Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2006

Опыт

МагНИТ, притягивающий успех

Новые информационные технологии в управлении гимназией

В девяностых годах компьютер стал внедряться во все сферы жизнедеятельности нашей гимназии – в управление, бухгалтерию, обучение. Он начал широко использоваться как средство, позволяющее собирать, хранить и передавать информацию посредством локальных сетей, позволил перенести информацию с бумажных носителей на электронные, существенно облегчая работу по управлению гимназией.

От компьютеризации, которая понимается как массовое внедрение компьютеров во все области жизни, как необходимое условие прогресса и развития, наша гимназия перешла к информатизации.

К 1 сентября 2005 года в гимназии была произведена значительная модернизация имевшейcя материальной базы компьютерной техники. В гимназии есть три компьютерных класса (28 рабочих мест) с выходом в Интернет. Локальная сеть, охватывающая все компьютеры гимназии, включая компьютерные классы с выходом на школьный сервер. Из технических средств – две портативные видеокамеры, четыре телевизора, четыре видеомагнитофона, три ксерокса А3, цифровая камера, три мультимедийных проектора, четыре сканера, одиннадцать лазерных принтеров, включая цветной. Есть сайт в Интернете.

Для методического руководства у нас существует методический кабинет с концентрированным, обобщенным опытом работы учителей, видеотека с лучшими уроками учителей и видеоматериал для уроков МХК, иностранного языка. Методический кабинет оснащен компьютером, двумя принтерами (струйный и лазерный), есть сканер, ламинатор, ксерокс А3. Методкабинет имеет две штатные единицы – лаборант методкабинета и заведующий кабинетом – методист.

Медиатека оборудована двумя компьютерами с выходом в Интернет, сканером, лазерным принтером, ксероксом А3, телевизором с видеомагнитофоном, проектором для демонстрации мультимедийных продуктов.

Анализ показывает, что в Российской Федерации идет медленное оснащение современной компьютерной техникой; еще медленнее – в Кировской области по ряду объективных (недостаточное финансирование) и субъективных причин (слабая заинтересованность местных органов управления в развитии информационной составляющей образования).

На этом фоне процесс информатизации гимназии № 1 г. Кирово-Чепецка можно назвать как поступательный (оснащение техникой идет хорошими темпами) и управляемый (имеется Программа информатизации гимназии на период до 2008 года – см. Приложение).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа информатизации
гимназии № 1
г. Кирово-Чепецка
на период до 2008 года

Ведущая концептуальная идея

За последние годы произошло коренное изменение в возможностях использования персональных компьютеров и информационных технологий в жизни человека. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, приобретает новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, уже невозможно представить современное общество без использования новых информационных технологий.

Разработчики программы исходили из того, что администрация гимназии № 1 Кирово-Чепецка осуществляет локальную социокультурную политику, направленную на развитие информационного пространства школы – как муниципальной части системы образования, так и региональной части Северо-Западного региона России.

Под информатизацией образования в программе понимается «... процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в системе образования области»1.

В организационном плане информатизация образования – это определенный алгоритм взаимосвязанных проектов: научно-исследовательских, научно-технических и материально-технических.

Программа стала результатом практически направленного социального проектирования и представляет собой нормативный и управленческий документ. Она включает социально-педагогический анализ состояния информатизации школы, цели, задачи и направления ее развития на ближайшую перспективу, ожидаемые результаты, ее ресурсное обеспечение в современных социально-экономических условиях.

Программа является основанием для принятия администрацией гимназии нормативных и распорядительных документов, обеспечивающих необходимые условия для развития системы информатизации, для реализации государственного стандарта по информатике на всех ступенях непрерывного образования.

Выполнение программы обеспечивается как объемами финансовых средств бюджетов всех уровней, необходимыми для полноценного развития и функционирования системы информатизации образования, так и дополнительным целевым финансированием Программы, в том числе и за счет собственных средств гимназии от предпринимательской деятельности, целевых добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Развитие гимназии на основе системного подхода требует более широкого внедрения в повседневную деятельность образовательного учреждения новых информационных технологий (НИТ), основанных на использовании компьютерной техники по следующим основаниям.

  • Возрос поток информации о ходе и результатах образовательного процесса и научно-методической деятельности.
  • В связи с увеличением потока оперативной информации возникает потребность в создании определенного алгоритма сбора информации на всех уровнях управления образовательным процессом для принятия адекватных управленческих решений.
  • Наработанная система использования компьютерной техники в гимназии для учебного процесса (три кабинета информатики: на основе PENTIUM – IV; компьютерный центр; компьютеризированная бухгалтерия; информационно-методический центр, медиатека) уже не удовлетворяет ни педагогический коллектив, ни членов администрации.
  • Подключение к глобальной информационной сети Internet и электронной почте E-mail не только PC IBM директора, но и головных компьютеров в кабинете информатики и работа с ними учащихся требуют более высокой подготовки членов педагогического коллектива, занятых этой работой, и выводят на абсолютно другой уровень внешние связи гимназии с другими учебными заведениями России и организациями.

В учебную деятельность все шире внедряются мультимедиа-технологии (у немалого числа учащихся есть домашние компьютеры, что влечет за собой более высокую компьютерную подготовку школьников).

Создание медиатеки на базе библиотеки требует специальной подготовки библиотекарей.

Возникла необходимость в разработке «Программы информатизации гимназии № 1 г. Кирово-Чепецка» для перехода на новый этап развития и быстрого решения выявившихся проблем, комплексного использования компьютерной техники и применения НИТ как членами администрации, так и педагогами гимназии.

Цели программы

Создание условий для перехода на новый качественный уровень использования компьютерной техники и новых информационных технологий во всех структурных подразделениях гимназии.

