Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2006

Будни директора

«В маленькой школе все видно как на ладони»

Есть в нашей пестрой жизни особые островки. Каждый раз, когда мне случается посетить их, я испытываю чувство удивления и радости. Люди, организующие жизнь на этих островках, на первый взгляд такие же, как все. Однако когда дело доходит до беседы с ними, начинаешь понимать, что обычному человеку сделать такое не под силу.
Что сделать? Открыть и держать, что называется, на плаву маленькую негосударственную школу...

Город Ревда, что в 30 минутах езды от Екатеринбурга, расположился на восточной границе Европы. Да-да, в нескольких километрах от города проходит географическая граница между Европой и Азией. Но это, пожалуй, все, что в нем есть нынче примечательного. В остальном он такой, каких сотни по всей России: когда-то были заводы, на них работали люди, получали деньги.


О.Ф. Степанова: «Мы должны
разбудить в ребенке веру
в собственные силы»

Сегодня заводская жизнь в городе совсем не такая, как прежде. Да и люди поуезжали в поисках лучшей доли. И как раз в такой-то момент, семь лет назад, в Ревде появилось негосударственное образовательное учреждение. Сегодня оно называется «Начальная школа – детский сад «Истоки». А Ольга СТЕПАНОВА – инициатор ее создания и ее директор.

Поработав после окончания вуза в педагогическом колледже, она открыла при колледже детскую школу искусств для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Однако уже через два года поняла, что школа искусств для маленьких детей в колледже для студентов – дело весьма сложное, и в первую очередь из-за санитарно-гигиенических условий. Так Ольга Феликсовна пришла к идее собственной школы, которая в самом начале размещалась в трех комнатах.

Сейчас у «Истоков» собственное небольшое здание, которое было им передано городом в полуразвалившемся состоянии. Я видела фотографии этого дома, сделанные в тот момент. Прогнивший пол, рушившиеся на глазах стены, перекрытия, чудом державшие второй этаж... И городская администрация передала школе это здание с условием, что школа приведет его в порядок и будет впоследствии содержать. По-моему, только в нашей стране возможно, чтобы город поверил в неизвестную никому крохотную школу и что с домом, находящемся в аварийном состоянии, школа справится сама, в одиночку…

И ведь справилась! Все вычистили, укрепили, отремонтировали. Сегодня школа «Истоки» – это три отделения: школьное, работающее по программе «Гармония»; дошкольное, в основе работы которого – программа «Детство», и отделение дополнительного образования. Для того чтобы учить детей по этим программам, коллектив школы ездил в Санкт-Петербург, лично знакомился с их разработчиками, беседовал с ними, уточнял, задавал вопросы. Отделение же дополнительного образования представлено такими направлениями, как театр моды, детский музыкальный театр, класс изобразительного искусства. Есть в этом отделении и специальная группа по адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения. Дети занимаются там по два-три часа, привыкают к преподавателям и дисциплине.

Спрашиваю директора, как решилась она открыть свою школу, чем руководствовалась. И получаю ответ: «Это хобби». А дальше, вопрос за вопросом, завязалась беседа.

– Ольга Феликсовна, на что надеялись, открывая свою школу?

– Я понимала, что эта затея слегка безумна, тем более что в нашем небольшом городе есть определенный менталитет и новое всегда приживается тяжело. В крупных городах открыть школу, конечно, гораздо проще. Там люди с большими потребностями и желаниями. Но мне хотелось своего дела. Поэтому и решилась. Хотя честно говорю, что это хобби. И до сих пор каждое лето я прошу мужа найти того, у кого бы я могла одолжить денег на ремонт школы. А с осени все начинается сначала: я отдаю долги, влезаю в них снова... Так и живем.

Разумеется, на 1700 рублей, которые мы берем с родителей (плюс 670 рублей за питание), содержать ребенка в частной школе сложно. К тому же заработная плата наших педагогов должна быть чуть выше, чем в государственной школе.

За семь лет работы мы поняли, что люди доверили нам своих детей, поверили в тех педагогов, которые у нас работают. То есть, приводя к нам ребенка, родители идут «на имя» педагога. И если говорить о качестве содержания образования, то у нас оно достаточно высокое.

Мы доказали, что не просто учим детей, но делаем так, что у них сохраняется желание учиться дальше, растет вера в собственные силы. Вот на это и надеялась, создавая школу.

– Вы не планируете расти, то есть открывать среднее и старшее звено?

– Мы думали об этом и выдвигали разные гипотезы. Но соцзаказ нашего города несколько иной. И среднее звено полно и интересно сделано в других образовательных учреждениях. Так что мы решили пока остановиться на том, что у нас есть сегодня. Просто будем делать это качественно и на хорошем уровне.

– А что вы вкладываете в понятие «качественное образование»?

– Применительно к нашему образовательному учреждению – это качественная реализация образовательных программ. Я имею в виду не только знания, умения и навыки, которые даются детям, но прежде всего определенный уровень воспитанности и обученности детей, который становится хорошей отправной точкой для дальнейшего обучения. Когда наши дети переходят в среднюю школу и идут в разные образовательные учреждения, их сразу видно. Они, скажем, могут поблагодарить педагога за хорошо проведенный урок. Уходя, непременно попрощаются. У нас растут добрые дети. Хотя многие думают, что раз у нас част¬ная школа – значит, в основном новые русские, выдвигающие определенные требования.

