Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2006

Опыт

«Театральная» гимназия

В одном из жилых, плотнонаселенных кварталов Екатеринбурга можно отыскать два небольших, неказистых, стоящих совсем рядышком здания. Когда-то это были детские садики. Но настали 90-е годы, и они оказались не нужны своим хозяевам. Тогда-то в этих двух домиках и поселилась гимназия № 205 «Театр». Правда, она еще называлась центром образования, а гимназией стала лишь два года назад. Но стандарты гимназического образования были заложены здесь с самого начала. А к таким вещам, как поиск и эксперимент, коллектив всегда относился с пониманием и энтузиазмом*.

Столь ярким названием – «Театр» – гимназия обязана своему основателю. Генрих Львович Риасс – профессиональный режиссер, педагог – пятнадцать лет назад привел в свой любительский театр детей, чтобы взрослые учились у них искренности и органичности, учились вместе думать и разбираться в житей¬ских событиях, придумывать праздники и строить Дом, в котором бы вместе было уютно и безопасно. Так появился семейный центр. В нем общались родители, ставились уникальные спектакли с детьми, в ходе которых разбирались непростые семейные ситуации, решались вопросы взаимоотношений между родителями и детьми.

А потом, будучи человеком азартным, Генрих Львович решил рискнуть. Риск заключался в том, чтобы превратить школьные уроки истории, литературы, математики и т.д. в театр. А точнее – в событие, которое будет для ребенка важным и интересным. Тогда эту новую технологию назвали «использование методов и принципов театральной педагогики в образовании». Но случилось горе: вдохновителя всей этой кутерьмы не стало. И тогда оставшаяся команда родителей и педагогов решила думать, как и что делать дальше.

Родителям, прикипевшим к центру и педагогам душой, расставаться не захотелось, и, поскольку дети, с которыми начинал ставить спектакли Генрих Львович, тогда уже подросли, было решено организовать детский садик и школу. Так и получилось, что дружному коллективу были отданы в распоряжение два полуразрушенных здания, в которых когда-то располагались детские сады.


Р.Радченко: «В нашей гимназии работают педагоги,
настроенные на ювелирную работу»

Восстанавливая по кирпичику помещения, коллектив «Театра» начал педагогическую деятельность. К 96-му году здесь были оформлены первые авторские программы, за которые коллектив получил грант Сороса. Театральные технологии были положены в основу проведения уроков. Это не значит, что уроки в гимназии театрализованы. Просто эти технологии помогают педагогу выстроить урок определенным образом, срежиссировать общение между учениками, спланировать свой диалог с ними. Детский театр, разумеется, в гимназии тоже был оставлен и здравствует по сей день. За свои спектакли каждый год театр получает премии как в родном Екатеринбурге, так и в Москве, Калуге, Тюмени, Берлине... А с недавних пор к такой активной жизни гимназии прибавилось и еще одно дело. Гимназия создала на своей базе Инновационный центр повышения квалификации по программе «Театральная педагогика как средство развития развивающей образовательной среды». Так что дело, начатое когда-то Генрихом Риассом, растет и ширится...

Управляется со всем этим беспокойным хозяйством невысокая, скромная женщина. Ее тихий голос слышат в течение дня и в здании школы, и в здании детского садика в двух шагах от школы, и в театральной мастерской (третье здание), и в столовой, куда гимназисты ходят обедать (своей столовой у «Театра» нет по причине нехватки помещений. – Прим. ред.). Руфина Григорьевна РАДЧЕНКО, директор гимназии, успевает везде и всюду. И, несмотря на занятость, сумела выделить время для встречи с «Управлением школой». С ней и ее коллегами – замдиректора по науке Ольгой Анатольевной МЕДВЕДЕВОЙ и педагогом Ольгой Анатольевной СУСЛОВОЙ – мы и попытались поговорить о специфике образовательного учреждения, ценностях и целях гимназического образования.

Корр.: Руфина Григорьевна, в чем, на ваш взгляд, особенность вашей гимназии?

Р. Радченко: Диалог с культурой – вот главная задача, на решение которой направлена наша деятельность. В гимназии сложились два направления: информационные технологии и гуманитарно-эстетическое.

