о достигнутом уровне успешности в обучении ребенка и давать педагогические рекомендации.

А какие вопросы можно встретить на форуме! Вот, скажем, несколько примеров обращений к психологу: «бить или не бить?», «сын повторяет окончания слов, что делать?», «ребенок не хочет читать»… Специалисты отвечают родителям в форуме, по электронной почте, приглашают на консультации. Словом, родители перестают чувствовать себя брошенными. У них появляются надежные партнеры в воспитании детей.

Третье – работа с нашими компьютерными дисками. В начале каждой учебной четверти ученик получает диск и с помощью родителей устанавливает его на домашнем компьютере. На диске в специальной программной среде сделаны тренировочные задания по программе первого класса. Задания по каждой теме имеют два уровня сложности и видеофрагмент с объяснением темы. При выполнении заданий любого уровня сложности компьютерная программа указывает ученику на допущенные ошибки и предлагает найти правильный ответ, решение. После того, как ученик закончил выполнять задание (время занятий не должно превышать 15–20 минут), компьютерная программа формирует отчет, который можно сохранить на жестком диске компьютера в специальном каталоге, распечатать на принтере, переслать по электронной почте учителю. Отчет содержит следующую информацию:  

– время, затраченное на выполнение заданий; 

– задания какого уровня сложности были выполнены; 

– сколько и каких ошибок допустил ученик.

Подчеркну, что выполнение (или невыполнение) этих заданий не расценивается учителем как домашнее задание. Выполнение просто показывает педагогу, что ребенок движется вперед, что ему интересна какая-то тема и он может его похвалить лишний раз в классе. Ну а если задания выполняются неверно – это сигнал к тому, чтобы сделать акцент на проблемном вопросе, повторить что-то еще раз.

– Виртуальная школа «Синергия» – заведение платное?

– Задумывалась школа как проект коммерческий, но сейчас уже абсолютно ясно, что таковым он быть не может и не должен. Это проект творческий, содержательный. Хотя первоначально участие в проекте стоило шесть тысяч рублей в год. Мы собрали с родителей деньги, которые пошли на оплату труда педагогов-разработчиков заданий для диска; учителей начальной школы, у которых прибавилось обязанностей (переписка с родителями, информация о том, что изучается на уроке, работа с интернет-страницей своего класса и т.д.); технических сотрудников, которые обеспечивают постоянную техническую поддержку проекта и выполняют в случае необходимости все работы по установке программного обеспечения. Но в конце декабря я поняла, что этих денег все равно не хватит, чтобы заплатить всем.

В результате я, руководитель проекта, пошла к директорам школ, чьи первоклассники участвуют в школе «Синергия», и честно рассказала о своих проблемах. Я даже готова была расписаться в собственной несостоятельности и невозможности продолжать работу, но тут случилось самое удивительное. Директора сказали, что не хотят прекращать проект, что детям, родителям и учителям начальных классов он нравится и они сами найдут необходимые деньги и сделают так, чтобы родители за это не платили. Меня это потрясло до глубины души! Вот такие директора работают в нашем округе!

– Ваши сегодняшние первоклассники станут второклассниками, на их место придут новые дети. Вы продолжите сотрудничество и с теми, и с другими?

– Безусловно! Мы не сможем расстаться с нашими сегодняшними первоклассниками. Для них в виртуальной школе появится электронный журнал. И родители смогут знакомиться с оценками своего чада. А так как дети уже будут уметь читать, мы сейчас работаем над тем, что должно быть на сайте лично для них, чтобы они меньше «ходили» на ненужные им пока страницы.

А еще мечтаем до конца достроить нашу виртуальную школу. Мы хотим, чтобы появился «кабинет директора», «кабинет завуча», чтобы родители могли задать директору вопрос, ознакомиться с уставом школы, другими документами. Мы предполагаем сделать методический блок, который будет работать и на директора, и на школу в целом.

Родителей понять можно: им некогда лишний раз забегать в школу. А вот у себя в офисе или вечером дома заглянуть на страничку своего класса, своей школы, получить ответы на вопросы, ознакомиться с оценками ребенка, посмотреть, чему сегодня учили детей, все-таки легче. Поэтому наши главные задачи – стать ближе родителю, занять ребенка дома полезным делом – останутся неизменными.