Задачи программы

  1. Формировать информационную культуру учащихся, повысить качество общеобразовательной и профессиональной подготовки в области применения современных информационных технологий.
  2. Обеспечить необходимые правовые, научно-методические, организационные, информационные, кадровые и другие условия для перехода на новый уровень использования НИТ.
  3. Внедрить компьютерные информационные технологии для различных подразделений гимназии (локальная информационно-аналитическая сеть гимназии).
  4. Определить, апробировать и внедрить современные подходы к применению НИТ и телекоммуникационных технологий в образовании.
  5. Развивать международные контакты гимназии с зарубежными странами посредством Internet.
  6. Автоматизировать документооборот, повысить уровень управленческого труда.
  7. Создать школьную медиатеку.
  8. Создать единое информационное пространство и информационную среду обучения (обеспечение образовательного процесса в предметных областях).
  9. Создать алгоритм управления качеством образования:
    • использование НИТ в управлении качеством образовательного процесса;
    • информационно-коммуникационное обеспечение учебного процесса.
  10. Информационно-коммуникационное обеспечение общественной жизни гимназии.

Ожидаемый результат

Результат от проводимой работы по использованию НИТ состоит в следующем.

  • Ведется работа по созданию единого информационного пространства с достаточно целесообразными информационными потоками, направлениями и частями, доступными для каждого педагогического работника, т.е. разработана информационная среда организационной деятельности школы.
  • Имеется возможность сосредотачивать информацию обо всех сторонах образовательного, хозяйственного и финансового процессов в едином банке данных (файл-сервер). Таким образом, разработана технология поддержки принятия решения при управлении школой, повышен уровень организации управленческого труда.
  • Созданы необходимые условия для обработки поступающей информации, ее отслеживания и прогностического анализа с помощью компьютерной техники (F-анализ – всесторонний компьютерный анализ деятельности гимназии с разработкой и выдачей рекомендаций по перспективным направле¬ниям).
  • Обеспечено вхождение гимназии в российское образовательное информационное пространство (с созданием и поддержкой сайта в Internet и включением гимназии в общероссийские образовательные проекты).
  • Развита сеть автоматизированного документооборота и делопроизводства.
  • Создан алгоритм управления качеством образования на основе НИТ.
  • Создана система информационно-коммуникативного обеспечения общественной жизни гимназии.
  • Учителя гимназии активно используют в своей деятельности Internet и мультимедийные технологии.

Основной результат – вхождение гимназии № 1 г. Кирово-Чепецка в российское и мировое образовательное пространство.

а. Общий управленческий результат:

  • на основе единой локальной сети создано единое информационное пространство гимназии;
  • внедрена система сбора и обработки информации по различным направлениям образовательного процесса (информационные потоки);
  • созданы банки данных информации как статистического, так и программно-методического характера;
  • определен общий подход к аналитическому прогнозированию процессов развития гимназии;
  • появилась возможность оптимизировать принятие управленческих решений;
  • повысилась компьютерная грамотность администрации и учителей гимназии (проведены курсы для учителей «Пользователь персонального компьютера»).

б. Результат работы с кадрами. Повысились:

  • общие знания о составе, средствах и назначении ИТ;
  • умения и навыки ввода информации в компьютер с основных устройств ввода;
  • умение работать с введенным текстом (аналогия с умением писать и готовить различные письменные тексты);
  • умения и навыки работать с загруженным текстом – поиск фрагментов, быстрое передвижение внутри текста (аналогия работы с книгой);
  • умения и навыки по поиску, загрузке, выгрузке и пересылке конкретных текстов,
  • работа с базами данных в телекоммуникационной сети (аналогия работы в библио¬теке);
  • умения и навыки для работы с графической и звуковой информацией, ис¬пользование технологий мультимедиа;
  • навыки по созданию стандартных сообщений (заполнение бланков документов, их адресация и контроль доставки);
  • умение планировать и создавать собственное рабочее место (АРМ) для повседневной деятельности.

в. Результат от вхождения гимназии в российское образовательное информационное пространство

За счет имеющейся электронной почты E-mail и подключения к глобальной сети осуществлены следующие проекты:

  1. разработана и поддерживается с помощью учащихся старших классов собствен¬ная стра¬ничка Web-site в Internet (по адресу http://www.kirov.ru/~gimns). Теперь любой желающий в мире может заглянуть на нашу стра¬ничку, узнать о наших делах и связаться с нами.
  2. Подключены к электронной почте компьютеры в кабинетах инфор¬матики и медиатеке – появилась возможность для учащихся гимназии самостоятельной работы с элек¬тронными письмами через E-mail.
  3. Через Internet установлена связь с Ярославским Центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании, центром Эйдос, что позволило участвовать во всевозможных проектах – олимпиадах, конкурсах и т.д.
  4. Гимназия вот уже шестой год участвует в общероссийском проекте, проводимом фирмой Siemens «Мультимедиа в образовании».
Александр ХОДЫРЕВ, директор гимназии № 1,
г. Кирово-Чепецк

Публикация статьи произведена при поддержке компании "Скорая Компьютерная Помощь". Если Ваша операционная система заражена СМС - вирусом, и Вы не знаете, как разблокировать компьютер, то посетите сайт компании "Скорая Компьютерная Помощь", который располагается по адресу http://www.remont-komputerov-notebook.ru/. На страницах сайта представлена подробная информация, которая расскажет, как действовать в случае заражения компьютера СМС - вирусом и другими вредоносными программами. А воспользовавшись предложением специалистов компании "Скорая Компьютерная Помощь", Вы получите услуги опытных профессионалов, которые устранят все вирусы и обеспечат надежную защиту Вашего компьютера или ноутбука, сохранив всю информацию и не переустанавливая операционную систему.


* Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. – М., Минобразования РФ, 1998.

Рейтинг@Mail.ru