Информационным технологиям мы начинаем учить с первого класса. Наши дети владеют не просто базовой информатикой, они умеют работать в таких программах, как Adobe Photoshop, Corel Draw; естественно, ориентируются в Интернете. Для того чтобы наши учащиеся имели возможность «расти» в этом направлении, мы, в частности, придумали и фестиваль «Анима». Это мероприятие также решает и одну из задач нашей экспериментальной деятельности по формированию и развитию модели школы творческого развития и самореализации ребенка посредством создания открытого культуроемкого пространства. В конце прошлого года фестиваль проходил в четвертый раз, в нем принимали участие и наши дети, и учащиеся школ города и области. В номинациях «компьютерная графика», «анимация», «Web-страничка» было представлено около 500 работ.


О.Медведева: «Мы вовлекаем ребят в путешествие
длиной в один урок»

Второе направление гимназии – усиленное преподавание предметов гуманитарно-эстетического цикла. Это истороия, МХК, рисование... Серьезно занимаемся проектной деятельностью. Для детей это очень важно, так как такая деятельность проявляет их умение подать себя, предъ¬явить свои знания, самовыразиться.

Эти два направления взаимосвязаны. Ведь в той же компьютерной графике важна эстетическая сторона дела, умение выразить свои эмоции, чувства. Одно не существует без другого. Так что технологии развивают творчество – и наоборот.

Ну а технология театральной педагогики дает возможность учителю быть не только обладателем знаний, но и специалистом, умеющим этим знанием увлечь, обаять, подарить его так, чтобы оно не было отвергнуто или забыто, а позволяло превратить урок в увлекательные «предлагаемые обстоятельства».

Эта же технология помогает ребенку:

  • овладеть различными методами познания естественно-научной, художественной, жизненной реальности;
  • выбрать соответствующий инструмент, позволяющий действовать адекватно им;
  • менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них.

В нашем понимании именно с игры начинается человек культуры, человек, способный проектировать новую реальность в своем воображении. И такую реальность мы строим вместе с детьми каждый день в гимназии.

Корр.: Вы принимаете в гимназию всех детей?

Р. Радченко: И да, и нет. Попробую объяснить. На сегодняшний день у нас 105 учащихся в детском саду, 30 – в гимназии. Около 60 работают в театральной мастерской, и некоторые предметы ведут сразу три педагога. Безусловно, это все стоит дорого.

Мы 15 лет жили как автономная организация, не называясь таковой, и у меня была своя бухгалтерия. Я везла на себе весь этот груз, и знала, для чего работаю. Но начиная с этого года вводится подушевое финансирование, и, конечно же, встает вопрос о затратности нашей школы, хотя мы всеми возможными способами пытаемся привлекать денежные средства. Это и родители, и спонсоры, и по¬жерт¬вования. Но теперь я не знаю, как все будет развиваться. Хотя до сегодняшнего дня школа была в целом бесплатная, дополнительные образовательные программы все равно стоили денег.

Когда к нам приходят родители с просьбой записать ребенка в школу, я провожу индивидуальные беседы с каждой семьей. Объясняю концепцию, проговариваю с родителями особенности нашей гимназии, говорю о том, что на ребенка у нас будет большая нагрузка; спрашиваю пап и мам, готовы ли они вкладывать деньги в образование своего ребенка и в тот социум, который мы для него создаем, узнаю, готовы ли они работать вместе с нами со своим ребенком.


О.Суслова: «Научить
детей слушать,
наблюдать и создавать
образы – одна из задач
нашей гимназии»

Мы полагаем, что, приведя своего ребенка, родители должны принять нашу концепцию, идеологию, понять нашу программу – основную и дополнительную. Мы – маленькая школа, некоторые приходят к нам просто от страха перед массовой школой. Но вместе с этим родителям необходимо понять, что такая работа, как у нас в гимназии, невозможна в массовой школе принципиально. Совершенно непредставимо, чтобы в большой школе можно было работать с ребенком с трех лет и, глядя ему в глаза, спрашивать о том, что он думает по тому или иному поводу. А у нас это делается каждый день. И родители должны это понять, принять и поддерживать.

