Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2006

Технологии

Научиться выбирать

Обновление содержания гимназического образования

Обычно изменения происходят тогда, когда объект – предмет, закон, ситуация – не устраивает часть общества или общество в целом. Что нас не устраивает в современном гимназическом образовании? Набор учебных предметов и количество часов, отведенных на изучение данных курсов? Предметное содержание? Скрытое образование (уклад жизни гимназии)?..

Что касается последнего, то тут все зависит от самого учебного заведения и вряд ли может быть предметом обсуждения.

Ясного и четкого ответа на вопросы по обновлению содержания гимназического образования современная педагогика и ведомства не дают.

В последнее время эффективность реформ в образовании все больше связывают с успешностью выпускника: личностной, социальной, профессиональной. Какие изменения в образовании могут привести к такому результату? Введение новых учебных курсов? Другая система обучения? Привлечение вузовских преподавателей? При этом не надо забывать, что деятельность инновационных учебных заведений (гимназий, лицеев) регламентируется теми же законами, что и деятельность общеобразовательных школ, в том числе и в части финансирования. В условиях нормативного (подушевого) финансирования инновационным учебным заведениям явно не хватит средств для качественной реализации своих образовательных программ.

В Вятской гуманитарной гимназии (ВГГ) уже в течение многих лет учащиеся 8–11 классов составляют индивидуальные учебные планы на основе экспериментального учебного плана гимназии. Тем самым они формируют свое гимназическое образовательное пространство, способствующее наиболее полному удовлетворению индивидуальных интеллектуально-творческих потребностей.

Мы утверждаем, что, если в образовательном учреждении выстроить образовательный процесс на основе индивидуальных учебных планов, то:

  • создаются условия для ситуации успеха «здесь и сейчас»;
  • активизируются демократические процессы (чем более индивидуализировано обучение, тем более оно демо¬кратично);
  • развиваются интеллектуальные способности личности;
  • обеспечивается широкое общее среднее образование;
  • формируются ключевые компетенции.

Экспериментальный учебный план ВГГ формирует гимназическое образовательное пространство, способствующее наиболее полному удовлетворению индивидуальных интеллектуально-творческих потребностей гимназистов, включает в себя «Основной гимназический образовательный компонент» и «Дополнительный гимназический образовательный компонент» и состоит из четырех частей (см. также схему):

  • обязательные общеобразовательные и гимназические учебные предметы;
  • обязательные общеобразовательные и гимназические предметы с выбором программы обучения;
  • общеобразовательные и гимназические учебные предметы по выбору гимназиста;
  • дополнительные занятия по выбору гимназиста для расширения образовательного пространства.

Наглядно систему работы по индивидуальным учебным планам можно представить в виде пирамиды (см. рис.), стержнем которой является ребенок, превращающийся из ученика в учащегося (учит себя сам).

Конечно, есть риск, что гимназисты могут выбрать программы и предметы, которые требуют минимального напряжения сил и времени на их изучение. Но, если индивидуальный учебный план – это путь к свободе, то «давление» на ученика, с тем чтобы он выбрал «трудные», но нужные курсы, неуместно. Таким образом, ученик приобретает опыт делать выбор, нести за него ответственность и исправлять допущенные ошибки.

Ситуация постоянного выбора при формировании гимназистом индивидуального учебного плана стала основой становления жизненного опыта, учит ответственности за свой выбор, приучает к мысли, что учиться, чтобы стать образованным, каждый должен сам путем организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений.

Прохождение индивидуальных образовательных маршрутов предоставляет гимназистам право полноценного выбора содержания и форм образования.

По мере продвижения гимназистов по ступеням образования они приобретают опыт погружения в другие системы обучения (помимо классно-урочной): разноуровневую, лекционно-практическую, бригадно-групповую, индивидуальную (см. табл.).

Стоит отметить, что гимназисты 10–11 классов всегда достаточно высоко оценивают предоставленное им право выбора программы обучения и предметов для изучения, а 69,4 процента выпускников считают, что их жизненные перспективы по окончании гимназии более благоприятны по сравнению с перспективами выпускников других школ.

По нашему мнению, организация работы на основе индивидуальных учебных планов обеспечивает в реальном образовательном процессе свое содержание образования для каждого гимназиста, а также:

  • осуществляет принципы демократизации и гуманитаризации образования, идеи выбора и вариативности;
  • позволяет обучающимся содержательно и технологически выстроить свои индивидуальные образовательные маршруты;
  • включает организацию образовательного гимназического процесса в парадигму личностно ориентированного образования.

Образовательный процесс на основе индивидуальных учебных планов – первый шаг к школе индивидуального образования, школе не для «массы» учеников, а для каждого ребенка, одного и единственного.

Индивидуальные учебные планы гимназистов – это результат смены приоритетов в сфере образования. Главной задачей процесса обучения становятся не сами знания, а умение мыслить на основе знаний, поэтому реализация индивидуальных учебных планов создает предпосылки личностной, социальной и в конечном итоге профессиональной успешности.

Надежда ПОЛЯКОВА,
замдиректора по УВР в старшей школе, Вятская гуманитарная гимназия

Рейтинг@Mail.ru