Подготовила Яна Сартан

Управленческое решение

Н.Г. МинькоРазумеется, подобный проект не мог появиться на свет без участия начальника Южного окружного управления образования Нины Григорьевны МИНЬКО. 20-летний опыт управленческой работы позволяет ей не только справляться с проблемами самого большого учебного округа Москвы, но и постоянно экспериментировать, придумывать, рисковать.

Риск удался и на этот раз. Школа «Синергия» становится в округе все популярнее…

– Нина Григорьевна, для вас как руководителя округа что значит проект «Школа «Синергия»? Каковы его перспективы?

– Думаю, будущее в образовании как раз за такими проектами. С его помощью решается масса вопросов и проблем по линии «родители – школа». Вокруг него сегодня сгруппированы учитель, родитель и ребенок, ради которого мы работаем. И наши первые месяцы работы четко показали, в чем мы ошибались, чего недодумали, а в чем были правы. Жизнь расставила все по своим местам и показала нам, где лежит тот камень, который мешает течению реки.

Признаюсь, мы с ужасом обнаружили, что роль этого камня сегодня исполняют учитель, директор и сама система образования в целом, которая оказалась слабо подготовленной к оперативной, интенсивной работе с компьютером, информацией, электронной почтой. Оказалось, что родители и дети гораздо мобильнее и лучше приспособлены ко всевозможным новым формам общения, включая Интернет и электронную почту. Посмотрите, какие вопросы родители задают врачу, психологу. На первый взгляд, банальные. Но их волнует это, им некуда с ними пойти. И потому консультации наших специалистов для них особенно ценны.

К тому же семья не всегда оказывается в состоянии полноценно помочь ребенку с учебой, указать источник информации, подсказать что-то. В семье начинается стрессовая ситуация. А с помощью нашей виртуальной школы всегда можно обратиться к учителю, пообщаться с ним по электронной почте, поговорить в форуме с другими родителями, посоветоваться.

 Сегодня на этом проекте растут все – учителя, директор, семья. Не буду скрывать: чтобы запустить школу «Синергия», я провела семь встреч с директорами школ всех районов нашего округа. Каждый вечер в течение недели я объясняла необходимость участия в этом проекте, говорила о том, что мы должны открывать школу навстречу родителям, быть ближе, доступнее, понятнее. Многие руководители образовательных учреждений знают, что просто так, от нечего делать, я не стану проводить подобные встречи. Можно говорить об открытости и доступности образования. Но почувствовать это можно только на примере собственной работы. А этот проект как раз и предоставляет такую возможность.

– На ваш взгляд, какими качествами должен обладать сегодня директор школы, чтобы участвовать в подобных проектах и вообще руководить школой?

– Я уверена в том, что если бы школами сегодня руководили те же люди, что в 70–80-х годах, мы никогда не смогли бы запустить проект виртуальной школы. За последние десять лет в округе полностью сменился директорский корпус. Это абсолютно новый тип руководителей, замешанный на других дрожжах. У них здоровые амбиции, они адекватны нынешнему времени, ритму сегодняшней жизни.

Директор школы в первую очередь должен быть менеджером. И хотя эта фраза у всех набила оскомину, это верно. Он должен быть тем самым менеджером, который обеспечивает жизнедеятельность организма из трех его составляющих:

– родителей, которые должны быть спокойны за своих детей;

– учителей, для которых надо создать такие условия работы, чтобы им было интересно;

– детей, ради которых мы работаем и каждому из которых мы должны предоставить возможность учиться и развиваться в соответствии со своими способностями, склонностями и талантами.

Если руководитель школы понимает и принимает такой расклад, все будет прекрасно.

Поэтому одна из моих самых важных задач – найти того человека, который возглавит этот самый детско-взрослый, родительско-учительский и ученический коллектив, и подготовить его к работе в современных условиях.

– Вы планируете распространять опыт виртуальной школы в других округах Москвы?

– Мы думали об этом. Возможно, мы ошибаемся, но пока этого делать не станем. Понимаете, есть в этом проекте некоторая домашность, если можно так сказать, некоторая камерность. И именно это придает ему особое очарование и теплоту. А чуть шагнешь за границы округа – все будет поставлено на поток.

Наш проект рождался трудно, тяжело, он только-только встал на ноги, начинает обретать силу. Так что нам пока рановато что-то пропагандировать. Может быть, позже, по истечении какого-то времени, наработав опыт, мы поделимся им с коллегами.

Рейтинг@Mail.ru