Когда у нас с родителями получается адекватный и взаимный диалог, с ребенком все складывается нормально. А когда родители думают, что в маленькой школе легче учиться, я говорю: «Если вы ищете легкий путь для своего ребенка, то это не к нам. Вам нужна массовая школа, в которой ваш ребенок «потеряется» и будет спокойно жить. У нас же вам придется работать вместе с нами». В общем, родители выбирают нас «на входе».

Корр.: А случалось, что родители через какое-то время понимали, что их ребенок больше не может посещать гимназию «Театр»?

Р. Радченко: Если такое и случается, то в основном к девятому классу. И уходят преимущественно те, кто понимает, что хочет свою дальнейшую жизнь связать с физикой и математикой. Это естественный процесс. А те, кто планирует поступать на гуманитарные факультеты, в архитектурные вузы, – остаются. Другими словами, гимназия ориентирует ребят на гуманитарно-социальное направление.

Но знаете, те, кто уходит, все равно остаются с нами. Наши выпускники, все, кто учился у нас, постоянно приходят и на выпускные, и на спектакли, и просто в класс, к учителям. Они помнят о гимназии, и для нас это очень ценно.

Корр.: Помимо технологий театральной педагогики чем еще вы привлекательны как учреждение образования?

Р. Радченко: В нашей гимназии почти все и всегда находятся в состоянии диалога, в процессе которого развиваются разные грани таланта ребенка и учителя. По-другому у нас нельзя, потому что мы живем в ограниченном гимназическом пространстве, когда все и всегда на виду друг у друга. И в задачу педагогов входит среди всего прочего выстраивание этого пространства.

Мне кажется, что если сохранять все-таки инновационность как ценность образования, то нельзя говорить о затратной системе в школе. Нужно эту инновационность поддерживать, чтобы такие гимназии и школы, как наша, не только выживали, но развивались.

Конечно, я не могу сказать, что нас не поддерживают. Мне даже предлагали огромное здание, на 600–800 детей. Но тогда будут дети, а все остальное – диалог, индивидуальность – размоется. Это станет просто невозможным! И не только для детей. Ведь у нас и не каждый педагог выдерживает ритм работы. Остаются лишь те, кто внутренне настроен на ювелирную работу.

У нас все нацелены на то, чтобы проявить себя, показать, как можно вести уроки, как можно на уроках отвечать. Ведь гимназия небольшая, и потому ребенок каждый день должен быть готов к уроку. Отсидеться просто нельзя, потому что учитель настроен на диалог и вовлекает в него каждого, ему интересно, чтобы каждый высказался по тому или иному поводу.

Корр.: Вы упомянули трех педагогов, ведущих один предмет. Что это за предмет и как это происходит?

О. Медведева: Тот факт, что образное мышление ребенка необходимо развивать и что оно помогает ему обучаться и математике, и химии, и физике, наконец-то стал общепри¬знанным. Мы понимали это давно, и именно поэтому у нас появились такие курсы, как «Введение в язык искусства» и «Введение в язык естествознания».

Первый курс – это интегрированная учебная программа для детей 3–11 лет. С детьми занимаются одновременно на уроке и художник, и музыкант. Второй курс предназначен для учащихся 2–5 классов. Он разработан тремя авторами – педагогами, которые на этих уроках находятся в классе сразу втроем. Это учителя математики, природоведения и общество¬знания.

Курс «Введение в язык искусства» позволяет одновременно заниматься живописью, музыкой, архитектурой, графикой. Этот предмет нацелен научить детей воспринимать искусство, читать искусство. Поэтому в первую очередь мы овладеваем цветом, звуком, фактурой, линией, формой – этими основными составными элементами, на которых строится произведение искусства. На таком уроке дети одновременно могут представить любой звук, нарисовать его, передать цветом, линией, фактурой. Освоив эти элементы, впоследствии мы слушаем серьезную музыку, учимся понимать «взрослую» живопись.

У нас может быть урок-путешествие. Мы с детьми можем ходить по горам, думать, какие это горы, разговаривать с хозяином гор, размышлять о том, чем путешествие в горах отличается от путешествия по пустыне... Все это базируется на элементах театральной педагогики. Это не просто игра, а заранее срежиссированное педагогом занятие, устроенное так, что ребенок вовлекается в путешествие длиной в урок.