– А у вас нет детей новых русских?

– Были такие дети и такие родители. Но нам с ними пришлось расстаться. Наша школа достаточно демократичная и очень живая. Поэтому недовольство тем, что учительница сделала замечание ребенку за невыполнение домашнего задания или не заметила на ребенке дорогих туфель, выглядело у нас неуместно. Вызывала раздражение таких родителей и школьная форма, которая у нас обязательна.

Образовательный процесс – серьез¬ная вещь. Не все условия, которые ставят родители, можно и нужно выполнять. Всегда привожу такой пример: пациент приходит к врачу и говорит: «У меня есть деньги, я плачу за то, что вы выпишете мне сладкое лекарство, потому что горькое я пить не могу…»

В нашей школе есть свои традиции, свой взгляд на систему образования. И когда родители предъявляют претензии в своем ключе о том, как должна выглядеть школа, мы понимаем, что нам с ними не по пути. Мы хотим сохранить собственное лицо нашей школы.

– А с какими предложениями родителей вы можете согласиться?

– Наши родители считают, что программа на сегодня более чем достаточна, поэтому каких-то особых требований не выдвигают. Я уже говорила о том, что мы открытая, живая школа. Если возникают какие-то вопросы, я предлагаю родителям прийти в течение дня, допустим, в наше школьное отделение, побыть вместе с детьми, понаблюдать за работой педагога, поприсутствовать на любых занятиях. Как правило, если после этого остаются какие-то вопросы, мы вместе находим общее решение.

Так, был случай, когда родителям активно не нравилась учительница английского языка: не устраивало ни качество преподавания, ни взаимоотношения с детьми. В итоге мы отказались от ее работы и нашли нового педагога. Похожая ситуация возникала с педагогами по ритмике и трудовому обучению. Все разрешили мирным путем. В нашей школе работать непросто, потому что у нас, как и во всяком учреждении, есть определенная корпоративная культура. И когда человек приходит к нам, то либо он со временем начинает отвечать требованиям нашей внутренней культуры, либо, не принимая их, уходит. Когда родители начинают выражать тревогу по такому поводу, я к ним прислушиваюсь.

– Вы, наверное, очень тщательно отбирали свой коллектив…

– В такой маленькой школе, как наша, по-другому нельзя. Коллектив у нас работоспособный, в основном это педагоги-трудоголики. И если приходит человек, не привыкший работать, это сразу чувствуется. В маленькой школе все – и дети, и учителя – видны как на ладони. Поэтому психологический климат коллектива исключительно важен. Не будет взаимовыручки, чуткого понимания и слаженной работы между педагогами – мы просто не выживем. В нашей школе есть то, что нельзя пощупать руками, нельзя записать на бумаге. Это можно либо чувствовать, либо нет. У нас собираются люди, которые приятны друг другу, которые могут творчески взаимодействовать.

Кроме того, я считаю, что педагог должен быть прежде всего хорошим психологом. Причем хороший психолог – это не обязательно соответствующее образование. Это в первую очередь талант общения с ребенком. Учитель должен понимать и принимать точку зрения детей. А также знать, что ему надо научить детей хотеть учиться. Так что случайные люди к нам не попадают.

– А что, на ваш взгляд, школа должна давать ребенку?

– Первое, что должна сделать начальная школа, – научить учиться, сделать так, чтобы ребенок полюбил учиться, и разбудить веру в собственные силы. Причем в понятие «любить учиться» я вкладываю все: не только знания и навыки, но и развитие психических функций – речи, мышления, памяти, воображения, восприятия.


Школьная форма в «Истоках» обязательна

В этом смысле я, наверное, сторонница традиционных взглядов на образование. У нас в городе есть детский сад, в котором несколько групп пытаются организовать работу исходя из методики Марии Монтессори. Но ведь, наверное, не случайно у нас в России нет образовательной программы по методике Монтессори с грифом «Рекомендовано Министерством образования». Сделать сегодня эту программу так, как она представлена в той же Западной Европе, наверное, невозможно. А если и возможно, то неизвестно, как это уживется рядом с нашими реалиями. Я считаю, для того чтобы ее воплотить по-настоящему, педагогам нужно видеть ее под определенным углом, нужно многому учиться, нужны выезды за рубеж для оценки тамошнего опыта. Только после огромной подготовки ее, наверное, можно попытаться адаптировать к российской действительности.

У нас же программа занятий плотно связана с федеральным учебным планом.

– Если бы у вас была возможность что-то в нем поменять, что бы вы поменяли?

– Думаю, что программа, которая существует сегодня для детей дошкольного и младшего школьного возраста, – это оптимальный вариант. Ведь для того, чтобы качественно все это преподать и чтобы ребенок сам смог приготовить домашнее задание, нужно приложить немало усилий. Нагрузка на ребенка и так ложится значительная. А без домашнего задания никак не получается. Дети должны уметь трудиться, должны хотеть добывать знания. Это – основа карьеры. Если ты умеешь работать над собой, значит, добьешься чего-то в жизни. Любое развитие – это прежде всего преодоление самого себя. И я убеждена в том, что наша сегодняшняя учебная программа в достаточной степени воспитывает эти качества.

Беседовала Яна САРТАН

Рейтинг@Mail.ru