В более старшем возрасте, например, дети пытаются понять, что хотел рассказать художник своей картиной, и после такого обсуждения могут нарисовать свою картину, используя персонажей художника. Мы также одновременно можем работать со словом: ребята отвечают на вопросы, которые задает учитель, или придумывают свои вопросы к художнику.

О. Суслова: А курс «Введение в язык естествознания» появился потому, что мы хотели уравновесить эстетическое образование, сделать получаемое детьми образование более целостным, универсальным. Работа же трех педагогов одновременно на этом уроке дает возможность говорить с ребенком на «разных» языках – на языке математики, обществознания, природоведения – об одних и тех же явлениях.

Данный предмет ни в коем случае не подменяет собой основные – математику, природоведение. Мы просто формируем для детей некую матрицу восприятия научного материала и хотим, чтобы ребенок легко адаптировался в области естественно-научных знаний.

А сотрудничество на уроке помогает нам, педагогам, точнее чувствовать ход урока, быстрее реагировать на настроение и вопросы детей, быть собраннее внутренно. После каждого урока мы втроем обсуждаем прошедшее и тут же проектируем следующее занятие. Надо сказать, что столь тесная работа с коллегами требует от педагога определенных качеств. Такая система преподавания одновременно и усложняет, и помогает учителю. Помогает тем, что детям становится интереснее и легче работать и ты видишь, как у них растет мотивация. Сложнее же все потому, что надо постоянно работать в команде, четко разделяя урок по времени и чувствуя настроение коллег.

Корр.: Как вы считаете, тот ребенок, который оканчивает вашу гимназию и у которого во время учебы были такие предметы с нестандартными подходами, чем-то отличается от выпускника обычной школы?

О. Суслова: Безусловно. Это уже проверено временем. Дети, прошедшие нашу программу, умеют слушать и слышать, видеть и наблюдать. Это во-первых. Во-вторых, наши ребята обладают своим собственным стилем и мышлением. Они всегда могут высказать свое мнение, поделиться размышлениями, отстоять свою точку зрения. И в-третьих, они, конечно, обладают развитым чувством цвета, формы, линии. Наши выпускники прекрасно разбираются в подборе цветов, деталей, обустройстве интерьера. Но мы говорим не о том, что выполняем функцию художественной школы, что работаем над мастерством и техникой. Мы просто значительное внимание уделяем созданию своего собственного образа и вообще работе с образом как таковой.

Корр.: Вы успеваете давать не только базовые предметы, но и дополнительные. Как это сказывается на нагрузке детей?

Р. Радченко: Инновационным школам вообще сложнее работать в рамках традиций и существующих требований СЭС. Наше расписание изначально составляется на целый день. И динамическая пауза (примерно час времени в середине дня) помогает «разбавить» учебу. Но если следовать тому, что предписывает СЭС, то первокласснику вообще положено три урока. Но я не скажу, что у наших детей нагрузка противоречит здоровому образу жизни. Мы за этим пристально следим. Хотя в среднем нагрузка на ребят ложится, конечно, большая, нежели в обычной школе, за счет индивидуального подхода, авторских программ, большого спектра дополнительных занятий.

Корр.: Каким вы видите путь выживания таких небольших и нестандартных гимназий, как ваша?

Р. Радченко: Это трудный путь. Потому что мы постоянно находимся между желанием осуществить как можно больше творческих замыслов и стремлением найти деньги для их осуществления. В последнее время я занялась изучением такого института, как попечительство. Другого пути пока не вижу.

Если государство не пересмотрит свою политику в отношении школ, подобных нашей, жить будет невесело. На мой взгляд, сегодня в государстве нет понимания проблем инновационных школ и вообще нет понимания инновации как таковой.

Ведь инновация не в том, чтобы в гимназии было 800 человек, а в том, чтобы сделать другими людьми 130 человек. Да, это затратный путь. Но надо же смотреть на результат, вырабатывать другие критерии, другое понимание этой проблемы.

На мой взгляд, нужно поддерживать инновацию не как слово, а как действие, приносящее результат.

Беседовала Яна САРТАН,
Москва – Екатеринбург – Москва

* Гимназия № 205 «Театр» имеет статус Федеральной экспериментальной площадки вот уже 10 лет.

Рейтинг@Mail.ru